Принять меры по улучшению обстановки в семье. Демографическая политика России (2) - Реферат. Здоровье население и институт семьи
Что сделано
2. Совет Безопасности рассмотрел вопросы улучшения демографической ситуации
Ниже приведены фрагменты Стенографического
отчета о совещании Совета Безопасности
20 июня 2006
г
ода,
посвященном
мерам по реализации Послания Федеральному Собранию
.
Президент подчеркнул
в своем выступлении, что у нас крайне мало глубоких исследований
по демографической проблематике.
Предложил преобразовать Совет
по реализации приоритетных проектов в Совет по национальным проектам
и демографической политике
. С докладом о мерах по улучшению
демографической ситуации выступил Первый заместитель Председателя
Правительства РФ и Первый
заместитель председателя Совета Д.А.Медведев.
В его выступлении конкретизированы некоторые положения Послания-2006
и представлены оценки планируемых расходов на реализацию мер по
стимулированию рождаемости - 81,7
миллиарда рублей (без учета
затрат на материнский капитал). Это примерно в 1,5 раза больше,
чем все расходы на материнские и детские пособия в 2005 году.
В.ПУТИН : …
Наша встреча посвящена сегодня мерам по реализации Послания Федеральному Собранию, и сегодня мы подробно остановимся на трех основных направлениях – это технологическая модернизация экономики, улучшение демографической ситуации и укрепление национальной безопасности России.
Сразу скажу, что все эти задачи тесно связаны друг с другом. Так, уровень военной безопасности напрямую зависит от темпов роста экономики и технологического развития. В свою очередь демографическая ситуация более благополучно будет складываться в стране, которая не только достигнет высоких социальных стандартов, но в которой люди смогут на длительное время, чувствуя себя в безопасности, планировать свою жизнь. Поэтому, действуя по каждому из этих направлений, мы обязаны видеть их взаимозависимость и решать проблемы комплексно.
Сегодня по всем обсуждавшимся вопросам и по всем вопросам, которые мы будем обсуждать, нужно наметить конкретные, реалистичные, кардинально меняющие ситуацию меры. Одного лишь анализа положения дел здесь недостаточно.
Уважаемые коллеги, важнейший блок вопросов, детально представленный в Послании, – это меры по улучшению демографической ситуации. Здесь наша задача – добиться снижения смертности и повышения рождаемости, а также повысить эффективность миграционной политики. Это позволит стабилизировать численность населения России уже в ближайшие годы.
Критическое сокращение народонаселения страны впервые было отмечено в 1993 году и приобрело с тех пор устойчивый характер. Фактически мы стоим сегодня у кризисной черты. За 13 последних лет число умерших граждан страны превысило число родившихся на 11,2 миллиона человек. Если ничего не делать, то к концу ХХI века население России уменьшится вдвое. Очевидно, что пока нас в какой-то мере спасают активные миграционные потоки или, во всяком случае, выравнивали положение. Эту тенденцию нужно грамотно развивать, определив выгодные для России и ее граждан правила приема иммигрантов. Причем воздействовать на миграцию проще, чем на рождаемость и смертность.
О мерах по стимулированию рождаемости уже начиная с 2007 года подробно было сказано в Послании. Напомню, что там были сформулированы конкретные меры поддержки семей, решивших родить второго ребенка. Предложено кардинально увеличить пособия по уходу за ребенком, компенсацию затрат за детское дошкольное воспитание, выплачивать так называемый материнский капитал. Эти и другие предложения, прозвучавшие в Послании, должны иметь и четкую законодательную основу, и действенные механизмы реализации.
Полагаю, что сегодня будут сформулированы ключевые направления долгосрочной демографической политики . Она должна учитывать все аспекты, в том числе преодоление высокой смертности. Надо самым внимательным образом проанализировать ее причины. Сейчас ее уровень остается самым большим в Европе. Свыше 700 тысяч человек ежегодно умирают в России в трудоспособном возрасте. При этом подчеркну, что глубоких исследований по демографической проблематике у нас крайне мало. Необходимо сделать эту работу системной, целенаправленной. Нам нужна такая информация и такой анализ.
Предлагаю преобразовать также Совет по реализации приоритетных проектов в Совет по национальным проектам и демографической политике . Это поможет более эффективно координировать работу в данной сфере.
Итогом нашего обсуждения должны стать конкретные решения по организации дальнейшей работы.
И перед тем как перейти к докладам, хотел бы в заключение своего вступительного слова сказать: начиная с начала 90-х, в середине 90-х и практически вплоть до сегодняшнего дня мы в основном занимались латанием дыр и выживанием. У нас сейчас есть все возможности заглянуть в завтрашний день и сформулировать долгосрочную стратегию развития страны по всем критическим направлениям.
Дмитрий Анатольевич, пожалуйста.
Д.МЕДВЕДЕВ: …
Улучшение демографической ситуации безусловно является ключевым фактором устойчивого развития нашей страны. Сокращение населения ограничивает социально-экономический потенциал России, создает реальную угрозу ее безопасности будущему нашего государства и российской нации.
Уже сегодня в центральных районах происходит старение и вымирание населения, а многие территории Сибири и Дальнего Востока из-за миграционного оттока становятся практически безлюдными. Не буду нагнетать, но картина действительно безрадостная: в 2005 году в России умерло 2,3 миллиона человек, а количество новых рождений – 1,5 миллиона. На 100 женщин репродуктивного возраста сейчас приходится 134 родившихся, что значительно ниже уровня, необходимого для воспроизводства населения, простого воспроизводства населения.
Для оздоровления демографической ситуации федеральными и региональными органами государственной власти и раньше принимались определенные меры, в частности, в результате работы по улучшению качества медицинской помощи за последние пять лет в учреждениях родовспоможения удалось на четверть снизить материнскую и младенческую смертность. Однако существенного улучшения демографической ситуации не произошло, и главными причинами этого являлось отсутствие системного подхода и недостаточное финансирование демографических программ.
В Послании Президента Российской Федерации в текущем году названы основные проблемы и предложены меры кардинального характера. Таких мер три, они названы Владимиром Владимировичем сейчас: это снижение смертности, эффективная миграционная политика и повышение рождаемости.
Безусловно, что названные меры должны быть сопряжены с реализацией основных приоритетов государства. Один из основных демографических факторов – высокая смертность, главными причинами которой являются сердечно-сосудистые заболевания, алкоголизм, наркомания и дорожно-транспортные происшествия. Причем среди умерших почти треть – это люди трудоспособного возраста. Из них 80 процентов – это мужчины. Только в дорожно-транспортных происшествиях у нас ежегодно гибнет порядка 40 тысяч человек – это население небольшого среднеевропейского города.
Как известно, показатели здоровья отрицательно сказываются и на продолжительности жизни. В России сегодня в среднем этот показатель составляет 65,5 года, в том числе у мужчин – 59 лет, у женщин – 72 года.
Необходимо отметить, что в целом ряде посланий Президента исправление ситуации в здравоохранении и, как следствие, укрепление здоровья нации были определены как приоритетная задача. Очевидно, что сегодня наши граждане мало заботятся о своем здоровье, и положительную динамику можно ожидать только при активном воспитании нормального, здорового образа жизни и развитии культа здоровья. Ключевыми здесь являются меры, предусмотренные национальным проектом «Здоровье». В его рамках уже реализуется профилактика сердечно-сосудистых недугов, инфекционных и других заболеваний. Будут также подготовлены отдельные программы снижения предотвратимой смертности и травматизма, в том числе на производстве. Предусматривается и дальнейшее развитие учреждений родовспоможения.
Будут разработаны и меры своевременной и качественной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. В этих целях необходимо сформировать комплекс мер, направленных на специальную подготовку медицинского персонала и служб, обеспечивающих дорожно-транспортную безопасность, а также оснащение больниц скорой медицинской помощи современным оборудованием, в том числе машин скорой медицинской помощи – устойчивой оперативной связью.
Важный аспект демографического развития, требующий отдельного обсуждения, это миграция. Отмечу только, что в настоящее время специально созданной межведомственной рабочей группой разрабатывается государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников из-за рубежа . Этот предмет требует, безусловно, отдельного доклада. В целом наша миграционная политика должна быть, конечно, ориентирована на привлечение квалифицированных специалистов, законопослушных людей, уважающих традиции и культуру России. Миграция – это как раз та сфера, где требуется четкая линия государства, ее тесная увязка с потребностью рынка и законами развитияотдельных территорий.
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Совета Безопасности, коллеги!
В Послании Президента определен важнейший блок конкретных шагов по повышению рождаемости . 7 июня текущего года распоряжением Правительства был утвержден сводный план мероприятий по реализации основных положений Послания Президента. В его разделе «Решение демографических проблем» предусматривается подготовить в кратчайшие сроки проекты федеральных законов и постановлений Правительства о повышении государственных пособий гражданам, имеющим детей, а также о компенсации затрат на дошкольное воспитание и содержание ребенка в опекунских и приемных семьях, включая заработную плату приемных родителей. Кроме того, будет разработан необходимый пакет документов по углубленной диспансеризации детей-сирот. И, наконец, законодательство о самом принципиальном шаге – предоставлении первичного материнского капитала женщине при рождении второго ребенка .
На проведение этих мероприятий без учета расходов на предоставление базового материнского капитала предполагается предусмотреть в проектах федерального бюджета и бюджетов государственных фондов на следующий год 81,7 миллиарда рублей. Это общий размер расходов. В общем объеме расходов с учетом тех расходов, которые запланированы на материнский базовый капитал, мы ожидаем, что обязательства федерального бюджета по демографическому проекту составят около 195 миллиардов рублей в год , и это без учета индексации. Это серьезные средства, и, конечно, необходимо разрабатывать очень серьезный механизм, позволяющий контролировать их расходование.
Первые выплаты сумм базового материнского капитала , который должен быть предоставлен этим матерям на родившихся после 1 января 2007 года детей, предполагается осуществить с 2010 года, после достижения ребенком трехлетнего возраста . Эти средства могут быть использованы либо на приобретение жилья с использованием ипотеки или других форм кредитования, или на образование детей, или на пенсионное накопление женщин . Мы также должны предварительно организовать учет матерей, родивших второго ребенка в указанные сроки , в целях неукоснительного исполнения заявленных государством обязательств.
Около 53 миллиардов рублей будет направлено на увеличение размеров пособий женщин по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет . Предполагается, что для работающих женщин размер пособия будет составлять 40 процентов от заработка. При этом максимальный размер заработка, который учитывается при исчислении пособия, предлагается установить в сумме, не превышающей 15 тысяч рублей . Эта сумма является максимальной и при расчете пособия по временной нетрудоспособности. Впервые пособие в размере 1,5 тысячи рублей на первого ребенка и трех тысяч рублей на второго и последующих детей начнут получать и неработающие женщины. Проект соответствующего федерального закона уже подготовлен и согласовывается с федеральными ведомствами.
На компенсацию затрат на детское дошкольное воспитание в размерах, указанных в Послании Президента, предусмотрено 8 миллиардов рублей . Однако возвращение женщины к полноценной трудовой деятельности во многом будет зависеть от скоординированных действий властей всех ветвей власти и всех уровней власти, от того, удастся ли приостановить необоснованный рост цен на услуги детских садов и предоставить в них место каждой семье, желающей отдать туда ребенка. Не секрет, что уже сегодня очередь в эти учреждения составляет около 900 тыс. человек. И с учетом предполагаемого роста рождаемости в 2007 и 2008 годах она может еще более возрасти.
Субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям будет необходимо направить усилия на создание достаточной сети дошкольных учреждений , предусмотреть меры по обеспечению их квалифицированными педагогическими кадрами, современными программами оздоровления и воспитания детей. Родители должны быть уверены, что в детском саду созданы надлежащие условия для полноценного, качественного развития их ребенка.
Компенсацию затрат на детское дошкольное воспитание предполагается осуществлять на условиях софинансирования с участием субъектов Российской Федерации . Безусловно, что доля такого софинансирования должна устанавливаться с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъектов. При этом важно, чтобы регионы не снижали свои затраты на дошкольные учреждения, а сохраняли и повышали тот уровень, который достигнут сегодня, а также координировали свою работу в муниципальных образованиях.
Одна из базовых задач демографической политики также состоит в сокращении числа детей-сирот и детей, находящихся в детских домах и интернатах . Правительство готовит программу материального стимулирования: устройство в семьи сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она включает единовременное пособие при всех формах такого устройства, она также включает увеличение выплат на содержание ребенка в семье опекуна и в приемной семье, а также увеличение заработной платы приемным родителям в размерах, которые определены Посланием Президента. На эти цели предусматривается выделить почти семь миллиардов рублей.
В качестве ключевой задачи мы определили устройство под опеку и в приемные семьи около 80 тысяч детей-сирот . Подчеркну, что эта задача в первую очередь региональных и муниципальных органов. И им следует весьма ответственно отнестись к подбору семей, которым доверяются дети. Параллельно должна вестись реструктуризация интернатных учреждений. В них необходимо максимально создать условия, которые приближаются к условиям в нормальной полноценной семье. Важно сформировать и базу данных о детях, которые остались без попечения родителей, а также организовать мониторинг и патронаж этих детей в государственных учреждениях и приемных семьях. У нас пока такая база в нормальном виде отсутствует.
В 2007 году намечена диспансеризация более 200 тысяч детей-сирот , находящихся в интернатных учреждениях. Одновременно предполагается провести оценку качества оказания медицинской помощи этим детям. По итогам будет разработан комплекс мер для проведения оздоровительных и реабилитационных мероприятий. Они должны позволить обеспечить дальнейшую социальную адаптацию детей и передачу их на воспитание в семью.
Уважаемые члены Совета Безопасности! Коллеги!
Очевидно, что для решения такой комплексной проблемы, как демография, необходимо внимание ко всем ее составляющим. Правительство предполагает использовать программный подход, который найдет отражение в плане первоочередных мер по улучшению демографической ситуации. Особенное внимание предполагается уделить проблемам семьи, и прежде всего, молодой. В развитие национального проекта «Доступное и комфортное жилье» формируется предложение по повышению доступности ипотечных кредитов для молодых семей с детьми . Предлагаем стимулировать внедрение так называемого перекредитования, предусматривающего снижение налоговой долговой нагрузки на заемщика в случае рождения детей, а также возможность снижения ставки кредитования в случае общего снижения ставок на российском ипотечном рынке.
Вместе с тем подчеркну, что нельзя сводить проблемы семьи только к пособиям и к жилью . В целом задача государства – поднять престиж семьи, имеющей детей , наладить новые формы работы и, соответственно, заниматься пропагандой семейных ценностей. И одно из усилий федерального уровня должно быть в том, чтобы привлечь регионы к этой работе .
Специальные меры предусмотрены для кардинального изменения демографической ситуации на селе и, прежде всего, в вопросах охраны здоровья сельчан, повышения доступности медицинской помощи с использованием современных информационных технологий, таких как телемедицина, например. Не следует забывать, что на селе, несмотря на все трудности, действительно сохраняются пока еще традиции большой и многодетной семьи. И мы должны помочь людям, которые живут в сельской местности, укрепить эти традиции и поддержать их.
Многие из перечисленных мер тесно связаны с задачами, решаемыми в рамках приоритетных проектов. В этой связи будем работать по той схеме, которая предложена Президентом, имея в виду преобразование Совета по реализации национальных проектов в общий Совет по национальным проектам и демографической политике . Этот механизм работы уже сложился. И в целом есть резон продолжить работу таким образом.
Очевидно также, что масштабная демографическая программа должна опираться на совершенную систему статистического учета, которая дает более полные данные о состоянии демографических процессов и дает обоснованные прогнозы, а также сопровождается серьезным информационным обеспечением. Понятно, что исправить демографическую ситуацию за три-пять лет невозможно . И наряду с первоочередными необходимы долгосрочные меры . Главная из них – это изменение отношения граждан к деторождению, повышение их ответственности за собственное здоровье, соответственно создание условий для комфортной жизни семей, в которых воспитываются дети .
В заключение я хотел бы подчеркнуть, чтобы в следующем
году мы смогли приступить к решению поставленных задач, уже в ближайшее
время необходимо завершить работу над основными нормативными актами
как по линии Правительства, так и актами высшей юридической силы,
то есть нацзаконами, отладить основные финансовые и социальные
механизмы, сделать их четкими и понятными для людей
. Решения,
которые будут приняты сегодня Советом Безопасности, станут для нас
непосредственным руководством к действию.
Страница 1
О
демографической ситуации на территории Марёвского муниципального района за 2012 год и задачах по улучшению демографической ситуации на территории района на 2013 год.
За 2012 год на территории района родилось 32 ребёнка (предполагалось планом 40). Умерли 100 человек. Как и в предыдущие годы среди населения района происходит тенденция «старения». Средний возраст населения района составляет 44,9 лет, в то время как по области он 41,2. и даже средний по сельским населённым пунктам по области 43,3, причём разница среднего возраста мужчин и женщин также присутствует: 41,5 и 47,8 лет. В районе проживает от 0 до 17 лет несовершеннолетних граждан 695 человек; трудоспособного возраста 2574 человека; старше трудоспособного возраста и пожилых 1463 человека. Граждан в возрасте от 20 до34 лет, как принято, составляющих молодые семьи, на которые возлагается основная надежда на повышение уровня рождаемости, по статистическим данным зарегистрировано в районе 761 человек (389 мужчин и 372 женщины), однако фактически постоянно проживают в районе только половина из них по причине обучения в профессиональных учебных заведениях и работы в городах из-за недостаточного количества свободных рабочих мест в районе и невостребованности по полученному ими профессиональному образованию. В 2012 году в районе зарегистрировано 22 брака и 17 разводов супругов (планировалось соответственно 38 и 18). Преобладание показателя смертности над рождаемостью, в первую очередь, объясняется преобладанием численности пожилого населения над молодым, тем не менее анализ смертности за 2012 год показал, что основной причиной явились последствия сердечно-сосудистых заболеваний, причём далеко не в пожилом возрасте, только 30 из 100 умерших в 2012 году – находились в очень пожилом возрасте с «почтенным» диагнозом «генерализованный атеросклероз»; 45 «сердечно-сосудистых»- либо не лечившиеся, либо «просмотренные» медициной, либо те, кто вёл не совсем здоровый образ жизни. Кроме того среди причин смертей имеются и несчастные случаи-11, прямые последствия алкогольных интоксикаций-9, а также онкологические заболевания-7. Следует отметить, что в 2012 году заметно «стабилизированы» и снижены такие показатели как количество абортов (их число составило 11, что в два раза меньше прошлогоднего и в три - 2010 года) и расторжений браков.
Все вышеуказанные статистические показатели по состоянию демографии в районе за 2012 год являются основой анализа проводимой работы по улучшению демографической ситуации на территории района, а также планирования дальнейшего проведения мероприятий по остановке демографического спада.
С целью улучшения демографической ситуации в районе в 2012 году продолжалась работа в соответствии с муниципальной целевой Программой по улучшению демографической ситуации на территории района на 2010-2015 годы, Комплексным планом по повышению рождаемости на 2011-2012 годы, организующим центром этой работы являлся Совет по реализации демографической политики, действующий в районе с 2010 года.
Что сделано за прошедший год:
В целях укрепления института семьи проводились торжественные церемонии (с участием в поздравлениях членов Совета) бракосочетания для 12 супружеских пар, впервые вступающих в брак; торжественные церемонии 8 юбилейных свадеб с участием в поздравлениях Главы муниципального района; приглашение на чествование молодых супругов на районные торжественные мероприятия, проводимые в Доме культуры. День семьи, День матери, День защиты детей, День семьи, любви и верности (памяти святых Петра и Февронии) – проводились не только как отдельные районные торжественные мероприятия, а целым комплексом мероприятий, организаторами которых выступали работники учреждений культуры, образования, спорта, специалисты социальной защиты, молодёжной политики, ЗАГСа, с проведением различных акций, конкурсов творческих работ, выставок и изготовления буклетов. Особое внимание уделялось молодым семьям, совместными усилиями заведующей отделом ЗАГС Горкиной М.Р и специалиста по молодёжной политике Голубевой Н.В. удалось привлечь к участию в различных мероприятиях 19 молодых пар; закрепилась практика чествования молодых семей, торжественно отмечались «юные юбилеи» свадеб: ситцевые, розовые и другие. В районном отделе ЗАГС совместно с настоятелем прихода Церкви Успения Божьей Матери о. Константином ежемесячно проводились консультационные дни для граждан с «горячей телефонной линией» по вопросам семьи и брака. Участвовал священнослужитель и в ряде других мероприятий, как торжественных, так и встречах, уроках, беседах по вопросам демографии со школьниками и семейными парами. Для старшеклассников проводились Уроки семьи, в том числе заведующей отделом ЗАГС Горкиной М.Р. Проводилась также и индивидуальная работа с 5 парами, проживающими совместно, но ещё не зарегистрировавшими брак. По линии молодёжной политики проводилась работа клуба молодой семьи и консультационного пункта для молодых семей.
Проводились торжественные церемонии имянаречения новорожденных в ЗАГСе с вручением памятной медали, кроме того, торжественное чествование новорожденных проводилось на 5 общерайонных праздниках.
Следует отметить, что финансирование на приобретение подарков для церемоний чествования супружеских пар, новорожденных, юбиляров осуществлялось Администрацией района. В целях поддержки семей в районе действовала система 15% скидок на приобретение свадебных колец в универмаге Марёвского РайПО, 10% скидок на различный ассортимент товаров для новорожденных в магазинах Марёвского РайПО и «Детство».
В 2012 году через отдел социальной защиты населения 12 молодым матерям выплачена адресная материальная помощь во время беременности на компенсацию проезда на консультации в Великий Новгород, приобретения витаминов, усиление и улучшение качества питания и другие нужды, а также в соответствии с утверждённым в районе Комплексным планом по повышению рождаемости на 2011-2012 год 22 молодым матерям выплачено по 5,5 тыс.руб. при регистрации ребёнка. Проводилась глубокая индивидуальная работа с женщинами, планировавшими аборты, в результате которой 4 женщины изменили своё решение. В 2012 году через отдел Пенсионного Фонда вручено 15 сертификатов на «Материнский капитал», отделом социальной защиты принято 1 заявление на «Семейный капитал», которые позволят улучшить жилищные условия семей с детьми. Учреждениями образования района полностью удовлетворена потребность в детских садах, приём в которые ведётся в районе с очень раннего ясельного возраста; за прошедший год приостановлена работа детского сада д. Новая Русса по причине отсутствия детей с сохранением помещения, выделено новое помещение под детский сад в д. Седловщина также по причине снижения контингента детей.
В 2012 году Советом по улучшению демографической ситуации через работу районной антинаркотической комиссии были предприняты шаги по изменению ситуации с употреблением алкоголя населением района посредством реализации мероприятий целевой программы «Комплексные меры противодействия наркомании, токсикомании, алкоголизму и табакокурению в Марёвском муниципальном районе на 2010-2013 годы», а также подпрограммы по ресоциализации граждан, злоупотребляющих или злоупотреблявших алкоголем, однако в связи с отсутствием штатного врача-нарколога, а также отсутствием рабочих мест для трудоустройства данной категории граждан, реализовать запланированные мероприятия не удалось.
В 2012 году заметно активизировалась роль районного совета ветеранов в проведении мероприятий «активного долголетия»: клуб «Воскресные встречи», участие в конкурсах и смотрах, удалось в этом году впервые провести даже спартакиаду среди пожилого населения, проведение торжественных поздравлений юбиляров, а также меры социальной поддержки: качественное пенсионное обеспечение, контроль за направлением в госпиталь ветеранов войны и труда, организация надомного социального обслуживания, активное привлечение волонтёров для оказания помощи пожилым людям – всё это направлено на повышение качества жизни пожилых людей, которые и составляют большую часть населения района.
Отделом социальной защиты муниципального района в 2012 году оказана адресная социальная поддержка 662 гражданам на сумму 562,6 тысяч рублей, в том числе 130 родителям с детьми; привлечено дополнительно «спонсорских» средств на оказание адресной социальной поддержки 243 гражданам на сумму 279 тысяч рублей.
В 2012 году Администрацией района предпринимались шаги через Программу добровольного переселения соотечественников из-за рубежа привлечь в район молодые семьи: из 5 поданных по программе запросов положительно решение получили 4, однако минимальный список вакансий рабочих мест не позволил проводить эту работу шире.
«Слабые места» реализации демографической политики в районе:
1.Слабое экономическое развитие района, а именно: отсутствие выбора рабочих мест или в ряде отдалённых деревень их полное отсутствие, создают ситуацию оттока из района молодёжи и молодых семей, которые являются фундаментом повышения уровня рождаемости.
2.Значительная часть профилактической работы по культивированию здорового образа жизни, антинаркотической-антиалкогольной пропаганды направлена на детей и подростков, а не на взрослое население, которое продолжает «убывать» по этим причинам, а также разрушается большое количество семей.
3. Недостаточная воспитательная работа со школьниками и молодёжью по привитию культуры семейных отношений, воспитанию культа семьи и рождения детей способствует снижению количества официально вступающих в брак, ограничению рождения детей.
4. Расторжение браков в семьях, имеющих несовершеннолетних детей, проходит через судебные инстанции, которые «не заинтересованы» в сохранении семьи и не входят в систему профилактики Совета по улучшению демографической ситуации, что затрудняет оказание своевременной помощи для предотвращения развода супругов.
5.Низкий уровень материальной обеспеченности населения, недоступность получения своевременных качественных медицинских услуг врачей «узких специальностей» для жителей района, минимальный охват населения профилактическими медицинскими осмотрами, отсутствие культа здорового образа жизни приводит к высокому уровню смертности трудоспособного населения.
Предложения для работы по улучшению демографической ситуации в районе на 2013 год:
1.Ходатайствовать перед Главой района и Главами сельских поселений о создании дополнительных рабочих мест для молодёжи, стимулировании развития индивидуального предпринимательства, сельскохозяйственного производства, ходатайствовать перед ГОКУ «Центр занятости» о включении молодёжи в программы профессиональной переподготовки, обеспечении квотирования рабочих мест для молодёжи; рассмотреть возможность создания на базе пустующих помещений в д.Седловщина и д. Старь сельскохозяйственных предприятий социальной реабилитации при лечении алкогольной зависимости.
2.Обязать ГОБУЗ «Марёвская ЦРБ» обеспечить качественное медицинское обслуживание населения врачом-наркологом, направление в областной наркологический центр «Катарсис», для социальной поддержки в реабилитационное лечебное учреждение п. Торбино с целью снижения уровня алкоголизации населения. Организовать работу по заинтересованности руководителей предприятий и организаций, Глав сельских поселений в «кодировании» злоупотребляющих алкоголем работников и жителей.
3.Подключить к профилактической и организационной работе Совета по улучшению демографической ситуации в районе Администрации сельских поселений для получения достоверной и своевременной информации о микроклимате семей, особенно молодых.
4.Пригласить к сотрудничеству по своевременной профилактике расторжений браков судью.
5. Всем профилактическим службам района шире пропагандировать здоровый образ жизни, в том числе добиться массовости и заинтересованности в проведении спартакиады взрослого населения. В ходе проведения районных мероприятий различной направленности особое внимание уделять участию в них молодых семей.
6. Обязать учреждения образования, культуры, спорта пересмотреть систему воспитательной работы со школьниками и молодёжью по привитию культуры семейных отношений, воспитанию культа семьи и рождения детей, изучить современный имеющийся опыт в других регионах.
7.Рассмотреть на заседаниях Совета интересные примеры опыта других регионов по культивированию семейных ценностей, организации жизни «сельской общины» и другие, с целью закрепления молодёжи на селе, укрепления семей; рекомендовать провести такую же работу Главам сельских поселений.
8.Шире привлекать молодые семьи в район через Программу добровольного переселения соотечественников из-за рубежа.
9. Активизировать участие в различных целевых программах, конкурсах для молодых семей на селе.
10.Повысить информационное обеспечение мероприятий по улучшению демографической ситуации в районе.
11.Практику проведения мероприятий, имевших положительный опыт в 2012 году, продолжать.
Ильина О.И., заместитель Главы муниципального района, из материалов доклада на заседании Совета по улучшению демографической ситуации в районе.
страница 1
Итоговый документ круглого стола "Взаимодействие государства, Церкви, общественных организаций по улучшению демографической ситуации в Свердловской области" (Екатеринбург, 10 февраля).
10 февраля 2005 года в Екатеринбурге состоялся форум "Духовно-нравственные основы демографического развития России: Уральский регион", сообщает "Информационное агентство Екатеринбургской епархии". В рамках Форума прошел круглый стол, посвященный выработке механизмов взаимодействия государства, Церкви, общественных организаций по улучшению демографической ситуации в Свердловской области.
"Участники круглого стола выразили серьезную озабоченность по поводу демографического кризиса в России и состояния духовного, нравственного и физического здоровья нации. Было отмечено, что текущая демографическая ситуация в стране характеризуется стабильной депопуляцией, уже носящей характер общенациональной катастрофы. За последние 10 лет население страны неуклонно сокращалось на 850-900 тысяч в год, и в целом убыль составила 9 миллионов человек. На начало 2004 года население России составляло 144,2 млн. человек. Согласно прогнозу Госкомстата, население страны на начало 2011 года составит в среднем 138.2 млн. человек, а к 2050 году – от 75 до 100 млн. человек. Относительные показатели рождаемости продолжают оставаться крайне низкими – 132 родившихся ребенка на 1000 женщин в возрасте от 15 до 49 лет, что недостаточно, чтобы обеспечить даже простое воспроизводство. Снижение рождаемости ведет к демографическому старению страны. Кроме того, начиная с 1999 года, начала расти смертность населения и достигла к 2003 году показателей 16,4 человек на 1000 человек, что является одним из самых высоких показателей в Европе. Средняя продолжительность жизни в России – всего 65 лет. Сокращается не только население, но и трудовой потенциал страны. Сегодня демографический вопрос становится вопросом национальной безопасности.
Требуется принятие срочных безотлагательных мер и объединение усилий государства, Церкви и общественных организаций в решении острых демографических проблем.
Вопреки широко распространенному мнению, что причина вымирания состоит в низком уровне жизни, анализ демографических процессов доказывает отсутствие связи между уровнем жизни и рождаемостью. Главный миф, который необходимо в связи с этим развенчать – это абсолютизация экономических причин отсутствия воспроизводства населения. Депопуляция обусловлена не только экономическими трудностями, но также падением духовности и нравственности. Огромную роль играет разрушение традиционного семейного уклада, престижа семьи, преемственности поколений, насаждение политики искусственного сокращения рождаемости и отсутствие государственной семейной политики, направленной на поддержку крепкой здоровой семьи. В этой сложной ситуации необходима четкая демографическая политика государства с участием общества и Церкви, направленная на стимулирование рождаемости и защиту населения от смертности и, прежде всего, просемейная политика во всех сферах жизнедеятельности общества, особенно в средствах массовой информации.
Семья является основой общества. Благополучие, крепость семьи, устойчивость семейно-брачных отношений является истинным признаком процветания государства. Поэтому семейная политика государства является одним из главных рычагов, с помощью которых можно решить демографическую проблему. С помощью рычагов влияния, имеющихся у государства и общества, необходимо сделать все возможное, чтобы поднять престиж крепкой здоровой семьи. Необходима пропаганда многодетной семьи, здорового образа жизни, традиционных семейных ценностей.
Решение демографических проблем требует усилий по ликвидации ущемленного положения института семьи, правового обеспечения автономности семьи, общественного договора между институтами государства и семьи, укрепления семейного хозяйства, воссоздания класса домашних хозяек-матерей с их пенсионным обеспечением, введение семейной зарплаты в системе труда, реализации льготного налогообложения и кредитования молодых семей и ряда других мер. Особого внимания требует состояние мужского генофонда, обусловленное отдаленными последствиями революции, репрессий и войн. Требуются серьезные социальные программы по защите материнства и детства.
Большое значение в формировании и реализации демографической политики в Свердловской области имеют принятые правительством и законодательным собранием Свердловской области следующие документы: "Концепция сбережения населения Свердловской области до 2015 года"; "Концепция реализации государственной семейной политики в Свердловской области до 2015 года"; Ежегодный государственный доклад "О положении детей в Свердловской области"; областные государственные целевые программы "Дети в Свердловской области" на 2003-2005годы и "Развитие учреждений социальной защиты и неотложные меры социальной поддержки населения Свердловской области". В городах и районах Свердловской области работают более семидесяти центров социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационных центров и социальных приютов для несовершеннолетних.
Большой вклад в дело социальной защиты и социального обслуживания семьи, детей, ветеранов и инвалидов вносят объединенные усилия Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви и министерства социальной защиты населения Свердловской области, основанные на подписанном соглашении и ежегодно утверждаемых планах совместной работы.
Так как решающую роль в построении семьи играет именно духовно-нравственное начало, то просветительская деятельность Церкви в области семьи и брака оказывает самое прямое влияние на демографическую ситуацию в нашей стране. Деятельность Церкви в области семьи и брака заключается в подготовке молодежи к семейной жизни, популяризации учения о христианском браке с помощью печати, видео-, аудио- и электронных средств распространения информации, а также живого слова.
Одной из основополагающих причин вызывающих сокращение численности населения России является пренебрежение нравственными ценностями, утрата благоговения перед священным даром Жизни. Необходимо признать, что жизнь человеческая начинается с момента зачатия, о чем свидетельствует современная наука и давно утверждает Церковь. Ребенок, растущий в утробе матери, обладает такими же правами на жизнь, как и его родители, эти права защищены международной Конвенцией о правах ребенка, ратифицированной Россией.
Заслуживают одобрения появившиеся в последнее время центры защиты материнства (центр кризисной беременности), деятельность которых состоит в том, чтобы поддержать беременную женщину, встать на ее сторону, помочь сохранить беременность, оказав моральную, психологическую и материальную помощь. Эта практика помогает спасти жизни и должна быть принята как одна из форм социального служения Церкви. Необходимо, чтобы в каждом крупном городе существовал центр защиты материнства и в каждом приходе – инициативная группа прихожан по защите и помощи как рожденным, так и нерожденным детям. Рождение детей, а также отказ от него *является делом частной, личной жизни человека. Но никакие меры, направленные на поощрение отказа от рождения детей не должны поддерживаться государством. Государственная демографическая политика должна состоять в поощрении выбора в пользу рождения большего числа детей.
Участники круглого стола предлагают в качестве неотложных мер по решению демографической проблемы:
1.Поддержать предложение Церковно-общественного Форума "Духовно-нравственная основа демографического развития России" о создании при Президенте РФ Совета по демографической и семейной политике с участием представителей Русской Православной Церкви и общественных организаций.
2.Обратиться к полномочному представителю Президента РФ в Уральском федеральном округе с предложением создать Совет по демографической и семейной политике с участием в нем представителей органов государственной власти, местного самоуправления, Русской Православной Церкви, СМИ, бизнеса, общественных организаций.
3.Обратиться к губернатору Свердловской области с предложением создать Совет по демографической и семейной политике с участием в нем представителей органов государственной власти, местного самоуправления, Русской Православной Церкви, СМИ, бизнеса, общественных организаций.
4.Предложить Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
Принять Закон "О государственной демографической и семейной политике в Российской Федерации", направленный на государственную поддержку семей с социально положительным потенциалом и повышение рождаемости в стране;
Принять блок законов по социальной политике в поддержку семьи (бесплатное здравоохранение, бесплатное образование, восстановить звание мать-героиня, льготное налогообложение семьи и т.п.);
Внести поправки в пенсионное законодательство, учитывающие труд родителей по воспитанию детей как социально значимый с соответствующим пенсионным обеспечением;
Принять новую редакцию Закона "О защите прав ребенка", предусматривающую механизмы реализации на территории Российской Федерации международной Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Верховным Советом СССР 13.06.1990г. Отразить в данном Законе положение Конвенции о правах ребенка согласно ст.З, что "ребенок в виду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения". Привести в соответствии с этим положением все законодательные и подзаконные акты на территории Российской Федерации.
Рассмотреть вопрос о повышении налогов на рекламу и информационную продукцию, отрицательно влияющую на демографические показатели (эротического содержания, контрацептивы, алкоголь, в т.ч. пиво, табачные изделия, компьютерные игры и игровые автоматы), с целевым перераспределением этих средств на социальную рекламу, пропагандирующую здоровый образ жизни, семейные и духовно-нравственные ценности;
Создать в своей структуре орган исполнительной государственной власти по вопросам демографической и семейной политике;
Принять государственные целевые программы "Семья Свердловской области", направленные на поддержку семей с социально положительным потенциалом и решение демографических проблем, учитывающие взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления, Церкви и общественных объединений;
Организовать мониторинг демографической ситуации и положения семей в Свердловской области с привлечением Церкви и общественных организаций. Ежегодно публиковать доклад "О положении семьи и детей в Свердловской области".
Рекомендовать Департаменту по информационной политике Администрации Губернатора Свердловской области организовать конкурс СМИ "Крепка семья - крепка держава", ежегодно публиковать рейтинги СМИ по освещению данной тематики, разработать механизмы привлечения СМИ к решению демографических проблем.
Екатеринбургской епархии совместно с государственными и общественными теле-радиоканалами и печатными изданиями при поддержке общественности участвовать в создании медиа-проектов, посвященных пропаганде семьи, отцовства, материнства и детства, систематически освещать вопросы демографии и семейных отношений в православных СМИ.
7. Рекомендовать Центру общественных связей Свердловской области вовлекать общественные организации в решение демографических проблем, пропаганду крепкой благополучной семьи, духовно-нравственных ценностей и здорового образа жизни.
9. Рекомендовать органам исполнительной власти, органам управления Русской Православной Церкви, общественным организациям заключить соглашение о совместной работе и на договорной основе организовать системное взаимодействие в реализации демографической политики, помощи семье, женщинам и детям.
10. Рекомендовать органам исполнительной власти Свердловской области, Екатеринбургской епархии и общественным организациям развивать традиции проведения семейных фестивалей, конкурсов и других акций, направленных на повышение престижа крепкой благополучной семьи, развитие родовой культуры семьи, пропаганду семейного образа жизни.
11 .Екатеринбургской Епархии в сотрудничестве с Министерством здравоохранения Свердловской области:
Организовать кабинеты социально-психологической помощи беременным в кризисной ситуации в женских консультациях Свердловской области;
В качестве одной из форм социального служения Церкви развивать Центры защиты материнства (центры кризисной беременности) в городах Свердловской области;
Организовать регулярные встречи священнослужителей епархии с медицинским персоналом женских консультаций и родильных домов;
Установить премии для поощрения врачей и акушерок в деятельности повышения рождаемости, охраны здоровья матери и дитя.
12.Екатеринбургской епархии совместно с министерством общего и профессионального образования Свердловской области:
Продолжить работу в школах и других образовательных учреждениях по воспитанию традиционных семейных ценностей, профилактике распущенности, курения, наркомании, алкоголизма и компьютерных игровых зависимостей;
Продолжить дальнейшую разработку и внедрение в образовательных учреждениях курсов по духовно-нравственному и семейному воспитанию.
14.Рекомендовать Департаменту по делам молодежи Свердловской области совместно с администрациями муниципальных образований оказывать всестороннюю поддержку деятельности общественных объединений и клубов молодых семей;
15.На базе ЗАГСов и Центров помощи семье и детям организовать школы будущей семьи, школы молодой семьи и другие программы, оказывающие помощь и поддержку семье на всех этапах ее развития. Организовать силами приходов совместно с социальными службами работу по подготовке к вступлению в брак молодоженов.
Предусмотреть создание Советов по демографической и семейной политике;
Заключить соглашения о совместной работе с православными приходами и общественными организациями на местах и на договорной основе организовать системное взаимодействие в реализации демографической политики, помощи семье, женщинам и детям.
17.Силами приходов и православных братств совместно с общественностью при поддержке государственных и муниципальных органов управления организовать систему семейных клубов.
18.Рекомендовать руководителям и специалистам учреждений социальной сферы и православным общинам на местах организовать совместную работу по социальному служению и воспитанию граждан в духе уважения семейных ценностей и укрепления духовно-нравственных основ семейной жизни и воспитания детей.
19. Разработать Верхотурский Меморандум, направленный на консолидацию усилий органов государственной власти, местного самоуправления, Церкви, бизнеса, СМИ и общественных организаций для решения демографической проблемы и улучшения духовно-нравственного состояния семьи и общества.
Данный документ является приглашением к сотрудничеству органов государственной власти, местного самоуправления, Церкви, средств массовой информации, бизнеса, общественных организаций и всех, кто заинтересован в решении демографических проблем и укреплении семьи, а значит в укреплении России".
Об опыте работы Мартыновского района по улучшению демографической ситуации
Демографическая ситуация в Мартыновском районе, сложившаяся под влиянием развития демографических процессов в предыдущие годы, остается непростой, продолжается сокращение числа жителей за счет миграционной убыли населения.
Вместе с тем, можно отметить, что территория Мартыновского района является единственной территорией в Ростовской области, имеющей прогрессивную структуру населения, т.е. когда число лиц моложе трудоспособного возраста превышает число лиц старше трудоспособного возраста.
Начиная с 2009 года в районе наблюдается постепенный рост рождаемости и естественный прирост населения. По уровню рождаемости Мартыновский район стабильно занимает одно из ведущих мест в области.
В 2011 году количество родившихся в районе по сравнению с 2010 годом увеличилось на 2,4% и составило 552 человека. За 7 месяцев текущего года рост рождаемости по сравнению с аналогичным периодом 2011 года вырос на 14,2%.
Смертность в районе от года к году уменьшается, так в 2005 году число умерших составило 565 человек, в 2009 году - 526 и уже в 2011 году - 518 человек, за 7 месяцев 2012 года – 299 человек.
В Мартыновском принимаются меры по улучшению демографической ситуации. С 2008 по 2010 год была реализована районная целевая программа улучшения демографической ситуации. В 2010 году утвержден План мероприятий по реализации в 2011-2012 годах Концепции демографической политики Ростовской области на период до 2025 года. Целевая программа и мероприятия объединили ресурсы различных сфер деятельности, что позволило стабилизировать ситуацию, создав предпосылки демографического роста.
К стратегическим направлениям, на реализацию которых нацелены мероприятия программы и Плана, относились: укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения; стимулирование рождаемости и укрепление института семьи; улучшение миграционной ситуации.
Улучшение наиболее значимых демографических показателей было достигнуто в реализации мероприятий, в том числе по укреплению материально-технической базы, мер по улучшению качественных показателей здоровья жителей района:
увеличилось число детей и подростков, состоящих под диспансерным наблюдением;
уменьшилась заболеваемость детей и подростков. Снижение заболеваемости было обусловлено увеличением количества привитых против гриппа.
Особое внимание в районе уделяется формированию здорового образа жизни. В районе действует целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Мартыновском районе на 2010-2015 годы».
В результате реализации программы и других принимаемых мер, спортсмены Мартыновского района достигли высоких спортивных достижений не только на областном и районном уровнях, но и становились победителями и чемпионами Всероссийских и Международных турниров, четверо из которых являются членами сборной России.
С целью реализации мер государственной поддержки материнства и детства ежегодно выплачиваются пособия при рождении ребенка. В соответствии с 256-ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» только в 2011 году были использованы денежные средства, выделенные на материнский (семейный) капитал по следующим направлениям:
выдано 220 сертификатов на сумму более 80 млн.руб.,
на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту или займу - 173 сертификата на сумму 60 млн.руб.;
на улучшение жилищных условий - 102 сертификата на сумму 32 млн.руб;
единовременная выплата по 241- ФЗ - 98 сертификатов сумму 1,2 млн.руб.
Программой и Планом по демографии были предусмотрены ряд мероприятий с привлечением как молодежной сферы, сферы образования и культуры, так и с привлечением общественных организаций.
В районе приветственные адреса Губернатора области получают все новорожденные дети и все молодожены, а также юбиляры семейной жизни. Ни один праздник не обходится без чествования и выражения благодарности, как многодетным семьям, так и семьям, которые только создаются. Ежегодно устраиваются новогодние поздравления для малообеспеченных семей в социальном приюте. Особое внимание уделяется женскому клубу «Сударушка», целью которого является развитие этики семейного общения и совместного времяпровождения, нормализация семейного микроклимата.
В течение учебного года проводится информационно-пропагандисткая работа среди учащихся и среди родителей (родительские собрания) по проблемам профилактики правонарушений, безнадзорности, детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде здорового образа жизни. В школах проведены совещания педколлектива и родительские собрания, на которых вынесено решение: все 19 школ района объявлены «территориями здоровья».
Большое внимание в районе уделяется улучшению социально-экономической инфраструктуры района. Так, за последние пять лет в районе капитально или выборочно отремонтировано 3 детских сада, 6 школ; газифицирован 1 детский сад и 3 школы. За счет народных средств, собранных в сумме 1,8 млн.руб., капитально отремонтирован родильный дом в сл.Б.Мартыновка. Кроме того, в текущем году будет введен в строй новый детский сад в сл.Б.Мартыновка на 165 мест, отремонтирован оздоровительный лагерь «Солнышко».
В текущем году, в рамках программы модернизации здравоохранения Мартыновского района, выделено 700 тыс.рублей на подготовку помещения под оборудование рентгенологического отделения. На 14,5 млн.рублей планируется и уже приобретается новейшее дорогостоящее оборудование (электрокардиограф, дефибрилятор, монитор витальных функций). В настоящее время разрабатывается проектно-сметная документация на строительство больничного комплекса.
Разнонаправленность факторов, влияющих на демографическую ситуацию, и их социальная значимость требуют комплексного межведомственного подхода и взаимодействия. В районе продолжается реализация мероприятий по реализации в 2011-2012 годах Концепции демографической политики Ростовской области на период до 2025 года, основными целями которой являются постепенное увеличение численности населения района за счет роста рождаемости, снижение смертности и миграционного оттока, увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет.
В условиях демографического кризиса, когда нарушен нормальный режим замещения поколений и не обеспечивается даже простое воспроизводство населения, политика народонаселения вынуждена сконцентрироваться на цели демографической политики. А поскольку демографический кризис обычно является проявлением общего социально-экономического кризиса, для реализаций практических мер политики народонаселения за пределами целей восстановления простого воспроизводства населения общество не в состоянии выделить значимых ресурсов. В разработке демографической политики можно выделить следующие основные этапы:
Первый этап -- определение текущего состояния объекта управления, то есть современной демографической ситуации и ее характеристик;
Второй этап -- определение параметров желательной (оптимальной) демографической ситуации;
Третий этап -- разработка методов воздействия на демографические процессы, то есть инструментов демографической политики, реализация которых позволит обществу перейти от существующего режима воспроизводства населения к желательному режиму;
Четвертый этап -- разработка методов контроля за динамикой демографической ситуации в ходе реализации ее мероприятий.
Как отмечено в документе ООН «Рекомендации для последующего Всемирного плана действий в области народонаселения», главным направлением демографической политики является планирование семьи, которое понимается как добровольная деятельность по достижению семьей желаемого числа детей на основе сознательного материнства. Семья имеет социальную ценность не только в связи с репродуктивным поведением супругов. В семье осуществляется воспитание детей, их ориентация на определенные нормы социального поведения, определенные образовательные цели, на вид будущей профессиональной деятельности. Поэтому семья, рождение детей, здоровье, воспитание и образование детей являются центром демографической политики.
Государственная помощь, семьям с детьми, поддержка института семьи и брака, стимулирование рождаемости выступают приоритетными направлениями демографической политики. Их реализация должна сопровождаться обеспечением осуществления права человека свободно и ответственно решать вопросы о числе своих детей и о частоте их рождения. Свобода человека и семьи в формировании своей репродуктивной ориентации -- главное ограничение в демографической политике.
Как известно в Российской Федерации наблюдалась тенденция к резкому снижению рождаемости, и естественно, что данная проблема не могла остаться без внимания высшего руководства страны, которая побудило принять ряд мер по развитию уровня рождаемости в Российской Федерации, а именно:
- - федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», принятый 12.10.2006 года Государственной думой, согласно которому на индивидуальные счета женщин, родивших с 1 января 2007 года второго ребенка, будет начисляться сумма в размере 250 тысяч рублей, в данное время эта сумма составляет 260 тысяч рублей. Эти деньги можно будет потратить на приобретение жилья или оплату образования ребенка, но не ранее 2010 года. Неизрасходованные суммы направляются в Пенсионный фонд РФ и приплюсовываются к будущим пенсиям матерей. Данное новшество побудит многие семью завести второго ребенка, и тем самым удовлетворить не только свои собственные интересы, но и обеспечить прирост населения государства;
- - подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденная постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 865.
Основная идея программы и ее обоснование заключается в том, что с 2002 года в период рождения первого ребенка вступало поколение 1982-1986 годов, т. е. поколение самой высокой численности за прошедший период, при этом согласно результатам статистического наблюдения 80 процентов детей в Российской Федерации рождается у родителей в возрасте до 30 лет.
По данным государственного статистического наблюдения, в Российской Федерации молодежь в возрасте от 20 до 30 лет составляет 20,7 млн. человек.
Действующей системой государственного статистического наблюдения не установлено понятие молодой семьи. На основе выборочных обследований и экспертных оценок в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 10 млн. молодых семей из общего числа семей (49,9 млн.). Из них большая часть (примерно 6 млн. молодых семей) нуждается в улучшении жилищных условий.
В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что, в свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления и других организаций, что обусловливает необходимость применения программных методов.
Государственная поддержка молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляться путем: предоставления субсидий молодым малообеспеченным семьям на приобретение жилья; компенсации части затрат на приобретение или строительство жилья в случае рождения (усыновления) ребенка; выделения строительных материалов для индивидуального жилищного строительства (в первую очередь в сельской местности); предоставления многодетным малообеспеченным семьям жилых помещений из государственного и муниципального жилищных фондов по договорам социального найма; воссоздания или организации в отдельных субъектах Российской Федерации новых форм содействия решению жилищных проблем молодежи, подобных молодежным жилищным комплексам и жилищно-строительным кооперативам.
Федеральный закон «О повышении пенсий и детских пособий», согласно данного закона, с 1 января 2008 года изменились социальные выплаты для многодетных семей, - пособия получают все многодетные семьи вне зависимости от своего материального положения. Пособие начисляется с учетом возраста детей. Родители получат от 450 до 3200 рублей на каждого ребенка, также особое внимание уделяется пожилым женщинам, родившим или воспитавшим пять и более детей. В нынешнем году матери получают пособие по уходу за ребенком в размере 7 492 тыс. руб. Детские пособия с начала 2010 года будут выплачиваться в размере 13 833 тыс. руб. Одновременно возрастает сумма, по которой будет оплачиваться больничный лист, а также выплаты по беременности и родам. это связано с грядущим переходом от существующего на сегодня единого страхового налога (ЕСН) на систему страховых взносов во внебюджетные фонды. Сумма, которая планируется на следующий год, является максимальной. Она будет зависеть от величины отчислений страховых взносов, сделанных за данного работника за определенный период. В 2010 году общий процент отчислений страховых взносов будет равен ныне существующему ЕСН, то есть 26%. Но уже с 2011 года тариф возрастает о 34%. Эта сумма будет распределена между Пенсионным фондом (26%), Фондами социального (2,9%) и медицинского (2,1%) страхования. Оставшиеся 3% получат территориальные фонды ОМС. Соответствующее правительственное постановление уже подписано. Отчисления в страховые фонды будут производиться с годового дохода не более 415 тыс. руб.
Деньги за предъявленный больничный лист будут начислены, так же как и выплаты по беременности и родам, из расчета суммы отчислений за данного работника. В отношении двух последних, максимальный размер пособий увеличивается до 34 583 тыс. руб.
- - федеральный закон от 28 апреля 2009 г. № 76-ФЗ. Вступил в силу 6 мая 2009 года. При этом правила, устанавливающие новые размеры пособий, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года. С 1 января 2009 года повышен коэффициент индексации детских пособий до 1,13.
- - федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», предусматривающий введение двух новых видов пособий, подписанный экс - Президентом Р.Ф. В.В. Путиным.
Данный федеральный закон предусматривает установление с 1 января 2008 года в рамках системы государственных пособий гражданам, имеющим детей, двух новых видов пособий: единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего-срочника.
На каждого из детей установлено пособие в размере 6 тыс. руб. в месяц до достижения ими трехлетнего возраста.
Беременная жена военнослужащего получит право на пособие в размере 14 тыс. руб. при сроке беременности не менее 180 дней. В случае смерти ребенка такое пособие будет выплачиваться и в течение 70 дней после родов.
Пособия будут выплачиваться с учетом районных коэффициентов в тех районах и местностях, в которых они применяются. Период выплаты пособия ограничивается периодом военной службы по призыву.
- - федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленных на защиту жизни не рожденных детей», № 239562-3;
- - федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» по вопросу обеспечения прав детей до их рождения», № 291854-3.
IV.Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года
Самый главный сдвиг в области демографии произведет реализация концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, данный указ был утвержден президентом Российской федерации от 11.10.2007 года.
В Концепции дается оценка современной демографической ситуации в Российской Федерации и тенденций ее развития, определяются принципы демографической политики Российской Федерации (основу которых составляют комплексность решения демографических задач, выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов, учет региональных особенностей демографического развития, координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях), а также основные задачи демографической политики Российской Федерации.
К числу основных, отнесены следующие задачи:
- · Сокращение уровня смертности граждан, прежде всего в трудоспособном возрасте;
- · Сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
- · Сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
- · Повышение уровня рождаемости;
- · Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
- · Регулирование внутренней и внешней миграции, привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
- · Концепцией также определены комплексные меры, осуществляемые в три этапа, следствием которых должно стать улучшение демографической ситуации в стране.
Такими мерами, в частности, являются: формирование у различных групп населения, особенно у подрастающею поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни; проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья; ранняя диагностика заболеваний с применением передовых технологий; повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи; улучшение материально-технического и кадрового обеспечения учреждений здравоохранения; применение новых инновационных технологий лечения и развитие высокотехнологичной медицинской помощи; внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ; пропаганда ценностей семьи, усиление государственной поддержки семей, имеющих детей; создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество.
Таким образом, подводя итоги демографической политики в настоящее время, можно с уверенностью сказать, что к данной проблеме Российской действительности уделено достойное внимание со стороны государства.