Толкование второго псалма. Толкование второго псалма Псалом 2 толкование

Псалом 2 считается в русской Библии как одно из оснований слов апостола Павла в книге о деяниях Апостолов. Этот псалом известен всем, кто изучает Новый Завет как Христе. Второй псалом в ветхозаветное время считался одним из царских псалмов, который воспевал пребывание на троне помазанника Божьего. Царствование Давида было временем постоянных войн и одной из самых кровавых считалась война с сирийцами и аммонитянами, которые объединились против него.

Главным в псалме 2 является раскрытие того обетования, которое пророк получил от Господа через пророка Нафана, который говорил, что в «семени его царство и оно распространится на всю землю». Давид призывает язычников отказаться от своих желаний, направленных против Господа и Его помазанника, недоумевая, как они могли решиться на такие безнадежные поступки. Он призывает их опомниться, «вразумиться» и подчиниться тому, кого Господь назначил царствовать. Пророк удивлен тем, что цари земли стремятся свергнуть помазанника Божьего, который получил свою власть по воле Бога. В древнем Израиле помазанником становится помазанный на царство пророком. Но подтверждение его власть получала только в случае Божьего поминовения.

Толкование поступков язычников в псалме 2

Псалмопевец не сомневается, что Всевышний только посмеется над дерзостью язычников. В рассуждении пророка об отношении Бога используются человеческие термины. В стихах псалма 2 говорится, что Господь Своею яростью придет в смятение, кто решил восстать против Его помазанника будет им покаран. Эти слова верны как и в , так и великого Иисуса Христа. В псалме до сорока раз встречается упоминание города хананеев, завоеванного Давидом — Сиона, который был назван, в последствии, Иерусалимом.

О завете с Господом в псалме 2

Давиду была открыта воля Господа, в которой Он воцарил Давида и как бы усыновил его. Господь называет его сыном и слово «сын» в псалме 2 звучит как мессианский титул. Это утверждает законность права пророка на власть. Метафорическим выражением, в котором Господь говорит в псалме 2 о том, что он «породил» Давида, царь демонстрирует то, что Бог его усыновил. Господь напутствует царя на подвиги, говоря о том, что он «поразит врагов жезлом железным, сокрушит их как глиняные сосуды». Жезл символизирует власть царя над подданными, глиняные сосуды — города и народы. Псалом 2 является одним из мессианских псалмов.

Слушать на видео христианский псалом 2 с толкование

Истинный текст псалом 2

Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их». Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника». Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.

КАФИЗМА 1

Псалом 2
Псалом Давиду
Псалом 2
Псалом Давида
1 Вску́ю шата́шася язы́цы, и лю́дие поучи́шася тще́тным? 1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?
2 Предста́ша ца́рие зе́мстии, и кня́зи собра́шася вку́пе на Го́спода и на Христа́ Его́. 2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.
3 Расто́ргнем у́зы их и отве́ржем от нас и́го их 3 Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их.
4 Живы́й на Небесе́х посмее́тся им, и Госпо́дь поруга́ется им. 4 Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.
5 Тогда́ возглаго́лет к ним гне́вом свои́м и я́ростию Свое́ю смяте́т я́ 5 Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:
6 Аз же поста́влен есмь Царь от Него́ над Сио́ном, горо́ю свято́ю его́, 6 «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;
7 возвеща́яй повеле́ние Госпо́дне. Госпо́дь рече́ ко Мне: Сын Мой еси́ Ты, Аз днесь роди́х Тя. 7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;
8 Проси́ от Мене́, и дам Ти язы́ки достоя́ние Твое́, и одержа́ние Твое́ концы́ земли́. 8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;
9 Упасе́ши я́ жезло́м желе́зным, я́ко сосу́ды скуде́льничи сокруши́ши я́. 9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».
10 И ныне, ца́рие, разуме́йте, накажи́теся вси судя́щии земли́. 10 Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!
11 Рабо́тайте Го́сподеви со стра́хом и ра́дуйтеся Ему с тре́петом. 11 Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом.
12 Приими́те наказа́ние, да не когда́ прогне́вается Госпо́дь и поги́бнете от пути́ пра́ведного, егда́ возгори́тся вско́ре я́рость Его́. Блаже́ни вси наде́ющиеся Нань. 12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем , ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.

ОБЪЯСНЕНИЕ И КРАТКОЕ ТОЛКОВАНИЕ 2 ПСАЛМА

Это пророческий псалом о царстве Мессии Иисуса Христа. В форме разговора псалмопевец изображает здесь врагов Христа, Его Божественное достоинство, звание Его и призвание подчиненных Ему народов. В псалме сем, как видно из книги Деяний апостольских (Деян.4:25), говорится о восстании нечестивых иудеев и язычников на Спасителя мира Иисуса Христа. Давид пророческим духом предвидит это восстание и в удивлении вопрошает: какая причина такого восстания?

Пс.2:1 Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным.

По переводу с еврейского: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?» Слово шаташася (с греческого – «возгордились») выражает гордость, крамолу и мятеж со стороны восставших против Христа врагов Его. Языцы — это, в Священном Писании, разные народы, не знающие истинного Бога и поклоняющиеся идолам. На тот момент «языцами» можно было назвать римлян и представители римской власти, которые принимали участие в том, чтобы погубить Господа Иисуса.
Под словом людие пророк разумеет здесь врагов Христа из иудеев (фарисеи, первосвященники и книжники иудейские), которые старались искусить и погубить Христа; но напрасны были все ухищрения их, – они поучишася (получились, оказались) тщетными.

Пс.2:2 Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его.

«Восстают цари земли и князья совещаются вместе против Господа и против помазанника Его ».
Возмущение против Христа началось не от простого народа, а от верховной власти, со стороны царей и князей. Первым мятежником, восставшим против Христа, при самом рождении Его, был царь Ирод. Потом, во время страданий Господа Иисуса Христа, восстали против Него другой Ирод и игемон Пилат Понтийский с князьями и прочими знаменитыми людьми иудейской земли.
Далее, по вознесении Господа Иисуса Христа на небо, открылись гонения на веру и Церковь Христову, и опять же эти гонения и возмущения против христианской Церкви начинались по приказу и распоряжению таких же правителей иудейских и потом императоров римских.

Пс.2:3 Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их.

Псалмопевец, как бы от лица врагов, объясняет причину, почему цари и князи с народами и людьми восстали против Христа. Возвещенный Господом Иисусом новозаветный нравственный закон Его – закон «духовной жизни» – противен греховной природе человека, погрязшего в чувственных страстях, он оказывается тяжелым для нечестивых царей, князей и народов.
И вот, начиная восстание против Господа Бога и Христа Его, эти цари и князи собираются как бы на общее совещание и во всеуслышание объявляют: «Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их ».

Пс.2:4–5 . Живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им. Тогда возглаголет к ним гневом Своим и яростию Своею смятет я.

Но цари, князи и народы напрасно стараются противодействовать закону Христову, потому что закон этот от Бога, а Богу кто может противиться? Царь царствующих, все видит и все знает, а потому легко разрушит и рассеет все козни врагов Своих и отвергнет их от лица Своего, посмеется и поругается им.
Господь возглаголал потом гневом Своим (не словами возглаголал, а тяжкими казнями) сначала на иудеев, враждовавших против Христа и Его небесного учения и воздвигших гонение на учеников Его, св. апостолов, а потом и на язычников римлян, почти целых три столетия воздвигавших гонения на веру Христову и ее последователей.
И действительно, всего 34 года по вознесении Господа на небо, римлянами был разрушен главный иудейский город Иерусалим, а позже и сами римляне потерпели множество бед от нападений на них гуннов, вандалов и других народов с Востока.

Пс.2:6–7 Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его, возвещаяй повеление Господне .

Сионом называется гора в иудейской земле, которую царь Давид завоевал у одного из хананейских племен – у иевуссеев; потом на этой горе он основан Иерусалим. С того времени вся Церковь иудейская стала именоваться Сионом, а по вознесении Господа Иисуса Христа на небо, на основанную Им Церковь христианскую также перешло это название ветхозаветной церкви.
В настоящем изречении псалма пророк как бы от имени Самого Христа говорит восставшим на Него: «Вы хотите свергнуть с себя ненавистное для вас иго закона Моего, вы говорите: расторгнем узы их и отвергнем от нас иго их; но Господь Бог, Отец Мой Небесный, посмеется вам, и гневом и яростию Своею приведет вас в смятение, и вы должны будете узнать, что Я поставлен от Него Царем над Сионом, горою Его святою, т.е. над Церковью Его, которая распространится по всей земле. А потому, не страшась никаких угроз и козней человеческих, Я возвещаю вам повеление, или предвечное определение Самого Господа».

Пс.2:7–8 Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя: проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли.

В этих стихах содержится пророческое слово о рождении Сына Божия и о главенстве Его над всею Церковью и над всем миром.
Сын Мой ecи Ты, – говорит о предвечном рождении Сына Божия (от Бога Отца, по Божеству), а другая – Аз днесь родих Тя – о Его временном рождении от Марии Девы, по человечеству, о Его воплощении.
Продолжая речь свою от имени Христа Сына Божия, пророк-псалмопевец говорит: «Я, помазанный от Господа Царем над святой горой Сионом, поставленный Главой Церкви Божией, возвещаю вам повеление Самого Господа, Живущего на небесах, который сказал Мне: Ты Сын Мой, Я родил Тебя и от вечности – по Божеству, и во времени – по человечеству, а потому проси у Меня и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе. Ты Сын Мой, хотя и по изволению Моему, но добровольно воплотился на земле, пострадал и из мертвых воскрес, ради спасения человеков; но так как иудеи, к которым Ты явился на земле, отвергли Тебя, то проси у Меня, и дам во владение Тебе народы до самых последних пределов земли».
Сущность сего пророчества заключается в том, что Христос, Сын Божий, поставлен Царем над горой Сионом, т.е. Главой всей Церкви, которая не ограничится одними пределами Иудеи, или Палестины, но распространится на все народы, объемлет все царства мира, по всей вселенной.

Пс.2:9 Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я.

«Когда Царство Твое и власть Твоя, – продолжает пророк от лица Бога, – распространятся во всех странах и покорятся Тебе все народы земные, тогда власть Твоя над ними будет тверда и несокрушима, как железо, и Ты будешь производить над ними суд правый, которому никто не может воспротивиться; Ты будешь поступать так, как поступает гончар, который хорошо сделанные глиняные сосуды определяет на доброе употребление, а неудавшиеся изделия разбивает, сокрушает или отпускает в нечистое употребление»

Пс.2:10–11 И ныне, царие, разумейте, накажитеся, вси судящий земли. Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему со трепетом.

Итак, поймите, все цари и все судьи земные, что напрасны все ваши усилия противоборствовать Христу, Сыну Божию, Который есть Царь всего мира; вы не можете ниспровергнуть Его Божественного закона, который так противен вам.
Поймите это и обратитесь к Нему с раскаянием, когда уверуете в Него и раскаетесь в своей вражде к Нему, тогда будете служить Ему с любовью и сыновним страхом, боясь оскорбить Господа, Отца Небесного и Благодетеля вашего. А такое служение Ему доставит вам радость и успокоение. «Работайте Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом ».

Пс.2:12 Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость его: блажени вси надеющиеся Нань.

В этих последних словах псалма такое наставление пророка: «Вразумитесь, цари и народы, и покайтесь; примите Евангельское учение Христово и исправьтесь, чтобы не прогневался на вас Господь, Сын Божий, и чтобы вам не погибнуть в вашем заблуждении, вне пути праведного, ведущего ко спасению.
Если не вразумитесь и не исправитесь, то далеки будете от Христа, Который есть путь (Ин. 14:6) правды и спасения; и когда настанет суд Божий, воспламенится ярость Его, тогда вы погибнете. Если же уверуете в Господа, вразумитесь Его Божественным учением, покаетесь и будете иметь надежду на Него, то получите спасение и наследуете вечное блаженство: блажени вcu надеющиеся Нань».

1 Псалом Давида. Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?

2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.

3 «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их».

4 Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.

5 Тогда скажет им во гневе Своём и яростью Своею приведет их в смятение:

6 «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;

7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;

8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;

9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».

10 Итак, вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!

11 Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом.

12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался и чтобы вам не погибнуть в пути вашем , ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.

Толкование Псалма 2

Ни в еврейской, ни в греческой Библиях имя Давида этому псалму не предписано. В русской Библии оно поставлено на основании слов апостола Петра в книге Деяний Апостолов (Деян. 4:25). Этот псалом хорошо знаком всем изучающим Новый Завет – как содержащий в себе откровение об Иисусе Христе. Воспевающий пребывание на троне Божиего помазанника, он был в ветхозаветное время одним из «царских псалмов»; другими являются: Пс. 17, 19-20, 44, 71, 88, 100, 109, 131, 143.

Царствование Давида было, как известно, сопряжено с постоянными войнами. И одной из самых тяжелых была его война с объединенными силами сирийцев и аммонитян. Может быть, она и подразумевается в этом псалме под «восстанием царей против Божиего Помазанника» (стих 2). Главное же в нем – это раскрытие того обетования, которое Давид получил от Бога через пророка Нафана (2-Цар. 7:12-16) относительно того, что в семени его царство его будет вечным. И утверждение, что царство это распространится на всю землю (стих 8).

Автор псалма призывает языческих царей отказаться от своих мятежных планов, направленных против Господа и Его помазанника. Он как бы недоумевает, как решились они на столь безнадежное предприятие? (стихи 1-5) Не лучше ли им опомниться («вразумиться», «придти в разум») и подчиниться тому, кого Господь как сына назначил царствовать над всем миром, чтобы не погибнуть (стих 12) от его «жезла железного»! (стих 9).

А. Мятутся народы… (2:1-3)

Пс. 2:1-3 . Давид удивлен тем, что цари земли пытаются «свергнуть» с себя власть Божиего Помазанника (евр. Машиах; греческое слово Христос), т. е. его власть, – того, который получил ее по решению Бога, через помазание его на царство пророком Самуилом. Напомним, что «помазанником» становился в древнем Израиле всякий помазанный на царство пророком. Но подтверждение свыше власть его получала лишь в случае повиновения его Богу. Такого царя Бог Сам поддерживал Своею силою. Вот почему планы языческих царей (народов) против «помазанника» нередко оказывались «тщетными» (стих 1), как если бы они были направлены против Самого Создателя.

Б. Господь посмеется над ними (2:4-6)

Пс. 2:4 . Давид не сомневается в том, что Живущий на небесах лишь посмеется дерзости языческих царей. О реакции Бога псалмопевец рассуждает в «человеческих терминах».

Пс. 2:5-6 . Господь посрамит Своих противников и яростью Своею приведет… в смятение тех, которые решились восстать против Его помазанника. Эти слова Давида относятся к нему самому. Но они верны и в отношении его великого Потомка Иисуса Христа, Который придет в конце времен.

Ссылки на «Сион» встречаются в Псалтири до 40 раз. Первоначально так назывался, город хананеев, завоеванный Давидом (2-Цар. 5:7). Позднее это название стало относиться к храмовой территории, а затем и ко всему городу Иерусалиму (толкование на Плач. 1:4; Зах. 8:3).

В. Давид о завете с Господом (2:7-9)

Пс. 2:7 . Псалмопевец говорит об открывшейся ему воле Господа: Ты Сын Мой. Подразумевается завет, заключенный между ним и Богом: «воцарив» Давида, Господь как бы усыновляет его (2-Цар. 7 14). «Сын» в этом контексте явно звучит и как мессианский титул. Но в отношении лично Давида утверждает законность его права на власть. Ныне подразумевает день коронации. Я… родил тебя – метафорическое выражение, в которое облечена мысль об усыновлении Давида Богом.

Пс. 2:8 . «Сыновство» Давида подтверждается правом, данным ему Отцом, просить наследие и – получить его, которое со временем включит в себя не только народы, живущие по соседству (в первую очередь, очевидно, подразумевались восставшие против Давида сирийцы и аммонитяне), но и дальние пределы земли.

Пс. 2:9 . Ты поразишь (врагов) жезлом железным; сокрушишь их, как глиняные сосуды. «Жезл» (то же, что «скипетр» и «посох») – символ власти пастуха над его стадами, а царя – над его подданными. Восставшие на царя окажутся перед ним, что глиняные сосуды под железной палкой. Видят здесь и другой образ, заимствованный из практики египетского ритуала проклятия. Фараон, одержав победу над мятежным городом или народом, разбивал своим скипетром их священные глиняные сосуды, символизировавшие эти города и народы.

Г. Призыв псалмопевца (2:10-12)

Пс. 2:10-11 . Под «судьями земли» понимаются представители высшей власти в среде враждебных Израилю народов, сами цари их, осуществлявшие и судебную власть. Псалмопевец призывает их смириться перед Господом, «научившись» тому, что против Него не бороться следует, но служить Ему в благоговейном страхе и трепетно радоваться милостям, получаемым от Него.

Пс. 2:12 . Продолжение мысли о необходимости для «царей» почтить Сына, т. е., подчинившись Господу, подчиниться и помазанному сыну Его, царю Израиля. В противном случае гнев Его возгорится, и они падут жертвами его. Из еврейского текста не совсем ясно, имеется ли в виду гнев Самого Господа или того, кто ближе всех стоит к Нему, – сына Его. Согласно 2:9, речь в ближайшей перспективе может идти о самом Давиде, который нанесет поражение мятежным царям; впрочем, в контексте псалма они неотделимы друг от друга: Небесный Отец и Его помазанный сын. «Служить» Господу (стих 11), угодить Ему нельзя, не признав над собой власти «Его Сына» (стих 12).

Получение сыном «наследия» от Отца и его вступление в управление им (Пс. 2:8-9) сопоставимо со вторым пришествием Христа, которое и повлечет за собой «излияние гнева» на противников Бога и Его Помазанника, но и дарование «блаженства» (стих 12), счастья, всем уповающим на Господа, всем готовым подчиниться Его планам управления миром через Иисуса Христа, великого Сына Давидова. Нет сомнения в том, что перед нами один из мессианских псалмов.

Псалом 2

Псалом Давида

В еврейской, греческой и латинской Библиях этот псалом не имеет в надписании имени Давида; существующее же в русской Библии надписание этого имени подтверждается свидетельством кн. Деяний (IV:25), где Ап. Петр, цитируя слова 1 и 2 стихов этого псалма, называет их словами Бога, произнесенными "устами отца нашего Давида, раба Твоего".

В 1-4 ст. предсказывается неудача нападения врагов на помазанника Божия. Причиной этой неудачи является великое покровительство ему от Бога и обетование о том, что власть этого помазанника распространится даже по всему миру (5-9), поэтому и его настоящее царствование над святым Сионом (6) будет непоколебимым. Святость же горы Сиона зависит от пребывания на ней Бога, видимым знаком чего служит присутствие на ней Кивота Завета. Поэтому можно думать, что псалом написан уже после перенесения Давидам на Сион ковчега из Кариаф-Иарима.

Царствование Давида было временем постоянных войн. Самым сильным восстанием на него было восстание соединенных сил сирийцев и аммонитян. Можно думать, что изображаемое в псалме восстание на Давида народов и было во время его войны с сиро-аммонитянами. Главное же содержание псалма посвящено раскрытию того обетования, которое было дано Богом Давиду о будущей всесветной власти его над миром. Такое обетование, как видно из исторических книг (2 Цар VII:12-16), было дано Давиду через пророка Нафана о его Потомке, царство которого будет вечным. Из всего сказанного можно сделать вывод, что этот псалом был написан после перенесения Кивота на Сион по поводу данного Давиду обетования о Потомке во время войны с сиро-аммонитянами.

В первой части псалма (1-9) Давид выражает недоумение и сожаление, что цари земли восстали против Бога и Его помазанника, когда такое восстание по самому своему существу не может кончиться удачей, как восстание слабого на сильного (1-5). Власть помазанника останется непоколебимой, так как он получил от Бога обетование не только быть царем над Сионом, но и над всем миром (6-9). Поэтому благоразумнее сделали бы цари, если бы вместо борьбы с Богом и Его сыном подчинились Ему, чтобы не навлечь на себя совершенной гибели от Господа (10-12).

1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?
2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.

1-2. "Мятутся" - волнуются, "замышляют тщетное" - замышляют не осуществимое; "цари" - высшие правители государства, "князья" - военачальники. Под Помазанником Давид мог разуметь себя, так как он получил власть над народом еврейским от Бога через помазание его пророком Самуилом.

3 "Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их".

3. "Расторгнуть узы" и "свергнуть оковы" выясняют цель восстания. Могущество Давида возросло до высокой степени. Чтобы положить конец его дальнейшему развитию, оставшиеся независимыми соседние языческие народы возбудили против Давида уже покоренные им племена и соединились с ними, чтобы общими силами сломить его распространявшуюся власть. Таким и было восстание аммонитян (Цар X:6-13), которые возбудили против Давида и сирийцев (X:6-7), ранее уже покоренных Давидом (2 Цар VIII:5-6).

4 Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.
5 Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:

4-5. "Живущий на небесах" - по воле Господа и при непосредственно оказываемой Им помощи Давиду, это предприятие врагов вместо славы доставит им поругание и посмеяние, т. е. кончится неудачей, что действительно случилось и должно было случиться, так как враги вступали в борьбу с Богом, покровителем Давида, существом всемогущим.

6 "Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;

6. Давид противополагает непоколебимую прочность своего престола не успеху предприятия врагов; последние "самовольно" восстали на него, Давид же "помазан" Господом. Враги должны погибнуть, так как Давид получил такое обетование от Бога: "Ты Сын Мой: я ныне родил Тебя" . В связи речи и применительно к историческому положению Давида в борьбе с сиро-аммонитянами это обетование может быть понимаемо, как ожидание Давидом помощи от Бога именно в данном случае, так как он сын Божий, т. е. находится под особенным Его покровительством, а естественно, что отец защищает сына, рожденного им (7).

7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;
8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;
9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника".

8-9. Давиду обещается Богом расширение власти над всей землей (8), враги же его пред ним будут так же бессильны, как слабы глиняные сосуды пред железной палкой. "Жезл" - посох, как необходимая принадлежность пастухов. Под посох они для счета пропускали овец, и посох в их руках служил знаком их власти над стадами. "Железный" посох служит образом несокрушимости этой власти. Так как псалом написан по поводу восстания на Давида врагов, то под сокрушением здесь нужно разуметь гибель тех, кто восстанет на него.

10 Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!
11 Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом.
12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.

10-12. Враги Давида "судьи земли" - высшие сановники, можно разуметь и царей, которым принадлежала и судебная власть, должны опомниться ("вразумитесь и научитесь"), что им нужно не бороться против Бога, но с благоговением работать пред Ним, т. е. служить Ему, и за получаемые от Него милости радоваться пред ним с благоговейным "трепетом" , со смирением, а не с гордым сознанием своих заслуг и своей силы. Продолжающееся же сопротивление их Богу вызовет Его гнев и их гибель.

Давиду было дано обетование о происхождении от него Потомка, власть которого будет несокрушимой, вечной. Таким же Потомком был обетованный Мессия, и слова 7 ст. по кн. Деян XIII:38 и по посл. к Евр I:5; V:5 относятся к воплощению Сына Божия. Первые же два стиха в кн. Деян IV:27-28 по объяснению апостолов прилагаются к изображению восстания на Христа как представителей власти евр. народа, так и римской, в лице Пилата; тогда же римская монархия была мировой; и восстание на Христа римлян было восстанием всего тогдашнего мира. Таким образом исторические обстоятельства, давшие повод к написанию псалма, послужили и поводом к изображению Давидом будущих мессианских времен, а потому этот псалом - пророчески-мессианский.