Киевская русь в 11 12 веках кратко. Киевская Русь в XI–XII веках. Основные социальные группы

Вопросы № 2и 3. Восточные славяне в древности и образование Древнерусского государства

Территория и занятия славян. Славяне живут в Европе с древности. Они делятся на западных, южных и восточных. Русские, украинцы, белорусы - восточные славяне.

В I тысячелетии н. э. восточные славяне жили по Днепру, его притокам и вокруг озера Ильмень. (Сейчас Новгородская область) Они делились на многие племена: жили поляне, древляне и.т.д. Все эти славянские племена - общие древние предки русского, украинского и белорусского народов.

По свидетельству современников, славяне были рослым, сильным, красивым народом.

Главным занятием славян было земледелие. Хлеб был главной пищей славян. Славяне разводили домашний скот - коров, лошадей, овец, а также занимались рыболовством и охотой. Славяне занимались бортничеством, т. е. собиранием меда диких пчел.

Общественный строй славян. В первые века нашей эры восточные славяне жили родовыми общинами. Общины объединялись в племена.

Подобно тому как это было у древних германцев, и у восточных славян вместо родовой общины возникла соседская община.

У каждой семьи был теперь в пользовании пахотный участок земли. Каждой семье принадлежали орудия труда и собранный урожай. Это была их частная собственность.

Вместе с частной собственностью возникло и имущественное неравенство.

Родовой строй постепенно распадался. У славянских племен стали выделяться богатые предводители -князья. Около них создавались отряды воинов - княжеские дружины. Князья собирали дань с подвластного населения, со своих «людей». Сбор так и назывался - полюдье.

Славянские племена в VI в. н. э. объединялись в союзы. Во главе их стояли князья наиболее сильных племен. Около князей постепенно складывалась и укреплялась местная знать. Центром одного из племенных союзов явилось племя рось, или русь, проживавшее в древности на реке Рось (приток Днепра, ниже Киева). Позже название этого племени распространилось на всех восточных славян, которых стали называть русами, а территорию, на которой они жили, - Русской землей или Русью (образование Древнерусского государства ).



В VI-VIII вв. у восточных славян происходил процесс разложения первобытнообщинного строя, стало зарождаться классовое неравенство. В глубине племенных союзов постепенно созревали зачатки государственных объединений. Это облегчало борьбу восточных славян с внешними врагами.

Набеги кочевников. Славянам постоянно угрожала опасность нападения внешних врагов. Враги захватывали добро: хлеб, скот, поджигали жилища славян, угоняли в рабство мужчин, женщин и детей.

Восточные славяне успешно отразили натиск кочевых племен и отстояли свою независимость.

Обычаи и верования древних славян. Славяне обожествляли силы природы. Их религия была языческой.

Вопрос № 4. Принятие христианства на Руси и его значение.

Укрепление государства, усиление позиций единого князя – всё это становилось возможным, если народ верит в единого Бога. Так, Владимир I решил выбрать религию из верований соседствующих государств. Свой выбор он остановил на византийском христианстве, которое, по его мнению, больше других подходило к менталитету и характеру жизни русского народа. Принятие христианства происходило медленно и тяжело, но значение этого исторического события нельзя недооценить.

Г. – князь велел киевлянам собраться у Днепра и затем всем войти в реку, на берегу стояли священники и совершали святое таинство крещения.

Г. – язычники подняли мятеж в Новгороде и были усмирены силой оружия, после чего, как и киевлян, собрали на берегу реки и окрестили.

Началось строительство храмов и монастырей. Князь пригласил из Византии образованных священников, открыл церковные школы.

Значение принятие на Руси христианства:

  1. Стремление укрепить международный авторитет Киевской Руси.
  2. Изменился быт людей. Церковь запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и иные языческие традиции.
  3. Освоение Византийского культурного наследия. Развитие культуры, создание памятников письменности.
  4. Изменилось международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы. Князь нуждался в религии, способной укрепить княжескую власть. (пример Византия).
  5. Удержать все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя.

Вопрос № 5. Киевская Русь в 11-12 вв.

XI – XII вв.- особенно важный период в истории Киевской Руси. В это время активно проходили процессы консолидации древнерусской народности, укрепления феодального строя и государства. Именно две великие личности, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах добились наибольшего подъема страны, признание и высокий авторитет на международной арене, распространению и укреплению христианства, роста и застройки городов.

Первая половина XI в. в истории Киевской Руси - ознаменовалось общим подъемом страны, укреплением экономических и культурных связей между ее отдельными частями, расцветом Киева как центра государства. Ярослав Мудрый наиболее важной своей задачей считал сохранение целостности государства. Этому была подчинена его внешняя и внутренняя политика. Больших успехов при княжении Ярослава Мудрого достигли культура и просвещение.

Во времена Ярослава был составлен первый памятник русского права - древнейшая “Русская правда”, которая была дана Новгороду в 1016 г. как сборник правовых норм при рассмотрении разных конфликтов среди новгородского населения.

Организатором и активным участником борьбы с половцами был Владимир Мономах, заслуживший этим славу и популярность на Руси. Владимир Мономах (1113-1125), став киевским князем после Святополка, понимал, что для успокоения народа необходимы законодательные меры. В результате появился новый закон - “Устав Володимерь Всеволодичя”, или дополнение к юридическому кодексу “Русская правда”. Двенадцатилетнее княжение Мономаха в Киеве ознаменовалось укреплением государственного единства. Успехи объединительной политики Владимира Мономаха положительно отразились на экономическом развитии древнерусских земель. Летописи отмечают рост и застройку таких городов, как Киев, Новгород, Ладога, Смоленск, Переяславль и др. Значительно укрепила Русь в это время свои международные позиции. Прекратились опустошительные вторжения половцев. Улучшились отношения с Византией и другими странами. Защита государственных интересов Киевской Руси вынуждала ее прибегать и к силе оружия: отражать вторжения кочевников или же прокладывать пути к международным рынкам.

На 10-й — первую половину 11 века пришелся отдельный период древнерусской истории. Это было время расцвета Киева. При Владимире Первом, которого называют теперь по разному — кто «Красным солнышком», кто «кровавым» были объединены обширные земли восточнославянских племен. Правление земель сих шло от великого князя Киевского.

Вот такое наследство досталось сыну Владимира Ярославу (он же Мудрый) . Про Ярослава пишут в учебниках, его имя знают. Он продолжил дело отца, далее расширял границы Руси, покровительствовал распространению новой христианской грамоты и книг.

Летописцы и историки прославили имена Владимир и Ярослав, на их фоне потерялись другие русские князья. А княжеств на Руси в ту пору хватало — видно из картинки. И среди других правителей Руси 11 века было немало талантливых, храбрых, успешных на ратном поле, и наделенных харизмой.

Одним из этих князей был Мстислав Тмутараканский. Сказу в сознании возникает аналогия со сказками — Тмутаракань. Но видно такому названию были серьезные причины, совсем не сказочные. О жизни Мстислава сохранились лишь отрывочные сообщения в русских летописях. Но дела князя остались в истории, в частности потому, что он мог направить историю Руси в XI веке в другое русло, сместив Ярослава — вот такие интересные истории у нас получаются.

Происхождение Мстислава

Мстислав был сыном всё того же Владимира I от полоцкой княжны Рогнеды. Год рождения точно не устанавливается, предполагают что 983-й. Был у Ярослава и Мстивлава еще один кровный брат — Изяслав, который впоследствии стал князем полоцким.

Предки у братьев по отцу были знаменитые:

  • князь Святослав (правивший в Киеве в 945-972 годах)
  • прабабка — мудрая княгиня Ольга.

А у Мстислава же еще в добавок по линии матери дед был самостоятельным полоцким правителем. Звали его Рогволода, и очевидно происходил он из тех самых наместников Рюрика, которых, по согласно «Повести временных лет», тот «сажал» по городам славянским. Рогволод со своей дочерью Рогнедой вероятнее всего были варяжского (скандинавского) рода.

Князь Владимир до принятия крещения, кстати, вел совсем не христианский образ жизни, да и в славянской культуре такое не характерно тоже. У Мстислава кроме родных братьев были еще 9 сводных. Князь Владимир имел за свою жизнь восемь жен и еще пишут про наложниц (хотя это под большим сомнением лично у меня — его б и самого за такое могли на кол посадить, пусть даже и князь — Русь в 11 веке не такая была).

При Владимире подчинение Киеву постепенно обеспечивалось через наместников, которых князь садил по всем городам. Сделал наместниками Владимир и своих многочисленных сыновей. Так что детишки стали князьями еще в детские годы, под присмотром бояр, воспитателей и советников конечно. Так с юных лет Рюриковичей приучали нести свою княжескую ношу.

Мстислав и Тмутараканское княжество

Неизвестно, когда Мстислав стал князем-наместником Тмутараканского княжества, которое располагалось на Таманском полуострове. Летописи часто упоминают имя Мстислава в ассоциации с Тмутараканью, что говорит о том, что он долго пребывал в том автономном владении Руси.

В Тмутаракани князь Мстислав обзавелся семьей. Жену его звали Мария, она была скорее всего из местного знатного аланского рода. А еще он настоящим внуком своего деда Святослава Игоревича, и не спроста прозвали его Храбрый и Удалой. Военные походы, битвы и личные поединки составляли страсть князя. Он всегда был в седле, в погоне за военными победами, славой и добычей. Легенды о тех седых временах рисовали идеального князя-вождя еще и великодушным. Мстислав, воспитанный в их атмосфере, явно стремился быть таким. Последнее уже редко встречалось у монархов на Руси 11 в.

Так и вошел в историю Мстислав Тмутараканский за свои военные подвиги, а не как государственный деятель.

Быть князем на таманском полуострове вообще было не просто, что вероятно также повлияло на характер Мстислава. Власть на Тамани менялась не раз с древних времен. Когда-то здесь жили скифы, потом приходили сарматы, греки, евреи добрались сюда. Их начали менять различные тюрки: тюрки-булгары, хазары. Последний каганат, расположенный здесь разгромил Святослав Игоревич — дед Мстислава.

Русь в 11 веке. Ярослав Мудрый и Мстислав

Но не обошлось без противостояния между двумя братьями не поделили что-то. Точнее без войны. И был бой, в году 1024 от Р.Х. под г. Листвином, под Черниговом, в дождь и грозу. Против ударной силы Ярослава Мудрого - варягов — Мстислав выставил в центре войска черниговскую дружину. Именно северяне и приняли на себя удар варягов, а тут и сам Мстислав подоспел со своей дружиной. Одолели варягов.

Ярослав вместе с предводителем варягов бежал с поля боя, но не в Киев, а в Новгород. Русь снова раскололась надвое . Ярослав сохранил свое влияние и власть в Новгороде, Мстислав остался властителем Черниговской и Тмутараканской земель. В Киеве сидели наместники Ярослава.

Мстислав не решился на захват Киева, хотя определенно был способен это сделать. Может просто не захотел, ибо тяжела она «шапка мономаха». Ярослав — он же мудрый, переждал пару лет, собрал дружину на севере и явился в Киев.

На этот раз братьям хватило выдержки от дальнейшего кровопролития, заключив мир. Но мир этот состоял таким образом из двух частей:

  • все левобережье Днепра с Северской землей, Черниговом, Переяславлем и другими городами отошло к Мстиславу. За ним оставалась и Тмутараканская Русь. Своей резиденцией Мстислав, ставший по существу правителем соседнего государства, сделал Чернигов.
  • под управлением Ярослава остались Киев с правобережными землями, весь Север Руси во главе с Новгородом .

Поэтому о едином государстве по факту в то время можно говорить лишь условно, хотя в последовавшие годы братья жили мирно друг с другом.

Территориальное деление и государственное устройство Руси в 11-м в.

В 10-м в. началось объединение разрозненных славянских племен в единое государство, выделился административный центр - Киев. В 11-м в. этот процесс получил новый виток развития: государство, сформированное из бывших племен, все больше соединялось под властью центра и киевского князя, территории Руси значительно расширялись, управление стало более централизованным, начала выделяться верхушка общества. Хотя Русь больше не была союзом племен, а стала уже по-настоящему цельным государством, население Руси все еще было достаточно пестрым - в его состав входили не только славянские племена, но также финны и прибалты.

Русская территория в 11-м в. простиралась от Ладожского озера до устья реки Роси, а также от правобережного Днепра до реки Клязьмы (там был основан г. Владимир-Залесский и позднее княжество) и до верховья Западного бута (г. Владимир-Волынский и Волынское княжество). Русь также сохранила за собой территории Тмутаракани. Сложная ситуация была с Галицией, где проживали хорваты: эти территории постоянно переходили из-под влияния Польши под влияние Руси и обратно. Однако в целом Русь постепенно расширялась и представляла собой довольно мощное государство.

Хотя разноплановое и этнически пестрое население вошло в состав Киевской Руси, русский этнос сам по себе пока только начал формироваться и окончательно не отделился: племена уже начали смешиваться друг с другом, но пока устойчивых этнических признаков не было. Кроме того, в некоторых частях государства все еще жили племена, которые не очень охотно отходили от собственных традиций и верований и не желали сливаться с традициями, которые навязывала Русь. Большая часть Руси начала культурно объединяться под влиянием христианства, но все еще оставалось довольно много язычников. Процесс перехода к новой религии завершился лишь в 12-м в.

Главным механизмом объединения земель была государственная власть и администрация. Главой государства считался великий киевский князь, ему подчинялись местные князья и управители. Постепенно начинали формироваться и прочие государственные органы, такие как - народный совет, сход. Древняя Русь находилась на стадии формирования целостного государства с крепкой системой управления.

Религия и общество Древней Руси в 11-м в.

В 988 г. произошло Крещение Руси , Русь приняла христианство. Это важное событие оказало огромное влияние на все, что происходило с народом в дальнейшем. Вместе с христианством и христианской идеологией, моралью начали появляться новые типы общественных отношений, новые веяния, церковь стала политической силой. Князь становился не просто управителем, но наместником Божьим, что значило, что он должен заботиться не только о политической жизни, но и о духовности и нравственности своего народа.

У князя появляется своя дружина, которая служит для его охраны, однако постепенно ее функции начинают расширяться. Дружина делится на высшую (бояре) и низшую (отроки). Именно дружина в дальнейшем составит основу нового слоя общества - высшего слоя, обладающего определенными привилегиями. Начинается процесс расслоения в обществе, появления знати, деления на богатых и бедных. Именно в 11-м в. с развитием экономических и торговых отношений и ростом числа знати начинают формироваться основные принципы феодального строя, который уже в 12-м в. прочно утвердится как основной государственный строй.

Культура Руси в 11 в.

В культуре и архитектуре, как и в других сферах жизни, также начинается новый виток развития, связанный с христианизацией. В живописи начали появляться библейские мотивы, зарождается русская иконопись. Начинается также активное строительство церквей - именно в этот период был построен знаменитый Софийский собор в Киеве. На Руси начинает активно распространяться грамота, образование и просвещение, строятся школы.

Основные события 11-го в. на Руси

  • 1017-1037 гг. - строительство укреплений вокруг Киева, строительство Софийского собора;
  • 1019 г. - великим князем становится Ярослав Мудрый ;
  • 1036 г. - ряд успешных походов Ярослава против печенегов;
  • 1043 г. - последнее вооруженное столкновение между Русью и Византией;
  • 1095 г. - основание Переяславля-Залесского;
  • 1096 г. - первое упоминание о Рязани в летописях;
  • 1097 г. - Любечский съезд князей.

Итоги 11-го в. на Руси

В целом 11-й в. стал достаточно успешным для развития Руси. Страна продолжала процесс объединения, начали формироваться государственные органы, централизованное самоуправление. Несмотря на постоянные , начали развиваться города и волости, которые хотели быть независимыми от Киева. Начался экономический рост. Принятие христианства также имеет важное значение для объединения людей на основе единой культуры и единой духовности. Страна развивается, формируется не только русское государство, но и русский народ.

История Киевской Руси официально начинается в 882 году – как записано в летописи, именно тогда Олег из Рюриковичей, убив Аскольда и Дира, стал править княжеством со столицей в Киеве. Его походы, а также завоевательные войны других князей привели к тому, что земель под рукой Киева становилось все больше. Киевская Русь в 9-12 веках – это большое и развитое европейское государство.

Внешняя и внутренняя политика древнерусского государства

С самого начала внешняя политика имела сразу несколько направлений: нужно было противостоять и Византии, которая распространяла свою экспансию на Северное Причерноморье, и хазарам, которые препятствовали торговле в восточном направлении, и кочевникам-печенегами – они просто опустошали Русь своими набегами.

Византия неоднократно пыталась подчинить Древнюю Русь, но не все ее попытки были успешны. Так, после морского похода Олега на Царьград, между странами был заключен выгодный для восточнославянского государства торговый договор, правда, при правлении Игоря, после его менее удачных военных действий, условия изменились на менее благоприятные для Руси.

Самым успешным во внешнеполитическом плане было правления Святослава – он не только разбил войско Хазарского каганата и Волжскую Болгарию (предварительно захватив вятичей), но и покорил северокавказские племена и основал Тмутараканское княжество.

Рис. 1. Святослав Игоревич.

Также он заключил договор с Византией, после чего обратил свой взор на Балканы. Однако завоевание Болгарского царства в 967 году обернуло против него коварного союзника: византийский правитель оказал поддержку печенегам, те пошли на Киев, однако были разбиты Святославом. Тот вновь вернулся на Дунай и уже при поддержке болгар пошел на Царьград. Карта военных действий постоянно менялась, верх брал то Святослав, то византийская сторона, и в какой-то момент киевский князь решил вернуться в свою столицу, однако по дороге был убит печенегами.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Считается, что на убийство Святослава печенегов уговорили подосланные к ним византийское дипломаты.

Самым политически стабильным было правление его сына Владимира, однако уже в 1015 году развернулась борьба за власть, продлившаяся более 20 лет – только в 1036 году в Киеве стал править князь Ярослав, после смерти которого сыновья только укрепили власть Киевской Руси. Но это не спасло государство от феодальной раздробленности, начало которой было уже положено: единовластие киевских князей пало. Владимир Мономах, который пробовал ей противостоять, добился только временного усиления власти, а при его сыне Ярополке процесс распада государства окончательно завершился.

Рис. 2. Владимир Мономах.

Экономика и культура Киевской Руси

Русь в 9 начале 12 века была государством с феодальным землевладением. Собственниками земли были не только князья, но также бояре и дружинники, а немного позже к ним добавилась и церковь. Рабочей силой, на которой и основывалось экономическое развитие Киевской Руси, были холопы, смерды и другие категории населения. С них брали продуктовую ренту.

Что касается культуры, то она в значительной степени сформировалась под влиянием византийской традиции – это касается не только зодчества, но и живописи. Собственная литература также сформировалась под влиянием переводной, но была идейно насыщенной и совершенной в художественном плане. Самые известные произведения того времени – это “Повесть временных лет”, “Поучения” Мономаха и, конечно, “Слово о полку Игореве”.

К концу 11-го - началу 12-го в. Киевская Русь превратилась в довольно развитое государство во многом благодаря развитию народного хозяйства: появилась регулярная система землепользования, были освоены новые сельскохозяйственные культуры, развивалось скотоводство. Постепенно происходила специализация производства и процесс разделения труда. Вместе с деревнями развивались и города: к началу 12-го в. на Руси насчитывалось порядка 300 крупных городов, росло их благосостояние.

Однако в политической жизни государства начали происходить довольно серьезные изменения. Прежде всего 12-й в. (его вторая половина) ознаменован постепенным снижением власти Киева и упадком Киевского княжества.

Упадок Киева. Внутренняя политика на Руси

Причин для ослабления Киевского княжества было несколько:

  • снижение важности торгового пути «из варяг в греки», который имел большое значение для экономики региона;
  • усиление князей на местах (рост их благосостояния привел к тому, что князья больше не нуждались в существенной поддержке со стороны Киева);
  • рост военной напряженности в Киеве. Город постоянно подвергался атакам со стороны как кочевников, так и других князей, желавших добиться великого княжения. С каждым годом обстановка в княжестве становилась более напряженной.

Несмотря на все более тяжелое положение дел, князь Мстислав Владимирович (сын Владимира Мономаха) предпринимал попытки снова объединить Русь под началом Киева, которые, однако, не увенчались успехом. Уже к концу 12-го в. центр Руси все больше смещался в сторону Владимиро-Суздальского княжества. Хотя Киев не утратил своего политического влияния вплоть до начала монголо-татарского нашествия, в конце 12-го в. серьезную конкуренцию старой столице составлял Владимир.

Усиление отдельных княжеств привело к тому, что страна стала более разрозненной, в регионах стали появляться собственные центры власти, объединявшие под своим началом несколько близлежащих княжеств. Экономическая и политическая жизнь Руси к концу века также потеряла централизованность.

Развитие феодализма в 12-м в.

В 12-м в. фактически завершается процесс формирования социальной структуры общества, характерной для большинства средневековых государств: общество делится на свободных и зависимых людей, появляются социальные слои.

С развитием общества и экономики все большее значение стали играть поземельные интересы. Князья, ранее обладавшие большей частью всех земельных владений, постепенно передавали часть своих административных прав на земли боярам и монастырям, чтобы те могли самостоятельно заниматься сбором дани с вверенных им территорий, освобождая от этого самих князей. Так начала формироваться система частного, боярского и монастырского землевладения. Позднее бояре и монастыри, получившие права на землю, смогли расширить собственные хозяйства за счет княжеских территорий; в этих новых, более обширных хозяйствах все чаще работали крестьяне, должники или те, кто искал защиты у боярина. Феодализм развивался.

Внешняя политика

Основное направление внешней политики в этот период - , которые периодически нападали на Русь, а также попытки завоевать некоторые близлежащие земли и установить прочные контакты с пограничными европейскими княжествами.

Быт и культура Руси в 12-м в.

Формировалась под влиянием языческих традиций и древнего быта, а также традиций недавно принятого христианства. Традиционная русская культура со всеми ее национальными чертами и отличиями в этот период только начинает свое становление - развиваются новые ремесла, изобразительное искусство, зодчество.

Основные события:

  • 1100 г. - съезд князей в Витичеве;
  • 1103 г. - начало целой серии походов против (1103-1120);
  • 1110 г. - начало создания «Повести временных лет» ;
  • 1111 г. - победа над половцами при Сальнице;
  • 1113 г. - начало княжения Владимира Мономаха (1113-1125);
  • 1115 г. - обострение отношений между Новгородом и Киевом;
  • 1116 г. - новая победа киевлян над половцами;
  • 1125 г. - создание «Поучения» Владимира Мономаха;
  • 1125 г. - смерть Владимира Мономаха, киевский престол занимает Мстислав, старший сын Владимира Мономаха (1125-1132);
  • 1128 г. - Мстислав отнимает независимость у Полоцкого княжества;
  • 1130 г. - первые княжеские жалованные грамоты, данные новгородским монастырям;
  • 1131 г. - начало успешных походов на Литву (1131-1132);
  • 1132 г. - смерть Мстислава; этот момент считается началом периода раздробленности и феодальных войн;
  • 1136 г. - изгнание Всеволода Мстиславича из Новгорода, начало эпохи независимости Новгорода;
  • 1139 г. - волнения в Киеве, захват власти Всеволодом Ольговичем;
  • 1144 г. - объединение Галицко-Волынских уделов в единую Галицкую землю;
  • 1146 г. - княжение в Киеве Изяслава (1146-1154), сына Мстислава, которого киевляне пригласили наследовать престол после смерти Всеволода; начало ожесточенной борьбы князей за престол в Киеве;
  • 1147 г. - первое летописное упоминание о Москве;
  • 1149 г. - борьба новгородцев с финнами за Водь; попытки суздальского князя Юрия Долгорукого отбить у новгородцев югорскую дань;
  • 1151 г. - война великого князя киевского Изяслава в союзе с Венгрией против Владимира, князя галицкого;
  • 1152 г. - основание Костромы и Переяславля-Залесского;
  • 1154 г. - княжение