Спиридон дмитриевич дрожжин. Дрожжин Спиридон Дмитриевич Дрожжин спиридон дмитриевич биография для детей

Спиридон Дмитриевич Дрожжин (1848-1930) - русский поэт.

Родился 6 (18) декабря 1848 года в семье крепостных крестьян в деревне Низовка Тверской губернии. В школе учился две неполных зимы, потом одиннадцатилетнего сына мать отправила на заработки в Санкт-Петербург. Следующие годы жизни Дрожжина прошли в скитаниях по России, он сменил множество профессий.

В Петербурге (1860-1871) занимался самообразованием, познакомился с произведениями Николая Некрасова, Алексея Кольцова, Ивана Никитина, Льва Толстого и др. В 16 лет Дрожжин написал своё первое стихотворение, в 1867 году начал дневник, который вёл до конца жизни.

Первая публикация Дрожжина в журнале «Грамотей» (1873). С этого времени Дрожжина стали печатать во многих журналах: «Дело», «Слово», «Семейные вечера», «Русское богатство» и др., в том числе тверских - «Тверской вестник» (1878-1882).
Из-за бедственного материального положения и под влиянием встреч с Львом Толстым (1892, 1897) возвращается на родину (1896), посвящая себя литературному труду. В 1903 году «Кружок писателей из народа» организовал вечер, посвящённый 30-летию поэтической деятельности С. Д. Дрожжина; одним из организаторов вечера был И. А. Бунин, который назвал Дрожжина «самым даровитым поэтом-самоучкой».
Академия наук назначила в 1903 году Дрожжину пожизненную пенсию; в 1910 году - премию, за сборники «Заветные песни», «Стихотворения 1866-1888», «Новые русские песни», «Баян»; в 1915 году - почётный отзыв имени А. С. Пушкина за сборник «Песни старого пахаря».

Дрожжин Спиридон Дмитриевич , русский советский поэт.

Родился в семье крепостного. Начал печататься в 1873, стал известен как талантливый «поэт-самоучка», защитник обездоленного люда, певец земледельческого труда и русской природы. Поэт приветствовал Октябрьскую революцию, увидев в ней осуществление чаяний народа (стихотворения «Запевка» , «На сходке» , 1920, «Памяти В. И. Ленина» , 1924, и др.).

Стихи Дрожжина, на которых сказалось влияние А. В. Кольцова и Н. А. Некрасова , задушевны, отличаются непосредственностью восприятия, напевностью; положенные на музыку, некоторые песни перешли в фольклор. В 1938 в посёлке Завидово Калининской области открыт музей Дрожжина.

Л. А. Ильин

Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился в 1848 году в д. Низовка Тверского уезда, умер в 1930 году там же. С двенадцатилетнего возраста жил в Петербурге и работал «мальчиком» и «половым» в гостиницах и трактирах, продавцом в табачной лавочке и книжном магазине, лакеем, служащим на табачной фабрике (в Ташкенте) и на железной дороге, а с конца 1870-х годов занимался земледельческим трудом. Тогда же он стал постоянно помещать свои стихотворения в «Игрушечке», «Семейных вечерах», «Детском чтении», «Роднике», «Слове», «Деле», «Луче», «Русском богатстве» и других изданиях. Первый сборник его стихотворений вышел в Москве в 1889 году. При жизни поэта вышли в свет 33 отдельные его книги и брошюры (включая переиздания). В «Автобиографии» (М., 1923) Дрожжина много свидетельств об интересе поэта к народным песням, которым он сознательно подражал. На тексты его писали музыку малоизвестные композиторы: С. Евсеев («Не полынь с травой-повиликою…» ), В. Зиринг («Жница» ), Ф. Лашек («Не с мороза травушка…» , «Догорает день зарёю…» , «Что мне, молодцу, нужда…» ), В. Бакалейников (, «Сельская идиллия» , «Ах, о чём ты, ласточка…» , ), М. Ролов («Сельская идиллия» , «Ах, о чём ты, ласточка…» , «Любо-весело» ), В. Ребиков («Ах, о чём ты, ласточка…» , «Догорает день зарёю…» , «Жар весенних лучей…» , «Ах, когда бы солнышко…» , ), В. Быстрое («К песне» ), А. Чернявский («Любо-весело» , «У колодца» - вступление к поэме «Дуняша» , «Красна девица, зазноба ты моя…» ), Н. Сидельников («Лучинушка» ), Н. Потоловский («Первая борозда» ). Многие песни Дрожжина популяризовала с эстрады певица Н. В. Плевицкая («Ах, о чём ты, ласточка…» , «Ах, уж я ль, млада-младенька…» , «Сельская идиллия» , «Любо-весело» и др.). В дореволюционных песенниках встречаются «Воля буйная» , «Ох, не надобно мне ни золота…» , «Горе пахаря» .

Песни и романсы русских поэтов. - М.-Л., «Советский писатель», 1965

ДРОЖЖИН, Спиридон Дмитриевич - русский поэт. Родился в семье крепостного. В школе обучался «две неполных зимы». С конца 1860, более тридцати лет, в поисках заработка скитался по России, сменил много профессий: был половым, подручным буфетчика, приказчиком, рабочим, продавцом в книжных магазинах. Печатался с 1873. В 1896 возвратился в родную Низовку, где посвятил себя любимым занятиям - литературе и сельскому хозяйству. Дрожжин прошёл долгий путь от крепостного крестьянина до участника социалистического строительства. Как поэт он развивался под воздействием песенного народного творчества и демократической литературы 60-70-х годов. С 80-х годов стал широко известен как талантливый «поэт-самоучка», бытописатель русской деревни, как человек, воплощавший душевную чистоту и природную одарённость русского крестьянина. В дореволюционный период Дрожжин писал в стихах о нужде и горе трудового крестьянства («В избе» , 1882, «Зимний день» , 1892, поэма «Исповедь матери» , 1877), о зависимости бедноты от деревенской буржуазии («В засуху» , 1897), о беспросветной жизни городских мастеровых, ремесленников - «вчерашних пахарей» («Песни рабочих» , 1875, «В столице» , 1884, поэма «Ночь» , 1887). Сохраняя веру в лучшие времена, Дрожжин мечтал о приходе «братства, равенства и свободы» («Честным порывам дай волю свободную» , 1879, «Песня пловца» , 1906, «Из мрака к свету» , 1912). Пример выполнения поэтического долга он видел в Н. А. Некрасове , считая, что служение народу - прямое назначение искусства. Дрожжин был певцом труда («Песня работника» , «Первая борозда» , «Праздник осени» , «Песня Микулы Селяниновича» ) и родной природы («Весеннее царство» , «В полях ещё туман седой» , «Люблю я жгучие морозы» ). Он радостно встретил Октябрьскую революцию, увидев в ней осуществление мечты трудящихся («Опять зима на саночках» , 1918, «Запевка» , «На сходке» , 1920, «Баян» , 1923, «Памяти В. И. Ленина» , 1924, «Свети мне, солнышко» , 1926). Стихи Дрожжина отличаются задушевностью, непосредственностью восприятия, простотой и напевностью. Многие из них положены на музыку. Две песни на его слова исполнял Ф. И. Шаляпин. Песня «У колодца» («Быстро тучи проносилися») перешла в фольклор и бытовала в партизанских отрядах в годы Великой Отечественной войны. О личности и стихах Дрожжина тепло отзывались В. Г. Короленко, А. Серафимович, М. Горький. Дрожжин был лично знаком с немецким поэтом Р. М. Рильке, написал о нём статью.

Соч.: Стихотворения 1866-1888 гг., с записками автора о своей жизни и поэзии, 3 изд., М., 1907; Поэзия труда и горя, М., 1901; Заветные песни, М., 1907; Песни старого пахаря, М., 1913; Совр. герм. поэт Райнер Рильке, «Путь», 1913, № 12; Песни крестьянина, М. - Л., 1929; Избранное, М., 1948; Стихотворения, Л., 1949; Стихи, М., 1958.

Лит.: Венгеров С. А., Источники словаря рус. писателей, т. 2, СПБ, 1910; Памяти С. Д. Дрожжина (Статьи, воспоминания, публикации), сост. Л. Ильин, Калинин, 1951; Ильин Л., Н. А. Некрасов и С. Д. Дрожжин, в кн.: Некрасовский сборник, в. 3, М. - Л., 1960.

Л. А. Ильин

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1964

Дрожжин Спиридон Дмитриевич - поэт. Родился в дер. Низовке, Тверской губернии, в семье крепостных помещика Безобразова. Бедность отцовского хозяйства заставляет поэта с 12 лет итти в город мыкаться по «местам», и с этого времени его жизнь на долгие годы раздваивается между городом и деревней. Возвращается Дрожжин на родину для постоянного жительства только после того как достигает широкой литературной известности. Дрожжин - один из первых самоучек-зачинателей поэзии деревенской бедноты и последний представитель её своеобразного «народнического» этапа.

Социальное бытие деревенской бедноты в 70-е годы и последующие десятилетия, время писательской деятельности Дрожжина, было таковым, что она не могла осознать классовой структуры общества, классового пути пролетариата, а тем более его роли в отношении деревни. Отсюда в поэзии Дрожжина, с одной стороны, самые общие мотивы недовольства, жалобы на тяжкую долю «труженика-народа», на «мрак» и «стон за стенами тюрьмы», с другой стороны - такие же общие мотивы смутных чаяний «света», веры в лучшее этого «труженика-народа». Конкретные черты этого идеала «свободной» жизни - сытость и довольство мелкого собственника, труженика-одиночки.

В своей тематике Дрожжин не ограничивается сельской природой, бытом, трудом и долей бедняка, он поёт и о жизни рабочего. Понятно, что и в этих песнях - такая же, как и к доле деревенского бедняка, жалость, только усугублённая чёрными красками огромного каменного завода, «где адский горн во тьме пылает и шип змеиный издаёт».

Среди шума больших городов, Иль в далёкой глухой деревушке, Поищи ты других бедняков Среди фабрик, палат и дворцов, По подвалам иль в душной лачужке. Там услышишь ты вздохи и стон, Утомлённой, надорванной груди, Где в неволе работают люди И покорность вменяют в закон. («Монолог» )

Поэт не видит путей развития рабочего класса: «ничтожны люди пред страшной силою машин» («Из песни рабочего» ). Социальное бытие деревенской бедноты определяло не только мотивы жалоб, надежд, но и мотивы бунтарства, злобы и ненависти, как например у С. Подъячева. Но этих настроений мы не найдём в творчестве Дрожжина, они приглушены у него мотивом толстовского всепрощения, навязанным ему буржуазной идеологией: «И зло любовью победим» («Ночные думы»

Но всё же, обладая талантом непосредственного, правдивого выражения переживаний его социальной группы, Дрожжин возвышается над многими поэтами «из народа» конца XIX и начала XX века. Как зачинатель крестьянской поэзии он имеет несомненные заслуги и своё место в истории русской литературы.

А. Ревякин

Литературная энциклопедия в 11 томах, 1929-1939

ДРОЖЖИН Спиридон Дмитриевич родился [(3(18).XII. 1848, деревне Низовка Тверской губернии] в семье крепостного крестья­нина - поэт.

Осенью 1858 был отдан в школу к деревенскому дьячку, у которого около двух зим обучался письму и счету. Обра­зование Спиридона Дмитриевича на этом закончилось.

В 1860 его отправляют в Петербург на заработки. Он служит мальчиком-половым в трак­тире «Кавказ», где впервые знакомится с лубочной литературой и низкопробными журналами типа «Мирского вестника» и «Чтения для солдат». Со временем круг читательских интересов Дрожжина расширяется, он посещает Петербургскую публичную библиотеку, увлекается стихами Н. А. Нек­расова и А. С. Пушкина , начинает вести дневник, знакомится с демократически настроенными студентами.

Еще в 17-летнем возрасте Спиридон Дмитриевич написал свое первое стихотворение и с тех пор стал писать регулярно.

Поэт живет в по­стоянной нужде, тратя на покупку книг последние деньги. Он мечтает об универ­ситете, однако учиться ему не пришлось. В поисках работы Спиридон Дмитриевич вынужден был ски­таться по городам России, меняя одну профессию за другой: он работал продав­цом в табачных магазинах Петербурга и Ташкента, доверенным по поставке дров для Николаевской железной дороги, агентом волжского пароходного общества «Са­молет», продавцом в книжных магазинах в Москве и Харькове и так далее.

В 1870 он отпра­вил в «Иллюстрированную газету» пять лучших своих стихотворений, однако они были отвергнуты.

В декабре 1873 в журнале «Грамотей» появилась его «Песня про горе добра молодца» , и с тех пор Дрожжин начинает печататься в журналах «Дело», «Слово», «Свет», «Семейные вечера», «Ро­дина», «Русское богатство» и других.

В 1889 выходит первый сборник произведений Дрожжина «Стихотворения 1866-1888 гг. с записка­ми автора о своей жизни» , содействовав­ший росту его популярности, но не упро­чивший его материального положения.

В начале 1896, измученный нескончаемыми невзгодами, Спиридон Дмитриевич вернулся в деревню Низовку и всецело посвятил себя литературному труду и сельскому хозяйству. Появление поэта на родине принесло немало хлопот местным властям. За ним был установлен негласный полицейский надзор. Один за другим выходят его поэтические сборники -

«Поэзия труда и горя» (1901),

«Но­вые стихотворения» (1904),

«Год крестья­нина» (1906),

«Заветные песни» (1907),

«Новые русские песни» (1909).

Его стихи переводят на иностранные языки.

В 1900 Дрожжина посетил переводчик его стихов немец­кий поэт Райнер Рильке.

В 1903 суриковский кружок «Писателей из народа» орга­низовал в Москве вечер, посвященный 30-летию литературной деятельности поэта.

В 1910 Академия наук присуждает ему премию.

В 1915 - за сборник «Песни старого пахаря» - почетный отзыв им. А. С. Пуш­кина.

Октябрьскую революцию поэт встретил в 69-летнем возрасте. Продолжая писать стихи, он включается в общественную работу, много ездит по стране, выступая с чтением своих произведений. Дрожжин подготавливает и издает новые сборники -

«Песни труда и свободы» (1923),

«Песни» (1928),

«Песни крестьянина» (1929),

«Пути-дороги» (1929) и др.

Последние три года своей жизни Спиридон Дмитриевич посвятил подготовке к печати Полного собрания сочинений в 4-х томах, довел «Записки о жизни и поэзии» до 1930.

Тема крестьянской жизни - ведущая в творчестве поэта «Моя муза родилась кре­стьянкой простой»,- признавался он в одном из своих стихотворений («Моя му­за» , 1875). Он реалистически рисует до­революционную деревню, забитую нуж­дой и горем («Горе лютое» , 1878; «В из­бе» , 1882; «В темную ночь» , 1883), бедственное положение крестьян, страдаю­щих от произвола и притеснения кула­ков («В засуху» , 1897). «Вечную нуж­ду» поэт видит не только в деревне, но и в городе («Песни рабочих» , 1875), хо­тя дальше жалоб он и не идет. Спиридон Дмитриевич до мельчайших деталей знакома будничная жизнь деревни. С большой теплотой пи­шет он о трудолюбии простого народа («В страду» , 1875), поэтически воспевает русскую природу («Люблю я жгучие мо­розы...» , 1885). Тема родины становится центральной и в послереволюционном твор­честве Дрожжина. Он приветствует «долгожданную победу» - революцию («Прошли века не­воли злой...» , 1918), поет о «счастливой до­ле» «свободных людей» («После бури опять...» , 1929).

Одно из лучших своих стихотворений - «Долго я пел о наро­де» - поэт посвятил памяти В. И. Ленина.

Поэзия Дрожжина С.Д. развивалась под сильным воз­действием русской демократической по­эзии (Кольцов , Некрасов, Никитин) и устного народного творчества, особенно песенной лирики.

Спиридон Дмитриевич вводит в свои произведения стихи из народных песен (поэмы: «Дуняша», 1880; «Привал на Волге», 1880), широко использует фольк­лорную поэтику. Для его стихов харак­терны отрицательные сравнения, психологический параллелизм, песенная символика и так далее. Многие стихи положены на музыку «Жница» , 1871;

«Ах, о чем ты, ласточка...» , 1875;

«Любо-весело...» , 1890;

«Не полынь с травой-повиликою...» , 1894, и др.

Лучшие стихи прочно вошли в историю русской поэзии.

Умер - , деревне Низовка, Тверской губернии.

В 2016 г. вышло первое собрание сочинений поэта-крестьянина. Трёхтомник Спиридона Дмитриевича Дрожжина (1848-1930) выпущен тверским издательством СКФ-офис, но появился он благодаря усилиям многих: генерального директора ГК «Голутвинская слобода» Андрея Огиренко, где развивается проект комплексного развития территории «Малое Завидово», администрации Вахонинского сельского поселения при поддержке РГНФ и Правительства Тверской области (научно-исследовательский проект № 13-14-69001 а/Ц) и внука поэта, Валентина Семёновича Морева. А главной научной силой в этой работе был известный историк литературы и фольклорист, профессор, доктор филологических наук Михаил Викторович СТРОГАНОВ. Сегодня он рассказывает о Дрожжине, Тверском крае и русской поэзии, развёртывающейся в пространстве и во времени...

– Михаил Викторович, вообще-то имя Дрожжина всем известно со времён букваря. Его строки «Всё зазеленело... / Солнышко блестит, / Жаворонка песня / Льется и звенит...»; «Улицей гуляет / Дедушка Мороз... / Иней рассыпает / По ветвям берёз» помнятся с раннего детства. Однако об их авторе даже специалисты знают мало, а большинство лишь то, что он был крестьянином, который вдруг стал писать стихи. Как это произошло? Расскажите, пожалуйста, о его жизни.

– Дрожжин родился в семье крепостного крестьянина в 1848 году, за тринадцать лет до отмены крепостного права. И его становление как личности пало на эпоху великих реформ, когда крестьяне получили личную свободу и юридические права на образование. Это был действительно великий перелом в жизни России, который мы еще фактически не осознали. Мы справедливо говорим о тяжелом экономическом положении эмансипированных крестьян, но мы несправедливо умалчиваем, что крестьяне эти могли учиться и работать не только на земле, но и в городах, получать самые разные профессии. Эти профессии были тоже низко оплачиваемыми, но о хождении рабочих пó миру (в отличие от крестьян) мы не знаем. Условия труда рабочих были столь же беспросветно тяжелыми, но появилась возможность выбора, распорядиться которой каждый человек мог (хотя бы в принципе) в соответствии со своими силами и возможностями. Раньше и того не было.

Вот школа Дрожжина: мальчик-половой в питерском трактире «Кавказ», потом приказчик в разных табачных лавках, после лакей у одного ярославского дворянина. Вот его университеты: приказчик в лавке при табачной фабрике в Ташкенте, доверенный по поставке дров на станции Николаевской железной дороги, приказчик в книжных магазинах. Каждый новый шаг был шагом вперед, каждый раз статус Дрожжина поднимался. Я не хочу обманывать себя и других и утверждать, что путь этот был однонаправленным и легким. Были в его жизни и тяжелые периоды, и неудачи, и срывы, и почти всё время - угнетающее безденежье. Но было бы исторически ошибочно, а по отношению по отношению к самому Дрожжину и несправедливо говорить только о невзгодах и не увидеть большого человеческого роста. Вот если мы соединим в нашем сознании все тяготы и невзгоды со всеми успехами и одолениями, то картина будет более ясной. Крестьянин всю жизнь шел к достижению своей мечты.

А было у Дрожжина две постоянные мечты: мечта о поэзии, песне и красоте и мечта о крестьянской деревенской жизни, никогда не оставлявшее его стремление вернуться в родные места. Дрожжин покинул родную Низовку не по своей воле. Отец вернулся из Питера, где безуспешно пытался заработать оброк, и семья решила отправить первенца Спирю в столицу на прокорм: в малоземельной и неплодородной Низовке кормиться было нечем. Оторванный от дома, Дрожжин очень хотел вернуться и несколько раз возвращался, но каждый раз вынужден был вновь уезжать на заработки. Он смог вернуться и поселиться в Низовке только тогда, когда получил постоянную императорскую пенсию за свое литературное творчество - ежегодные сто рублей. Стихи вернули его к крестьянской жизни. Но сперва за эти стихи он получал одни зуботычины, и от служителей «Кавказа», и от своих родных.

– Мы знаем, что в Шотландии был такой крестьянин-поэт, Роберт Бёрнс, обретший мировую славу, даже виски выпускают с его именем. А в мировой поэзии много таких землепашцев с тетрадкой для стихов за кушаком? В русской поэзии?

– Я уже сказал, что Дрожжин стоит в ряду тех русских крестьян, которые с освобождением от крепостной зависимости искали новых путей в жизни. Эти новые пути были неизбежно связаны с повышением культурного и образовательного уровня. Такие поэты-крестьяне были в каждой национальной культуре, но не все они заняли такое место, как Бёрнс или Шевченко в культурах своих народов. Дрожжин хорошо понимал свое типологическое сходство с этими поэтами. Он и Бёрнса знал (его переводил близкий друг Дрожжина Иван Белоусов), и Шевченко (а его он сам переводил, подражал ему, съездил на его могилу - единственное литературное путешествие в его жизни). Но Шевченко стоял у истоков национальной поэзии украинского народа, а творчество Бёрнса совпало с национальным возрождением шотландского народа, поэтому они и получили статус национальных поэтов. Иная ситуация была в России, где национальный поэт уже был, где к моменту поэтической работы Дрожжина было много других замечательных поэтов и где сам он был современником символистов. Так что типологическое сходство есть, но в эволюционном ряду это разные явления.

– Заметен ли Дрожжин в этом ряду? В чём его отличие от ему подобных?

– Если в сравнении со значением Бёрнса и Шевченко для своих культур значение Дрожжина для русской было значительно меньшим, то среди русских поэтов-крестьян, поэтов из народа Дрожжин был едва ли не самым примечательным. Вторая половина XIX века дала огромное количество народных поэтов, однако Дрожжин не только оставил самое большое поэтическое и прозаическое наследие, но и создал из своей жизни культурный прецедент огромной силы. Он показал, как выбивается к большой творческой жизни человек из самых низов, не имеющий ни малейшего образования. Строил он свою жизнь для себя, конечно. Но построил ее он и для других, как образец. И в этом смысле Дрожжин велик и уникален.

Дрожжин называл себя поэтом-крестьянином, хотя, если честно сказать, он мало знал крестьянский труд. Но Дрожжин внушал своему читателю идею крестьянского поэта, и именно таким он вошел в общественное сознание. Это был проект всей его жизни, проект яркий, оригинальный и удачный.

– Говоря о Дрожжине, обязательно вспоминают о его встрече с Рильке, но порой такие рассказы не лишены домыслов и преувеличений. Расскажите, пожалуйста, о том, как всё было в действительности.

– К сожалению, в двух словах это не расскажешь. Я об этом написал большую работу, но пока еще не напечатал её. Это очень смешная история о том, как европейская культура конца века создавала миф о цельной и загадочной русской душе и как при ближайшем рассмотрении этот миф разрушился. Настоящий Дрожжин не имеет отношения к мифам, которые сочинял Рильке. Но самое главное - Дрожжин и интересен не тем, что несколько его стихов перевел Рильке.

– На мой вкус, современное издание сочинений даже забытых поэтов – дело не только благородное, но и необходимое для здорового развития культуры. И всё же – как появилась идея издать именно Дрожжина, какую цель Вы как учёный ставили перед собой? Кто ещё участвовал в подготовке издания?

– Я за свою жизнь издал несколько полузабытых и даже неизвестных русских поэтов: Петра Плетнёва, Фёдора Львова, Александра Бакунина, Александра Башилова, Виктора Теплякова. Обычно эти книги я делал со своими коллегами, но это была моя инициатива. Дрожжин - не совсем обычный для меня проект. Еще в 1996 году, когда отмечался 150-летний юбилей поэта, Евгения Строганова, профессор кафедры истории русской литературы Тверского университета, которой я тогда заведовал, подбила меня провести научные чтения, посвященные Дрожжину. Сама она в этих чтениях не участвовала, но у нас появился сборник, в котором, кроме научных статей, были собраны все известные воспоминания о Дрожжине. Работая над этим сборником, я подружился с ныне покойным Леонидом Андреевичем Ильиным, который в 1938 году создал музей Дрожжина в поселке Завидове Конаковского района, куда после затопления Низовки Иваньковским водохранилищем был перенесен дом поэта. Он щедро делился своими знаниями и материалами. А в 2010 году нынешняя заведующая этим музеем Елена Владимировна Павлова, изумительно инициативный и творческий человек, побудила меня взяться за Дрожжина; именно она и нашла наших спонсоров ГК «Голутвинская слобода» и её генерального директора Андрея Огиренко. Большую и важную роль в работе над собранием сыграл мой коллега известный тверской журналист кандидат филологических наук Евгений Викторович Петренко. Вот и думай, какую цель ты ставил перед собой. Изначально был интерес вернуть писателя в литературу, потому что только более или менее полная публикация текстов представляет писателя миру. Но потом стало отчетливее формироваться то представление о Дрожжине, которое я попытался изложить в начале нашего разговора. Захотелось не просто издать Дрожжина, а сделать именно такого Дрожжина.

– Расскажите, пожалуйста, о составе собрания, о его полноте, о дрожжинской прозе, занимающей третий том.

– Вот-вот, какого же Дрожжина? Первые два тома включают все опубликованные и частью неопубликованные стихотворения и поэмы. Но Дрожжин всю свою жизнь писал и автобиографическую прозу. Он почти во все свои книжки включал автобиографию, которую старательно переписывал от издания к изданию. При этом очень часто книги назывались так: жизнь поэта-крестьянина Дрожжина с приложением его стихов. Автобиография публиковалась на первом месте, и стихи должны были восприниматься на фоне этой автобиографии. Дрожжин как бы говорил: вот она, проза жизни, из которой и родилась - вот она! - поэзия. И автобиографическая проза составила третий том: три принципиально разных варианта автобиографии (всего их было, как можно судить, пять, остальные отличались от них незначительно) и дневник 1921-1930 годов. Этот дневник - сам по себе великолепный документ эпохи: письма читателей, стихотворные посвящения коллег по перу, хроника литературной и общественной жизни. И рядом с этим - несколько наивное и очень понятное старческое умиление своим успехом. Читая этот дневник, невольно вспоминаешь Маяковского:

Сидят

папаши.

Каждый

хитр.

Землю попашет,

Попишет

стихи.

Может быть, это о Дрожжине и написано, но никто не занимался этим вопросом.

– Как соотносятся в дрожжинском творчестве фольклор и литература?

– Я думаю, что вопрос сложнее. Дрожжин - это наивная поэзия, которая стала профессиональной. Дрожжин пользуется чужим словом так, как это делает фольклор и наивная поэзия, для которых чужое значит не имеющее автора, а ничье, общее, поэтому чужим можно пользоваться не для того, чтобы кивнуть на предшественника, а потому, что удачно сказанное не грех и повторить. Дрожжин, сочиняя стихи, пел их, и песня - любимое жанровое обозначение его стихотворений. Но в народный репертуар Дрожжин не вошел в отличие от родственных ему Ожегова, Горохова и особенно раннего Сурикова. На стихи Дрожжина писали музыку профессиональные поэты (каталог песен, подготовленный кандидатом искусствоведения Ниной Константиновной Дроздецкой, представлен во втором томе собрания), а народной песней стала фактически только одна - «У колодца», фрагмент из поэмы «Дуняша». Вот и народный поэт, а в народ не пошёл.

– Книги прекрасно изданы, Тверской полиграфический комбинат, как всегда, на высоте, но необходимо сказать об иллюстрациях, о фотографиях во всех трёх томах. Какое место им отведено в общей концепции собрания?

– Собрание сочинений подготовлено издательством «СФК-офис», директор которого Евгений Михайлович Бондарев очень любит книгу и любит её делать. Иллюстративный материал издания был предоставлен завидовским музеем Дрожжина: старые, выцветшие фотографии, пострадавшие не только от времени: в 1941 году Завидово находилось в зоне оккупации, музей был разграблен, а экспонаты погибали, выброшенные на улицу. Наш издатель довел эти старые материалы до такого качества, что Вы теперь восхищаетесь ими. Этот приятно. Но вообще мы с Бондаревым хотели представить поэта-крестьянина, поэтому и цвет обложки выбрали под мешковину, а фотографии поместили на разворотах в одну общую рамочку, как это принято было в крестьянских избах. Если читатель заметит это, он и поймет наш нехитрый замысел.

– Что в собрании сочинений представляется Вам особенно важным?

– В собрании важна гармония. Важно было найти границу между томами стихов: и чтобы более или менее равномерно было, и чтобы деление отвечало периодизации творчества. Кажется, это удалось. Первый том - стихи эпохи скитаний. Второй том - стихи оседлой жизни в Низовке. Третий том - проза. Неправильно, конечно, что проза оказалась на втором месте: у Дрожжина автобиографическая проза предшествовала стихам. Но мы пока не решились начать представление поэта-крестьянина с прозы.

– Есть ли в Ваших планах продолжение работы по представлению других полузабытых русских писателей, не обязательно крестьян?

– Нет, пока таких планов у меня нет. Есть разные другие планы, но не эти. Е. б. ж.

Беседу вёл Сергей ДМИТРЕНКО.

Книги есть в фонде Конаковской МЦБ

ДРОЖЖИН Спиридон Дмитриевич , русский поэт. Из семьи крепостного крестьянина. В 1860 был отправлен в Санкт-Петербург на заработки, где познакомился с А. С. Сувориным (в книжном магазине которого служил некоторое время), Л. Н. Толстым; в 1896 вернулся в родную деревню. Был знаком с Р. М. Рильке, который перевёл на немецкий язык несколько стихотворений Дрожжина и в 1900 году гостил у него. Член Общества любителей российской словесности (с 1905); был председателем Съезда пролетарских писателей из народа Тверской губернии (1919). Печатался с 1873 (стихотворение «Песня про горе добра-молодца»). Среди произведений Дрожжина - автобиография «Поэт-крестьянин С. Дрожжин в его воспоминаниях, 1848-1884» (1884), а также свыше 30 поэтических книг, в том числе сборники «Стихотворения. 1866-1888. С записками автора о своей жизни» (1889), «Песни крестьянина» (1898), «Поэзия труда и горя» (1901), «Заветные песни» (1907), «Песни старого пахаря. 1906-1912» (1913); сборники стихов для детей «Год крестьянина» (1899), «Родная деревня» (1905), «Четыре времени года. Сельская идиллия для детей» (1914) и др. Дрожжин писал не только о тяжкой доле деревенской и городской бедноты [«Песни рабочих» (1875), «В избе» (1882)], но и о радости вдохновенного земледельческого труда [«Сельская идиллия» (1875), «Первая борозда» (1884)]. В поэзии Дрожжина чувствуется подражание русскому фольклору, а также Н. А. Некрасову, И. С. Никитину, А. В. Кольцову.

Соч.: Песни гражданина. М., 1974.

Лит.: Творчество С. Д. Дрожжина в контексте русской литературы XX в. Тверь, 1999.