Литературный некрополь или Парк Живых и Мертвых (ЖИМ). Мистический парк живых и мертвых в воронеже Парк «Алые Паруса»

Народное название - ЖИМ или Парк живых и мертвых.
1828 - 1935 гг.
Новостроящееся Митрофановское кладбище
Было основано жителями слободы Ближняя Чижовка в 1828 г. на окраине слободы и за чертой Воронежа. Широкой популярности новое кладбище не получило, поскольку на нем не было церкви, и совершать отпевание приходилось на другом краю слободы. Поэтому кладбище, чуть не сразу после основания, забросили и продолжили хоронить там уже в 1831 и 1832 годах, во время эпидемии холеры, когда на других кладби-щах возник дефицит с местами. Эпидемия миновала - захоронения прекратились. В 1836 г. здесь построили, наконец, Всесвятскую церковь, и кладбище стало общегородским.
В 1842 г. на Новостроящемся погосте похоронили поэта А. Кольцова, а в 1861 г. - И. Никитина. Их могилы стали достопримечательностью для проезжающих путешественников, поэтому на дорожках были установлены таблички: «К могилам Кольцова и Никитина». К 20 гг. XX в. это кладбище занимало более 8 гектаров и являлось самым крупным в Воронеже. В 1930 г. здесь похоронили писательницу Е. Милицыну. На надгробной плите - слова А. Горького: «умный и стойкий борец за возрождение нашей страны».
В 1934 г. Воронежский горсовет закрыл Новостроящееся кладбище. Последние захоронения произошли в 1935. Вскоре основную массу надгробий с погоста вывезли, оставив в вечном покое только А. Кольцова с родственниками, И. Никитина и Е. Милицыну. В 1960-х гг. при строительстве Цирка снесли и Всесвятскую церковь. А так называемый Литературный некрополь можно посещать и сегодня - он рядом с цирком, близ трамвайной остановки.
1940 г.
На бывшем кладбище принято решение разбить парк для отдыха горожан. Меткое народное определение «Парк живых и мертвых» появилось немедленно после начала строительства. О том, как прекрасно стало жить и отдыхать, рассказывает исторический документ:
Газета «Коммуна» 19 июля 1940 г.
ПАРК КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА ЗАВОДА - 16.
Еще сравнительно недавно огромный зеленый массив был заброшен. Сейчас эту местность трудно узнать - настолько она изменилась. Массив обрамлен высокой оградой. У входа - красивая арка. В центре главной аллеи - монументальная скульптура товарища Сталина. Вокруг - цветочные клумбы и газоны.
В рекордный срок - два месяца - создан парк воронежского завода - 16. Вы-строены летний кинотеатр, эстрада, читальня, танцевальная площадка, кафе. В глубине парка - два тира: один - для стрельбы из мелкокалиберного оружия, другой - из духового. Большая территория отведена под спортивный городок. Здесь строится полоса препятствий для сдачи норм на значок ГТО, оборудуется теннисный корт, две волейбольных, баскетбольная и крокетная площадки, душ. Невдалеке устанавливаются аттракционы: «летающие люди», «лодки-качели», «гигантские шаги» и др.
Торжественное открытие парка состоится вечером 27 июля, накануне Дня Военно-Морского Флота СССР.
И далее, до 80-х:
Авиамоторный завод - 16 был эвакуирован в 1941 г в Казань, да там и остался. А парк после войны отстроили заново и нарекли парком Ленинского района. Развлечения - для любого возраста и на любой вкус: детская площадка, катание на пони, летний театр, где по выходным выступают самодеятельные коллективы; кафе с жигулевским пивом и разными водами; танцплощадка с живой музыкой; лавочки под деревьями, где можно посидеть и вспомнить молодость. Когда в 1972 г. открылся Цирк, прибавилась возможность принять участие в веселье, организованном заезжей труппой: покататься на верблюде, пообщаться с клоуном или сфотографироваться со слоном. А за решетчатой оградой танцплощадки перспективные студентки знакомились с молодыми военными и уносились в вальсах под звуки духового оркестра? Еще в 80-х в Ленинском парке можно было с относительным комфортом посидеть в кафе и полюбоваться, как дети выясняют отношения в песочнице.
А в годы 90-е:
В 1996 г. снесли танцплощадку, и на ее месте построили храм Великомученика Димитрия Солонского. Горожане задавали администрации города вопрос, не собираются ли власти вернуть на место кладбище?.. А цирк перенести, например, на площадь имени вождя?..

По мнению воронежцев, нет в их городе более мистического и загадочного места, чем Парк имени Дурова в Ленинском районе, также называемый в простонародье Парком живых и мертвых. Эта озелененная территория появилась здесь в 1940 году. Парк расположили прямо на Митрофаньевском кладбище, где последнее захоронение было произведено всего 5 годами ранее превращения этого погоста в место отдыха горожан. (сайт)

Даже если не брать во внимание духовные запреты, на которые во времена насаждения атеизма советским чиновникам было плевать, это было значительным нарушением закона - под минерализацию трупов на отводят как минимум 20 лет, после чего на месте бывшего кладбища можно расположить что-то иное: парк или сквер. Кроме того, в подобных местах запрещено строительство, однако в Парке имени Дурова впоследствии возвели цирк, торговый центр, вырыли подземный переход и создали множество других объектов, явно противоречащих и законам, и тем более духовным традициям. Поэтому нет ничего удивительного, что этот парк стал излюбленным местом не только воронежцев, но и призраков.

Сообщается, что в прошлом веке призраки здесь наблюдали очень часто, особенно в ночное время. Воронежцы, конечно же, полюбили новый парк, однако некоторые горожане сталкивались здесь с настоящей мистикой, а потому смертельно пугались, когда замечали на дорожках смутные фантомы усопших, плавно скользившие над землей. Впрочем, живым эти выходцы с того света никак не вредили.

Мистика надгробных плит

А вот с надгробными плитами бывшего кладбища неприятностей было куда больше. Ими вымостили близлежащие лестницы и улочки. Более того, камни с места вечного упокоения появились во дворах жилых домов. Однако не прошло и года, как потертые вековые плиты люди начали просто выкидывать, заменять на современные строительные материалы. Дело в том, что в тех дворах, где лежали такие камни, происходили различные несчастья. То сгорит дом с людьми внутри, то целая семья заболеет, то кто-то упадет на ровном месте и расшибет голову. Ходили слухи, что не было ни одного домохозяйства, где наличие плиты с Митрофаньевского кладбища не вылилось бы в ту или иную трагедию.

Примечательно, что некоторые плиты, служившие ступенями лестниц, встречались здесь еще 7 лет назад. Пожалуй, наиболее известная плита находилась на лестнице улицы Бархатный Бугор. На протяжении многих лет на этом камне замечали силуэт девушки. Призрачная гостья материализовывалась на ступени и сидя плакала по ночам. Ее прозвали Прасковьей - именно это имя можно было прочитать на могильной плите, которую советские безбожники по-варварски использовали в качестве стройматериала для улицы. Однажды кто-то из местных догадался и сходил в церковь, где заказал заупокойную службу по Прасковье. Вскоре после этого призрак перестал появляться на лестнице,однако несчастья продолжались, пока плиту, наконец-то, не убрали…

Построенный на костях парк в Воронеже стал местом обитания злых духов, вышедших из оскверненных могил!

В Воронеже семь крупных парков, но лишь один из них суеверные местные жители предпочитают обходить стороной. Хотя внешне он ничем не отличается от других городских памятников культуры - скорее наоборот, он должен привлекать внимание зевак цирком, существующим не один десяток лет. Цирком, построенным на костях и годами заставляющим местных призраков не давать покоя живым из мести…

Кровавая история «парка на кладбище»

Священнослужители и верующие Воронежа считают, что парка на этом месте вообще не должно было быть. Кладбище имени Святого Митрофана Воронежского существовало на этом клочке земли многие десятилетия: в основном, на нем хоронили жителей города, погибших от эпидемии холеры. В южной части комплекса могил располагался «Литературный некрополь», который удалось сохранить до наших дней. В нем находятся могилы поэтов Никитина и Кольцова, а также писательницы Милицыной.


В 1940 году кто-то из местных партийных деятелей, проживающих неподалеку от кладбища, решил сменить обстановку за окном и поспособствовать строительству парку отдыха и культуры имени Дурова на могилах тысяч воронежцев. При этом, руководство города даже не собиралось брать в расчет тот факт, что последнее захоронение на Митрофановском кладбище было совершено всего 5 лет назад. Надгробные плиты были варварским образом сняты с могил и использованы для облицовки улиц и лестниц, ведущих к реке. Поскольку в СССР тогда процветал атеизм, многие жители города забрали плиты в частные дома и использовали при строительстве и садовых работах. Большой просторный парк стал одним из самых популярных мест отдыха у горожан.


В 1975 году в парке построили цирк, который должен был привлечь еще большее количество местных жителей. Его здание воздвигли на месте бывшего Всевятского храма, стоявшего на том же кладбище. Воронежский государственный цирк имени А.Л.Дурова вместимостью 2100 мест функционирует до сих пор. Во время возведения цирка рабочие регулярно умирали, травмировались всем, чем только можно и утверждали, что место проклято, но их никто не слушал.


Месть потревоженных покойников

Первыми на себе влияние опрометчиво тронутых усопших испытали владельцы частных домов, не побрезговавшие могильными плитами для своего хозяйства. Уже в 1941-42 годах они лихорадочно стали избавляться от присвоенного, просто выбрасывая камни с именами усопших на улицу. На окружающих «Парк живых и мертвых», как его тогда прозвали, улицах, не было ни одного дома с плитой с Митофановского кладбища, который обошла бы смерть. Их новые владельцы словно были прокляты: они тяжело заболевали или просто умирали при странных обстоятельствах.


Позже одна из местных жительниц рассказывала:

«По соседству с нами жила семья. Парень их привез на тележке целых три плиты, чтобы двор вымостить. Мать ругалась, велела вынести плиты вон, но вступился отец, партийный он был, и велел оставить. Не прошло и месяца, как заболел воспалением легких старший сын в семье, тот, что плиты привез, да вскоре и умер. Следом отец ногу сломал, неправильно срослась она, три раза потом ломали, так инвалидом и остался. Ну, а когда у младшенькой дочки туберкулез обнаружили, мать не стала уже никого слушать, позвала мужиков, дала им на пол-литра, и они вытащили плиты из двора и подальше от дома отнесли – в ручей сбросили. А она пошла в церковь и заказала сорокоуст за упокой по именам, что на плитах были высечены. Ровно через 40 дней дочка пошла на поправку, отправили ее в санаторий в Крым, где она и выздоровела.»

Поскольку могильными плитами были вымощены ступеньки парковых лестниц, призраки и их не оставили без внимания. Например, лестница на улице Бархатный Бугор, разобранная жителями Воронежа всего несколько лет назад, долгие годы была известна привидением по имени Прасковья.
Плачущую девушку называли именем, высеченным на надгробии, на котором она постоянно сидела. Кто-то из тех, кто ее увидел, переписал имя на камне и заказал для Прасковьи службу в храме, после чего она сразу исчезла.

О мистических сложностях работы в цирке имени Дурова знают все гастролирующие по стране труппы, поэтому большинство из них категорически не соглашаются приезжать в проклятый парк. Известно, что животные чувствуют присутствие существ из тонкого мира намного сильнее, чем люди. Дрессировщики говорят, что по этой причине в цирке Дурова невозможно выступать, поскольку никто из зверей не слушается команд.


Возможно, жителям Воронежа стоит задуматься о переносе или закрытии парка после таких событий…

Ныне именуемое парком имени Дурова, воронежцам это памятное место известно по аббревиатуре «ЖИМ», которая расшифровывается как Парк Живых и Мертвых. Его история и эволюция настолько причудлива, что заслуживает отдельного рассказа.
В 1828 году на этом месте (за тогдашней чертой Воронежа) жителями слободы Ближняя Чижовка было основано новое кладбище, которое изначально оказалось маловостребованным, поскольку на нем не было церкви, и совершать отпевание приходилось на другом краю слободы. Поэтому кладбище, чуть не сразу после основания было заброшено воронежцами… Однако в связи с эпидемиями холеры, которые потрясли Воронеж в 1831 и 1832 годах, похоронные процессии вновь направились сюда. Несколько тысяч воронежцев были погребены в этой земле в те холерные годы.

Церковь Всех Святых

А затем на кладбище, которое стало общегородским, началось возведение храма Всех святых, который строился с 1834 по 1851 год. Долгострой объясняется тем, что кладбищенскую церковь возводили на частные пожертвования купчихи Евдокии Сергеевны Аврамовой. В течение 17 лет наблюдая за той стройкой, воронежцы нарекли церковь, а затем и само кладбище Новостроящимися.

Панихида у памятника поэту А. Кольцову

В 1842 году земле Новостроящегося (Митрофановского) кладбища был предан великий русский поэт Алексей Васильевич Кольцов, оплакав безвременную кончину которого, самые известные российские литераторы один за другим согласились с литературным критиком Виссарионом Григорьевичем Белинским, признавшего за поэтом – вслед за Пушкиным, Гоголем и Лермонтовым — право на гениальность.

Памятник на могиле поэта И. Никитина

А в 1861 году по соседству Кольцовым навсегда упокоился еще один великий русский песнопевец Иван Саввич Никитин. Таким образом, в одном из уголков Митрофановского кладбища возник литературный некрополь. И задолго до наших дней сюда приходили почитатели поэтов, к могилам которых по ухоженному кладбищу вели указатели с надписями «Дорожка к памятникам Кольцова и Никитина».

Парк Живых и Мертвых

За столетнюю историю Новостроящегося (Митрофановского) кладбища последний земной приют здесь обрели многие тысячи воронежцев, среди которых были и крупные чиновники, и отставные генералы, и деятели культуры, и купцы, и работный люд.

Продолжая действовать и после революции 1917 года, кладбище было закрыто решением Воронежского горсовета в 1934 году.

А накануне войны в 1940 году — в буквальном смысле слова, на могилах — был устроен Парк культуры и отдыха Ворошиловского района, тут же получивший в обиходе мрачное название «Парк живых и мертвых» или, короче, «ЖИМ».

Из тысяч захоронений разрушители самого большого городского кладбища Воронежа не тронули лишь 6 погребений, в числе которых оказались могилы двух воронежских поэтов (И. С. Никитина и А. В. Кольцова), трех ближайших родственников поэта А. В. Кольцова (матери, отца и сестры), а так же место упокоения малоизвестной теперь советской писательницы Е. М. Милицыной.

В 1930 году ее подхоронили к собратьям по перу — под мраморным надгробием в виде саркофага, на котором высечены слова классика социалистического реализма А. М. Горького из его письма к Е. М. Милицыной: «Умный и стойкий борец за возрождение нашей страны».

Строительство цирка (1967 г.)

Вслед за кладбищем (после войны) была уничтожена и кладбищенская Всесвятская (Ново-Митрофановская, Новостроящаяся) церковь, под сводами которой одно время располагалась кузница, затем швейная фабрика №1.

Построенный по велению души на частные пожертвования воронежцев, храм Всех святых был безжалостно снесен бездушными потомками в 1964 году, чтобы на его месте построить… цирк!

И с той поры воронежцы, посещая свой цирк, построенный на могилах своих предков, проходят мимо остатков уничтоженного кладбища — огороженного невысокой оградкой, участка кладбищенской земли размером 16×19 метров, который сегодня официально, но как бы с оттенком лирического сожаления, зовется «Литературным некрополем», и позиционируется городскими властями, как одна из главнейших достопримечательностей Воронежа.

Символично, что эта печальная воронежская достопримечательность находится на перекрестке улицы 20-летия Октября (читай — 1937 года!) и улицы, названной в честь одного из руководителей вооруженного восстания в Воронеже в октябре 1917 года, участника Гражданской войны А. С. Моисеева. В 1919 году расстрелянный белогвардейцами, временно захватившими Воронеж, большевик Моисеев был похоронен женой на Новостроящемся кладбище – в могиле, ныне числящейся утраченной вместе с кладбищем.

К этому остается добавить, что здание воронежского цирка было сдано в эксплуатацию в 1972 году — в безбожное советское время. Но в начале XXI века – уже в эпоху вроде бы обновленной России – вопреки многочисленным протестам воронежцев на кладбищенской земле (на территории Парка Живых и Мертвых) был возведен и ныне работает огромный торгово-развлекательный комплекс с претенциозным названием «Европа».

Источник: gorcom36.ru ©

Нет в Воронеже более зловещего места, с которым было бы связано столько явлений призраков и местью усопших за потревоженный покой, как Парк живых и мертвых (он же парк им. Дурова , парк Ленинского района).

Но прежде, чем познакомить читателей с теми кошмарами и ужасами, свидетелями которых становились обычные воронежцы, стоит немного рассказать об истории парка.

Развлечения на костях

Парк в районе цирка создан в 1940 году на месте Митрофаньевского кладбища, последнее захоронение на котором было произведено в 1935-м. Надгробные плиты после закрытия кладбища советская власть решила использовать для нужд города.

В основном они попали в частный сектор - плитами вымостили улочки и лестницы, ведущие вниз, к реке. А большой благоустроенный парк стал для воронежцев излюбленным местом отдыха вплоть до конца 80-х.

Покой усопших с Митрофаньевского кладбища тревожили неоднократно и после создания парка: в 1973 году при строительстве цирка, в 1986-м - при строительстве подземного перехода, в начале «нулевых» - при строительстве торгового центра «Европа».

Всем известно, что в XX веке призраков в парке горожане наблюдали очень часто, особенно в первые годы после его создания. Сумрачные тени усопших молча бродили по дорожкам, не стремясь, впрочем, причинить какой-либо вред живым и не вступая с горожанами в контакт.

Месть усопших

Но вот с надгробными плитами неприятностей происходило больше. Плиты появились не только на улочках частного сектора, но и во дворах жилых домов - что поделать, тогда было время атеистов. Однако через год-два люди вдруг стали выбрасывать крепкие вековые плиты на улицу.

Оказалось, что в тех дворах, где лежали надгробные памятники, начали происходить несчастья одно за другим - то единственный кормилец в семье поскользнулся на плите, упал, ударился головой о камень да в больнице и умер, то целая семья погорела, то один за другим дети болеть стали.

Говорят, что не было ни одного дома с плитой с Митрофаньевского кладбища, которого бы не коснулась беда.

По соседству с нами жила семья, - рассказывала уже умершая ныне бабушка Мария, жительница частного сектора. - Парень их привез на тележке целых три плиты, чтобы двор вымостить. Мать ругалась, велела вынести плиты вон, но вступился отец, партийный он был, и велел оставить.

Не прошло и месяца, как заболел воспалением легких старший сын в семье, тот, что плиты привез, да вскоре и умер. Следом отец ногу сломал, неправильно срослась она, три раза потом ломали, так инвалидом и остался.

Ну, а когда у младшенькой дочки туберкулез обнаружили, мать не стала уже никого слушать, позвала мужиков, дала им на пол-литра, и они вытащили плиты из двора и подальше от дома отнесли - в ручей сбросили. А она пошла в церковь и заказала сорокоуст за упокой по именам, что на плитах были высечены. Ровно через 40 дней дочка пошла на поправку, отправили ее в санаторий в Крым, где она и выздоровела.

Прасковья с Бархатного бугра

Кстати, могильные плиты, служившие ступеньками лестниц, можно было наблюдать в немалом количестве еще 7-10 лет назад. Самая известная из таких лестниц - лестница на ул. Бархатный Бугор.

На ней на протяжении многих лет видели местные жители по ночам призрачную девушку, которую прозвали Прасковьей по имени, которое было выбито на камне, на котором она всегда сидела. Призрак никого не трогал, только слышали люди, как плачет он по ночам.

Кто-то однажды догадался - переписал имя, выбитое на плите, и сходил в церковь, заказав заупокойную службу. Вскоре Прасковья исчезла.

Вот такой получился цирк

Воронежцы рассказывают, что во время строительства торгового центра «Европа» работники часто падали в ямы, получали травмы, резались, и некоторые потом отказывались напрочь работать на объекте. В семьях у строителей тоже начинались неполадки.

А про воронежский цирк все дрессировщики страны говорили: не любят животные здесь работать, потому что чувствуют энергетику кладбища.