Ганга пуджа. Ганга - богиня и река Ганга – грязнейшая река в мире
Богиня, в индуистской мифологии небесная река, спустившаяся на землю и ставшая рекой Ганг, почитаемой индусами священной и являющейся объектом паломничества.
Ганга очищает от грехов, является символом материнства и посредницей между мирами. Поэтому ее воды, ее имя используются в ритуалах очистительного омовения и погребения.
Географически Ганга берёт своё начало в Западных Гималаях с ледника Ганготри в штате Уттаракханд, протекает на юго-восток и впадает в Бенгальский залив. Само название «Ганг» река получает после слияния своего истока Бхагиратхи с рекой Алакнандой возле селения Девпраяг в Нижних Гималаях.
Селение Ганготри, находящееся рядом с ледником Ганготри - известное место паломничества, так как именно в своем истоке живет Богиня. На берегах Ганги находятся известные города - Харидвар, Варанаси, Ришикеш, Аллахабад и множество мест поломничества.
Богиня Ганга – дочь владыки гималайских гор царя Химавата, старшая сестра Парвати . Сияющая Богиня правой руке держит водяную лилию, а в левой – лютню. Иногда изображается с четырьмя руками – тогда в руках у нее лилия, патра, четки и одна рука в приветственном жесте. Вахана Ганги – крокодил.
Легенды
Рождение Ганги
Есть разные версии появления священной Ганги, небесной реки.
Одна из них гласит, что когда-то на земле был очень могущественный Раджа Бали, который завоевал все земные царства и собирался пойти войной на Индру , царя Дэвов. Индра, видя размер армии Бали, испугался и отправился просить помощи у Вишну . Вишну согласился помочь, принял образ карлика-брахмана и явился на большую яджну , которую проводил в то время Раджа Бали для увеличения своего могущества. Карлик (Вамана) попросил у Раджи сделать всего три шага и Раджа ему позволил. И тогда Вамана первым шагом покрыл всю землю, вторым - акашу , а затем спросил Раджу: "Куда мне сделать третий шаг?" и Бали, уже догадавшись, что это был не простой карлик, а сам Бхагаван Вишну, сказал: "Пожалуйста, сделай шаг мне на голову". Вамана опустил ногу ему на голову и Раджа Бали отправился в паталу , где впоследствие совершал долгие аскезы для искупления своих грехов и трансформации. А в то время, как Вамана делал шаг в акашу – Брахма увидел его стопу, и зная что это Вишну, он решил омыть его стопу водой. Та вода со стопы Вишну наполнила собой один камандал и стала рассматриваться как священная и очищающая, и затем получила имя Ганга.
Спуск Ганги
Ганга и практика йоги
Натхи считают, что священная река Ганга (как и другие священные реки -
·
Шактизм · Смартизм
Дхарма · Артха · Кама
Мокша · Карма · Сансара
Йога · Бхакти · Майя
Пуджа · Мандир · Киртан
Веды · Упанишады
Рамаяна · Махабхарата
Бхагавадгита · Пураны
другие
Индуизм по странам · Календарь · Праздники · Креационизм · Монотеизм · Атеизм · Обращение в индуизм · Аюрведа · Джьотиша
Портал «Индуизм»
П·о·р
Га́нга (санскр. गंगा, хинди गंगा, Gaṅgā IAST , тайск. คงคา) - индуистская богиня, воплощение священной реки Ганга (Ганг). Река и богиня играют заметную роль в религии и мифологии индуизма. Она одновременно является символом материнства (существует эпитет «Ганга-Ма» - «мать Ганга»), связью между мирами и средством для очистки. Индусы верят, что река может снимать грехи и помогает спасению. Часто это действие ассоциируется просто с купанием в реке в любое время, а также с погружением в её воды пепла умерших, для чего люди приезжают к реке даже с удалённых районов. На берегах реки находятся несколько священных для индусов участков, в частности города Харидвар, Аллахабад и Варанаси. Во время фестиваля Лой Кратхонг в Таиланде отпускаются лодки с зажжёнными свечами с упоминанием богини Ганги.
Река и богиня упоминаются в древнейших индийских литературных произведениях, в частности Ведах, Пуранах, Рамаяне и Махабхарате. С рекой связано множество легенд индуизма. Ганга, по разным версиям, была воплощением лодки Брахмы, его дочерью или дочерью Химавана, правителя гор. начале времён Ганга была исключительно небесной рекой, недоступной на земле, но позже была спущена на Землю, протекая сейчас во всех мирах индуистской космографии.
- 1 Рождение
- 2 Спуск на Землю
- 3 Другие легенды
- 4 Иконография
- 5 Примечания
- 6 Ссылки
Рождение
В индуистской мифологии существует несколько вариантов рождения Ганги. Согласно одной из версий, священные воды из камандалу Брахмы были персонифицированы в образе этой богини.
Ганга - богиня реки Ганг верхом на Макаре
Согласно другой (вайшнавской) легенде, Брахма уважительно вымыл ноги Вишну и собрал всю воду от мытья в своем священном камандалу, и эта вода позднее превратилась в богиню.
По третьему варианту, о котором рассказывает Рамаяна, Ганга была дочерью Химавана или Меру, обладателя (или даже воплощением) Гималаев, и его жены Мены, таким образом она приходится сестрой богини Парвати. Каждая из этих версий утверждает, что Ганга была поднята до Сварги (небес) на попечении Брахмы.
Согласно Вишну-пурана, Ганга вышла из большого пальца левой ноги Вишну. Дхурва, полярная звезда, приняла девочку и держала на голове, пока риши-Плеяды совершали омовение в её водах. После этого Ганга омыла месяц, придала ему блеска. И уже после этого она спустилась к Сварги на вершине горы Меру, и стекла четырьмя ручьями на Землю, их названия: Сита, Алакнанда, Чику и Бхадра. Южную, Алакнанду, Шива держал на своей голове сто небесных лет, после чего пропустил её через свои волосы. С того времени Шива часто изображается с полумесяцем над головой, из которого вытекает струя воды. Поэтому Ганга распадается на множество рукавов перед впадением в океан, а Алакнанда - самый святой его поток.
Спуск Ганги с неба, которую ожидают Шива, Бхагиратха, Парвати и бык Нанди. Скульптура Ганги в Национальном музее в Нью-Дели
Спуск на Землю
Самая известная легенда, связанная с Гангой, это легенда о Бхагиратху (Бхагиратха), изложенная в Рамаяне и Бхагавата-пуране. Когда царь Сагара (Сагара), правитель одного из крупных индийских государств, совершил Ашвамедху, царский обряд жертвоприношения коня, конь исчез, возможно он был похищен Индрой, а сыновья царя обвинили в краже мудреца Капила. Капила, однако, уничтожил и проклял принцев, оставив единственным шансом на их спасение погружение их пепла в воды Ганги. За это дело взялся новый правитель государства, Бхагиратха. Он был вынужден много лет осуществлять тапас Брахме и Шиве, сначала для того, чтобы Брахма приказал Ганге спуститься, а потом, чтобы Шива укротил её буйный нрав. Таким образом Бхагиратхи удалось осуществить задачи, а верховья реки получили за его именем название Бхагиратхи.
Другая легенда рассказывает о том, что спустившись на Землю, бурная река уничтожила поля риши Джахну. Узнав об этом, он разозлился и выпил все воды Ганги. Боги были вынуждены просить Джахну, освободить её для осуществления своей миссии. Джахну освободил реку через свои уши, с того времени река имеет альтернативное название - Джахнави - «дочка Джахну».
Также часто считается, что река пересохнет в конце Кали-юги, современной эры.
Другие легенды
Согласно Сканда-пурана, Ганга была кормилицей Муругана (Картикеи), сына Шивы и Парвати. Сканда-Пурана также рассказывает, что образ Ганеши Шива и Парвати создали из своих телесных примесей, но он был наделён жизнью после погружения именно в священные воды Ганги. Поэтому у Ганеши, как свидетельствуют древние рукописи, две матери - Парвати и Ганга, отчего его называют ещё и Дваматура (Dvaimātura) или Гангея (Gāngeya) - сын Ганги.
В древнеиндийском эпическом произведении Махабхарате рассказывается, что боги Васу, проклятые риши Васиштхой на смертную жизнь за попытку украсть священную корову, пригласили Гангу стать их матерью для возвращения на небо. Ганга согласилась, и была вынуждена стать для этого женой царя Шантану, правителя Хастинапура. Она превратилась в красивую женщину, которую Шантану увидел на берегах реки и пригласил выйти за него замуж. Она согласилась, но с одним условием: Шантану не будет задавать каких бы то ни было вопросов относительно её действий и поступков. Они поженились, и вскоре Ганга родила семерых (из восьми) Васу, которых она сразу же утопила, освободив от проклятия и предоставив возможность переродиться на небе. Шантану не решился спросить, почему так произошло, из-за своего обещания, но не удержался, когда Ганга собралась утопить восьмого ребёнка, Дьяуса. Ганга остановилась и оставила ребёнка живым, выполняя пророчество, что именно Дьяус должен понести наказание за всех Васу. Так мальчик, земное воплощение Дьяуса, остался в смертной форме и был прозван Бхишмой, став одним из главных персонажей Махабхараты.
Иконография
По канонам индийского искусства, Ганга визуализируется как чувственная и красивая женщина, несущая переполненный жбан в руке. Этот жбан символизирует идею богатой жизни и плодородия, питания и поддержания вселенной.
Вторая отличительная черта иконографии Ганги, это её верховое животное, на котором она часто едет. Это Макара, гибридное существо с телом крокодила и хвостом рыбы. Макара в индуистской мифологии соответствует зодиакальному созвездию Козерога в западной астрологической интерпретации.
Макара также является верховным животным Варуны, ведийского бога вод, что указывает на ведийские корни Ганги.
Довольно часто Ганга изображается на входе в индуистских храмах. Такое расположение уходит корнями в её небесное происхождение и постоянное течение с небес на Землю, что делает её посредником между этими мирами. Таким образом и расположение на входе указывает на посредничество между миром богов и миром человека. Кроме того, значение имеет и способность Ганги к очищению, необходимого для общения смертных с богами. Часто вместе с Гангой на противоположной стороне дверного прохода изображается и Ямуна, богиня реки Ямуны, притока Ганга.
Примечания
Ссылки
- Различные аспекты Ганги (англ.)
Махабхарата | |
---|---|
Книги | Адипарва · Сабхапарва · Араньякапарва · Виратапарва · Удьйогапарва · Бхишмапарва · Дронапарва · Карнапарва · Шальяпарва · Сауптикапарва · Стрипарва · Шантипарва · Анушасанапарва · Ашвамедхикапарва · Ашрамавасикапарва · Маусалапарва · Махапрастханикапарва · Сваргароханикапарва · Харивамшапарва |
Царство Куру | Куру · Шантану · Ганга · Бхишма · Сатьявати · Читрангада · Вичитравирья · Амбика · Амбалика · Видура · Дхритараштра · Гандхари · Шакуни · Панду · Кунти · Мадри · Юдхиштхира · Бхима · Арджуна · Накула · Сахадева · Дурьодхана · Духшасана · Юютсу · Духшала · Драупади · Хидимби · Гхатоткача · Субхадра · Уттара · Улупи · Ираван · Барбарика · Бабрувахана · Парикшит · Джанамеджая |
Другие персонажи | Карна · Дрона · Амба · Вьяса · Абхиманью · Кришна · Сатьяки · Дхриштадьюмна · Санджая · Вирата · Кичака · Крипа · Ашваттхама · Экалавья · Критаварма · Джарасандха · Майясура · Дурваса · Джаядратха · Баларама · Друпада · Хидимба · Шалья · Адхиратха · Шикханди · Читрангада |
Родственные темы | Кришна в Махабхарате · Махабхарата и индийская кастовая система · Аватары в Махабхарате · Пандавы · Кауравы · Хастинапура · Индрапрастха · Битва на Курукшетре · Бхагавадгита · Издания и переводы |
Изображения на тему «Махабхарата» на Викискладе |
Статья по тематикеИндуизм
История · Пантеон
Направления
Шактизм · Шиваизм ·Смартизм · Вайшнавизм
Верования и практики
Дхарма · Артха · КамаМокша · Карма · СансараЙога · Бхакти · МайяПуджа · Мандир · Киртан
Священные писания
Веды · УпанишадыРамаяна · МахабхаратаБхагавад-гита · Пураныдругие
Родственные темы
Индуизм по странам · Календарь · Праздники · Креационизм · Монотеизм · Атеизм · Обращение в индуизм · Аюрведа · Джьотиша
Портал «Индуизм»
Ганга (санскр. ?, хинди?, Gaga IAST, тайск. ?) - индуистская богиня, воплощение священной реки Ганга (Ганг). Река и богиня играют заметную роль в религии и мифологии индуизма. Она одновременно является символом материнства (существует эпитет «Ганга-Ма» - «мать Ганга»), связью между мирами и средством для очистки. Индусы верят, что река может снимать грехи и помогает спасению. Часто это действие ассоциируется просто с купанием в реке в любое время, а также с погружением в её воды пепла умерших, для чего люди приезжают к реке даже с удалённых районов. На берегах реки находятся несколько священных для индусов участков, в частности города Харидвар, Аллахабад и Варанаси. Во время фестиваля Лой Кратхонг в Таиланде отпускаются лодки с зажжёнными свечами с упоминанием богини Ганги.
Река и богиня упоминаются в древнейших индийских литературных произведениях, в частности Ведах, Пуранах, Рамаяне и Махабхарате. С рекой связано множество легенд индуизма. Ганга, по разным версиям, была воплощением лодки Брахмы, его дочерью или дочерью Химавана, правителя гор. В начале времён Ганга была исключительно небесной рекой, недоступной на земле, но позже была спущена на Землю, протекая сейчас во всех мирах индуистской космографии.
Рождение
В индуистской мифологии существует несколько вариантов рождения Ганги. Согласно одной из версий, священные воды из камандалу Брахмы были персонифицированы в образе этой богини.
Ганга - богиня реки Ганг верхом на Макаре
Согласно другой (вайшнавской) легенде, Брахма уважительно вымыл ноги Вишну и собрал всю воду от мытья в своем священном камандалу, и эта вода позднее превратилась в богиню.
По третьему варианту, о котором рассказывает Рамаяна, Ганга была дочерью Химавана или Меру, обладателя (или даже воплощением) Гималаев, и его жены Мены, таким образом она приходится сестрой богини Парвати. Каждая из этих версий утверждает, что Ганга была поднята до Сварги (небес) на попечении Брахмы.
Согласно Вишну-пурана, Ганга вышла из большого пальца левой ноги Вишну. Дхурва, полярная звезда, приняла девочку и держала на голове, пока риши-Плеяды совершали омовение в её водах. После этого Ганга омыла месяц, придала ему блеска. И уже после этого она спустилась к Сварги на вершине горы Меру, и стекла четырьмя ручьями на Землю, их названия: Сита, Алакнанда, Чику и Бхадра. Южную, Алакнанду, Шива держал на своей голове сто небесных лет, после чего пропустил её через свои волосы. С того времени Шива часто изображается с полумесяцем над головой, из которого вытекает струя воды. Поэтому Ганга распадается на множество рукавов перед впадением в океан, а Алакнанда - самый святой его поток.
Спуск Ганги с неба, которую ожидают Шива, Бхагиратха, Парвати и бык Нанди. Скульптура Ганги в Национальном музее в Нью-Дели
Спуск на Землю
Самая известная легенда, связанная с Гангой, это легенда о Бхагиратху (Бхагиратха), изложенная в Рамаяне и Бхагавата-пуране. Когда царь Сагара (Сагара), правитель одного из крупных индийских государств, совершил Ашвамедху, царский обряд жертвоприношения коня, конь исчез, возможно он был похищен Индрой, а сыновья царя обвинили в краже мудреца Капила. Капила, однако, уничтожил и проклял принцев, оставив единственным шансом на их спасение погружения их пепла в воды Ганги. За это дело взялся новый правитель государства, Бхагиратха. Он был вынужден много лет осуществлять тапас Брахме и Шиве, сначала для того, чтобы Брахма приказал Ганзи спуститься, а потом, чтобы Шива укротил её буйный нрав. Таким образом Бхагиратхи удалось осуществить задачи, а верховья реки получили за его именем название Бхагиратхи.
Другая легенда рассказывает о том, что спустившись на Землю, бурная река уничтожила поля риши Джахну. Узнав об этом, он разозлился и выпил все воды Ганги. Боги были вынуждены просить Джахну, освободить её для осуществления своей миссии. Джахну освободил реку через свои уши, с того времени река имеет альтернативное название - Джахнави - «дочка Джахну».
Также часто считается, что река пересохнет в конце Кали-юги, современной эры.
Другие легенды
Согласно Сканда-пурана, Ганга была кормилицей Муругана (Картикеи), сына Шивы и Парвати. Сканда-Пурана также рассказывает, что образ Ганеши Шива и Парвати создали из своих телесных примесей, но он был наделён жизнью после погружения именно в священные воды Ганги. Поэтому у Ганеши, как свидетельствуют древние рукописи, две матери - Парвати и Ганга, отчего его называют ещё и Дваматура (Dvaimatura) или Гангея (Gangeya) - сын Ганги.
В древнеиндийском эпическом произведении Махабхарате рассказывается, что боги Васу, проклятые риши Васиштхой на смертную жизнь за попытку украсть священную корову, пригласили Гангу стать их матерью для возвращения на небо. Ганга согласилась, и была вынуждена стать для этого женой царя Шантану, правителя Хастинапура. Она превратилась в красивую женщину, которую Шантану увидел на берегах реки и пригласил выйти за него замуж. Она согласилась, но с одним условием: Шантану не будет задавать каких бы то ни было вопросов относительно её действий и поступков. Они поженились, и вскоре Ганга родила семерых (из восьми) Васу, которых она сразу же утопила, освободив от проклятия и предоставив возможность переродиться на небе. Шантану не решился спросить, почему так произошло, из-за своего обещания, но не удержался, когда Ганга собралась утопить восьмого ребёнка, Дьяуса. Ганга остановилась и оставила ребёнка живым, выполняя пророчество, что именно Дьяус должен понести наказание за всех Васу. Так мальчик, земное воплощение Дьяуса, остался в смертной форме и был прозван Бхишмой, став одним из главных персонажей Махабхараты.
Иконография
По канонам индийского искусства, Ганга визуализируется как чувственная и красивая женщина, несущая переполненный жбан в руке. Этот жбан символизирует идею богатой жизни и плодородия, питания и поддержания вселенной.
Вторая отличительная черта иконографии Ганги, это её верховое животное, на котором она часто едет. Это Макара, гибридное существо с телом крокодила и хвостом рыбы. Макара в индуистской мифологии соответствует зодиакальному созвездию Козерога в западной астрологической интерпретации.
Макара также является верховным животным Варуны, ведийского бога вод, что указывает на ведийские корни Ганги.
Довольно часто Ганга изображается на входе в индуистских храмах. Такое расположение уходит корнями в её небесное происхождение и постоянное течение с небес на Землю, что делает её посредником между этими мирами. Таким образом и расположение на входе указывает на посредничество между миром богов и миром человека. Кроме того, значение имеет и способность Ганги к очищению, необходимого для общения смертных с богами. Часто вместе с Гангой на противоположной стороне дверного прохода изображается и Ямуна, богиня реки Ямуны, притока Ганга.
[Ганг; санскр. ], крупная река Сев. Индии, священная река в индуизме , а также богиня ведийской и индуистской мифологии, персонифицирующая эту реку. Имеет множество имен-эпитетов: Вишнупади - «взявшая начало от ступни Вишну », Хаймавати - «дочь Химавата, Гималаев», Бхадрасома - «священный напиток», Абхараганга - «небесная Ганга», Акашаганга - «Ганга, происходящая из эфира», Девабхути - «родившаяся в пределах богов», Мандакини - «плавно текущая», Локанади - «река (артерия) мира» и др. Существует представление о том, что Г. протекает по 3 мирам: в небесном она называется Мандакини, в земном - Бхагиратхи, в подземном ее имя - Бхогавати или Паталаганга.
Впервые Г. упоминается в Х мандале Ригведы; как почитаемая богиня фигурирует в Артхашастре. Легенды о происхождении и формах почитания реки содержатся в «Махабхарате» , Девибхагавата-пуране, Сканда-пуране, Падма-пуране и др. священных текстах, а также в инд. художественной лит-ре.
Нек-рые черты мифологического образа и, возможно, особенности культа Г. были заимствованы у богини-реки Сарасвати ведийского периода (напр., миф о небесном происхождении и об очистительных способностях реки). С Г. связаны такие персонажи ведийской мифологии, как Сома (священный напиток и растение) и Варуна (бог мирового океана и хранитель закона - риты), имеющий то же ездовое животное, что и Г.
Истоки реки находятся в бассейне священного оз. Манасаровар (тибет. Мапам-Юмцо) около горы Кайласа (тибет. Кангринбоче) в Гималаях, на высоте 4140 м над уровнем моря. Неск. последовательно сливающихся на территории шт. Уттаранчал (Индия) горных рек образуют Г. У места истоков этих рек расположены важнейшие святыни - Ганготри, Ямунотри (Ямнотри), Кедарнатх и Бадаринатх; почитаются также места слияния этих рек - т. н. панчапраяга Гархвала, Вишнупраяга, Нандапраяга,Карнапраяга, Рудрапраяга и Девапраяга, последнее из к-рых (слияние рек Бхагиратхи и Алакнанды) считается началом самой Г. Важнейшие центры паломничества (тиртхи) на берегах Г.- Хардвар (место, где Г. сворачивает с Гималаев в долину), Варанаси (место слияния Г. с р. Джамной и с невидимой Сарасвати) и Ганга-Сагар (дельта реки, место впадения в океан).
Известен миф о рождении Г. из-под пальцев ноги Вишну. В облике карлика Вишну сделал 3 шага, измерив вселенную. Ногти пальцев его левой ступни, зацепив небесный покров вселенной, порвали его. Вышедшая из отверстия река потекла от ступни Вишну по небесам в виде Млечного Пути; ее имя - Вишнупади.
Существует легенда о появлении Г. в нашем мире: царь Бхагиратха, желая очистить прах своих предков, чтобы они обрели посмертное блаженство, совершил многолетнюю аскезу и это заставило Г. спуститься на землю. С этим мифом связано представление о том, что воды Г., касаясь останков человека, даруют его душе блаженство. Отсюда проистекает широко распространенная в Индии практика умирать на берегу реки и проводить кремацию на ее ступенчатых набережных (гхатах), особенно в Варанаси. В мифе о нисхождении Г. упоминается, что Шива подставил голову, т. к. падение реки с небес могло уничтожить землю. Г. спустилась на землю по телу Шивы, поэтому в мифологии она иногда фигурирует в качестве супруги Шивы (Шива носит эпитет «Гангадхара»). Кроме того, Г. может рассматриваться как одна из форм Шакти или как образ богинь Парвати или Аннапурны.
Г.- символ чистоты и святости; считается, что повторение ее имени, омовение в ее водах и даже один взгляд на нее очищает от грехов. Обращение к Г., как верят индуисты, защищает женщину от вдовства и дарует детей. Гангаджал - «вода Ганги», любая священная вода, используемая в ходе религ. обрядов. Во время обряда тарпана (возлияния) в полнолуние воду Г. приносят душам усопших. В процессе линга-пуджи в апр.-мае девушки Бенгалии ежедневно поливают лингам (фаллический образ Шивы) водой Г., прося о хорошем муже. Капли воды из Г. капают в др. воду, и это, как считается, очищает и преобразует ее. Существует поверье, что воды Г. каждый год в определенное время впадают в каждую реку Индии.
Воды Г. постоянно сравниваются с амритой (напитком бессмертия): согласно «Махабхарате», воды Г. для земных обитателей являются по сути тем же, чем амрита является для богов. Из вод Г., как считается, были воскрешены все погибшие воины армий Пандавов и Кауравов после великой битвы на поле Куру (см. Курукшетра).
Наиболее ранний признанный иконографический образ богини Г. (в виде женщины с сосудом в руках, стоящей на крокодиле) встречается на барельефе IV - нач. V в. в скальных храмах Удаягири (шт. Орисса), в убранстве пещеры Варахи. Рядом с Г. изображена богиня р. Ямуны (Джамны), стоящая на черепахе. Позднее в храмовом убранстве образ Г. предстает в виде скульптуры привратницы - дварапалы (храмы VII в. Дашаватара в Деогархе, Тримурти в Бадоли и др.). Распространено также изображение Г. около дерева кальпаврикши (древа, исполняющего желания), к-рое образует над ее головой подобие зонта. Чаще всего в иконографии Г.- прекрасная молодая женщина; иногда нижняя часть ее тела изображается в виде каскада воды. На ее голове - корона, в правой руке она держит лотос, в левой - муз. инструмент вину; ее постоянные атрибуты - один или неск. сосудов для воды и пурнагхата - сосуд, наполненный цветами и плодами (символ плодородия). Ездовое животное (вахана) Г.- макара (крокодил), чью пасть иногда на изображениях держит открытой маленький человечек. Тело богини обвивают наги - мифические существа, водяные змеи. Культ змей и в иконографии, и в повествованиях тесно связан с образом Г. В Бенгалии распространен обрядовый танец Гангава-тарана, исполняемый в ходе свадебного ритуала и в обрядах по случаю вызывания дождя, когда женщины плавными, округлыми извивающимися движениями корпуса, имитируя движения змей, разворачиваются вокруг своей оси, не отрывая ступней от увлажненной земли.
Важнейший праздник, посвященный богине Г. и привлекающий десятки тысяч паломников,- это Гангасагар-мела, отмечаемый в сер. янв. (месяц магх) в дельте Г., на месте ее впадения в Бенгальский зал.
Лит.: Viennot O . Les divinités fluviales et : Aux portes des sanctuaires de l"Inde. P., 1964; Darian S . G . The Ganges in Myth and History. Honolulu, 1978. Delhi, 2001.
С. И. Рыжакова
Ганга Пуджа
Ганга Пуджа, Ганга Дашара — праздник, посвященный поклонению священной реке Ганге.
Это день явления Матери Ганги, день, когда священная река сошла с небес на Землю.
Богиня Ганга - дочь царя гор Химавата и его жены Мены. Ганга приходится сестрой богине Парвати (супруге Шивы).
Согласно пуранам, Ганга, вытекая из пальца Вишну, сначала пребывала только на небе, но затем была низведена на землю, с тем чтобы оросить прах его предков - шестидесяти тысяч сыновей Сагары.
Сегодня все индийцы, а также те, кто следует ведической традиции, отмечают праздник поклонения священной реке Ганге. По традиции множество людей собирается в этот день на берегах этого чудесного потока любви, а священнослужители близлежащих храмов ступают по колено в воду и подносят Ганге огромные светильники с масляными фитилями. Затем люди бросают в воду цветы и гирлянды и возносят свои молитвы Ганге Деви (богине реки).
Традиция поклонения Ганге насчитывает несколько тысяч лет. Согласно древним священным источникам, таким как «Шримад-Бхагаватам», Ганга - это не просто река, но энергия великой реки Вираджа, разделяющего материальный и духовный миры.
Схождение Матери Ганги на землю
Существует несколько древних преданий, повествующих о том, как Ганга сошла с небес. Когда-то великий царь Бхагиратхи пришел к горе Химаван, чтобы предаться там суровому подвижничеству. Движимый желанием спасти своих предков, не достигших небес, он провёл в покаянии тысячу лет. А по прошествии тысячи небесных лет, приняв телесный облик, явилась ему сама великая река, Богиня Ганга.
Она спросила у царя, что он хочет. И царь ответил, что его предкам не будет дано места на небе до тех пор, пока она не омоет их тела своими водами. Услышав эти слова царя, Ганга, чтимая всем миром, сказала Бхагиратхе, что исполнит его желание. Но только напор её, когда станет падать с небес, трудно будет сдержать. Лишь Господь Шива сможет сдержать её воды.
Услышав эти слова, царь Бхагиритхи отправился к горе Кайлас и принялся ублаготворять Шиву. Довольный подвижничеством царя, Бхагаван обещал сдержать Гангу при её падении с небес. И Ганга, дочь царя гор Химавана, снизошла в это мир.
Когда Ганга падала с неба, её принял на свою голову Шива, дабы она не разрушила своей тяжестью землю, а с его головы она стекла вниз уже семью потоками. Бурная река уничтожила поля риши Джахну, который, разозлившись, выпил её воды, но, умилостивленный царём Бхагиратхой, выпустил их через своё ухо. И, наконец, слившись с океаном, Ганга ушла в подземный мир - паталу.
Согласно другому мифу, Ганга - это вода, которую Брахма использовал для омовения стоп Вишну, омыв большой палец Ваманы (аватары Вишну), собрал всю воду в сосуд, где она и превратилась в Гангу. Поэтому реку называют "Вишну Падодбхава", т.е. происходящую из стоп Вишну. Войдя в сосуд с водой Брахмы, используемая для омовения ног Вишну, Ганга обрела ещё большую мощь от Брахмы и Вишну. Очищающая сила реки усилилась.
"О, Ганга, мир получит благо благодаря твоему движению по земле среди человеческих существ. Будь бесстрашна."
Стоя в божественном присутствии Ганги, небожители стали более могущественными, чем даже от испития нектара. Поэтому они могли противостоять нападениям демонов, а так же могли поддерживать и возрождать праведность на планете земля. Вишну это всё - наполняющий в трёх мирах, т.е. на земле, небесах и в Патала. С помощью Брахмы Он даровал небесам присутствие Ганги.
О, Ганга! Ты обладаешь очищающими от греха чистыми вибрациями.
О! Ганга! Твоя дикша (клятва) очищать всех и вся началась, когда Брахма омыл стопы Вишну твоей водой. Божественные силы Брахмы и Вишну - это твои крылья. Твоим грациозным взглядом развиваются саттвические черты в небожителях. Ты защищаешь во мне аспект Сат-Чит-Ананды.