Рейнгольд глиэр и первый советский балет. Рейнгольд глиэр и первый советский балет Последние годы жизни

Глиэр и советская музыкальная культура
Развитие культуры является результатом совокупных усилий множества людей. Чем больше лиц одаренных, энергичных, одержимых пафосом своей профессии являются участниками этого процесса, чем теснее связь поколений в смысле преемственности, направленности и форм деятельности, осознанной как единое, общее дело, тем шире «наступательный фронт» развития культуры, тем обильнее приносимые ею плоды. Однако интенсивность и стремительность развития культуры, а также качественный его итог не могут измеряться одними арифметическими показателями. Во всех отраслях интеллектуальной деятельности — будь то та или иная научная дисциплина, тот или иной вид искусства — основным двигателем является динамика общественной мысли, насыщенность ее столкновением различных и даже противоположных точек зрения, пафосом полемики по основным принципиальным вопросам, в ходе которой непрерывно расширяется «поле познания», достигается все большее приближение к научной или эстетической истине.
В особенности относится это к нашей советской культуре, культуре страны, положившей начало совсем новой эры в истории человечества, культуре первого в мире социалистического государства, в котором любая сфера деятельности строится на освоении и приложении к своему делу основных положений и принципов «науки наук» — марксистско-ленинского учения о законах развития человеческого общества. Можно сказать без преувеличения, что за все время многовекового развития мировое искусство не знало периода, более насыщенного обильными, разнообразными, самыми контрастными творческими исканиями и пробами, ожесточенными дискуссиями, не раз сопровождавшимися радикальной «переоценкой ценностей», чем сорок с лишним лет становления и развития советского искусства.

Разумеется, это прямое следствие и темпа и характера общественно-политической жизни нашей эпохи — крайнего обострения борьбы идеологий между лагерем стран социализма, растущим и крепнущим год от года, и стран капитала —лагерем империализма, теряющим свои позиции одну за другой. Естественно, что в период решающего перелома истории человечества стрелка «эстетического манометра эпохи» находится в постоянном возбужденном движении. В советском художественном творчестве эта идеологическая борьба нашла свое специфическое и очень яркое выражение и в виде деятельности противостоявших друг другу творческих группировок и объединений в первые годы советской власти, и в многообразии направлений и течений в рамках единых творческих союзов, возникших после исторического апрельского постановления ЦК ВКП(б) 1932 года, и даже в острых противоречиях, пронизывающих подчас творческий путь отдельных художников» В этих условиях особенно целесообразны и плодотворны объединенные усилия деятелей самого разного склада и типа на базе общей широкой программы реалистического народного искусства, что приводило и приводит к взаимосвязи и взаимооплодотворяющему сочетанию революционных и эволюционных методов.
Прокофьев и Шостакович, Мясковский и Хачатурян, Дунаевский и Соловьев-Седой, Лятошинский и Мшвелидзе, Жиганов и Капп, Мирзоян и Кужамья-ров — можно было бы привести множество имен известнейших советских композиторов, из которых каждый отличается своеобразием творчества и ни в чем не похож на другого. В богатстве и разнообразии творческих явлений—-одно из коренных свойств нашей социалистической музыкальной культуры, отличающейся, как и все советское искусство, по крылатому слову поэта — обилием художников «многих и разных». Здесь дело те только в силе и яркости художественных индивидуальностей и артистических темпераментов, но и в различии творческих методов и «типов профессионализма». Координация деятельности композиторов — открывателей и испытателей, осваивающих новые темы и формы, «гибридизирующих» элементы стиля и элементы жанра, не устанно расширяющих арсенал выразительных средств своего искусства, а с другой стороны—упорной работы «возделывателей» взрыхленного поля, закрепляющих находки других, обращающих новые открытия в предмет широкого эстетического обихода,— это-то и обеспечивает неуклонность и широту развития советского музыкального искусства.

Рейнгольд Морицевич Глиэр как творческая личность, как деятель музыкальной культуры совмещал в себе черты обеих только что охарактеризованных категорий художников, не примыкая в полной мере ни к той, ни к другой.
Разумеется, преобладающими в нем являлись черты эволюциониста. Он знал цену высоким традициям предшественников, придерживался и развивал их. В атом заключается большая историческая заслуга Глиэра, ибо эти тенденции его деятельности в периоды бурных шатаний и наиболее сильных разногласий в композиторской среде служили надежным, прочным противовесом и безоглядному самоцельному экспериментаторству и космополитическим устремлениям, и прямым проявлениям формализма. Позитивность этой стороны творческой натуры и всей деятельности Глиэра заключалась в том, что, в отличие от схоластических традиционалистов эпигонского типа, он признавал только живые традиции и только живое и современное их истолкование.

Будучи безупречным мастером своего ремесла, отличным знатоком составляющих его законов и правил, он никогда слепо, догматически не придерживался буквы того и другого, а умел проникаться самой сущностью, духом традиции. Обращение к традиции приобретало для него реальный художественный смысл и творческое оправдание лишь в том случае, когда он ощущал возможность конкретного ее применения в целях удовлетворения эстетических нужд современности. Он всегда шел навстречу запросам современников, понимая под этими двумя словами эстетические потребности широкого круга людей, любящих музыку, не видящих возможности обходиться без нее в жизни, круга, состоящего как из музыкантов-профессионалов всех специальностей-от композиторов и дирижеров до безвестных, оркестровых музыкантов и хористов, так и из бесчисленных любителей-полудилетантов, тянущихся к музыкальной культуре. Он всегда был очень чуток к этим потребностям и запросам, отличаясь редкой способностью распознавать и определять преобладающие, наиболее острые и жгучие из них и быстро творчески на них откликаться. Так складывалось у него свойство улавливать, схватывать и выражать «равнодействующую» вкуса, не скажу — эпохи (едва ли и возможна конкретизация такой широкой меры эстетических критериев), но каждого отдельного переживаемого ею этапа. Именно «равнодействующая вкуса» своего времени и определяла основные признаки и приметы стиля музыки Глиэра во все, и притом самые различные, периоды его творческого пути — и. в романсах, по преимуществу в девятисотых и десятых годах; и в сольных инструментальных пьесах — на всем протяжении композиторской деятельности; и в симфоническом творчестве, в котором от жанра симфонии в ее чистом виде (дореволюционная эпоха) он обратился к программной поэме, картине» сюите, увертюре и инструментальному концерту в советские годы; и в музыкально-сценических произведениях - опере и балете.

Этот «живой» подход к постановке и решению проблемы наследия и привел к тому, что в музыке Глиэра исподволь, подчас неприметно,—в самых различных дозах и пропорциях и в отдельных компонентах — стали выступать новаторские черты: умение обновить прием, придать неожиданный поворот жанровой специфике; обогатить интонацию свежими интервальными и ритмическими оборотами, новыми ладовыми элементами; перегруппировать привычные аккордовые последовательности и тем придать гармонии своеобразие. Все эти, подчас очень скромные, новшества в совокупности приводили к определенному сдвигу в «творческом состоянии» каждого из жанров, к которым он обращался.

Это можно сказать о романсах Глиэра, в свое время не уступавших в смысле популярности романсам Чайковского, Аренского и Рахманинова и, при всей общности с последними по стилевым признакам, отличавшихся заметным отпечатком авторской личности. Это можно сказать и о симфоническом жанре, имея в виду Третью симфонию композитора («Илья Муромец»), написанную в 1909—1911 годах и удостоенную Глинкинской премии,— произведение, представляющее собою монументальное, пронизанное патриотическим пафосом оркестровое полотно, в котором индивидуально-своеобразное обобщение симфонических традиций Глинки, Бородина и Глазунова приводит к качественно новому жанрово-стилевому сплаву. То же можно отнести и к жанру балета, где Глиэр еще в 1927 году выступил пионером в деле создания реалистического хореографического спектакля на современную тему — говорю о «Красном маке» («Красном цветке»), обретшем- долгую и славную сценическую жизнь. В особенности же приложимо такое определение к вокально-сценическим произведениям Глиэра — таким, как «Шахсенем», «Лейли и Меджнун», «Гюльсара», где обновление оперного жанра обусловливается органическим внедрением в него интонационных, гармонических, ритмических, структурно-конструктивных закономерностей народного искусства, любовно и пристально изученных композитором и свободно слитых со всеми приемами письма, присущими его собственной, индивидуальной «музыкальной речи».

Если говорить о каждом отдельно взятом компоненте музыкального искусства — о форме, фактуре, приемах развития, мелодико-иитонационном составе, гармоний,: ритме, тембровой специфике — в каждом из них новаторство Глиэра выглядит умеренным. Оно никогда не отрывается ни от национальной почвы, ни от корней школы. Фантазия композитора никогда не обращается к выдумке отвлеченного склада, к самодовлеющему изобретательству новых приемов, не вытекающих из общего художественного замысла, призванных лишь поразить воображение слушателя своей необычностью, отсутствием каких-либо связен с уже знакомым и общепризнанным. Как раз наоборот. Она направлена на наиболее полное и наиболее внятное раскрытие содержания задуманного или создаваемого произведения для понимания самого широкого круга слушателей и на поиски выразительных средств, соответствующих подобной задаче,— знакомых, понятных, доступных и в то же время освеженных и обостренных «веянием современности»- и тем самым отличающихся от лексики музыкального языка его предшественников.
Такова природа новаторских сторон творчества Глиэра, прямо противоположная новаторской сущности творчества, скажем, Прокофьева или Шостаковича — «первооткрывателей», энергичных «прокладчиков нового», и в известной мере близкая «художественной конституции» Мясковского» Шапорина или Шебалина. Она наглядно выступает не в каких-либо отдельных его произведениях или же на отдельно взятых чертах его стиля, а лишь при суммарном охвате всего его творчества в целом» позволяющем уловить процесс очень постепенного перехода небольших «количественных изменений» в коренные, качественные. Далее читайте в книге...

ВОСПОМИНАНИЯ О ГЛИЭРЕ
Ел, Гнесина. Человек, победивший старость
С.С. Прокофьев, Мой первый педагог
М. Прокофьева. Музыкальный воспитатель Сережи.
К.Н. Михайлов. Глиэр в Киеве
Л.Н. Ревуикий. Великое спасибо.
Б.Н. Лятошинский. Музыкант, учитель, друг
М.М. Каннерштейн, Воспитатель и друг молодежи
Л.В. Никулин. Композитор-гражданин
Арам Хачатурян. Человек кристальной чистоты
Г.И. Латинский. Глиэр-педагог (Памяти дорогого учителя).
Б.Э. Хайкин, Красивая жизнь.
М.И, Курилко. Рождение балета
Е.В. Гелъцер. Немеркнущий образ.
Ю.А. Завадский. Задорный талант
А В. Гаук. Встречи с Глиэром
Е.М. Люком. На ленинградской сцене.
Г.Г. Тигранов, В работе над оперой
К.А. Эрдели. Концерт для арфы
Надежда Казанцева. Только хорошее.
Мстислав Рострапович, Дорогое имя
Я.Ф. Аболимов. «Медный всадник» (О творческой дружбе композитора и либреттиста)
Валерий Полех. Концерт для валторны
Игорь Смирнов. Балет и его автор
Ольга Лепешинская. Глиэр умел мечтать
Леонид Лавровский. Пионер советского балета
Элеонора Власова. Автор балета «Дочь Кастилии». Вацлав Добиаш (Чехословакия). Красивый человек.
Анил Бишвас (Индия). Друг индийского народа
Эван Синиор (Англия). За сорок лет
Сар Артур Блисс (Англия). Одна встреча
Ма Сы-цун (Китай). Служение народу
Д. М. Персон. Концерты, поездки, встречи

СТАТЬИ ГЛИЭРА
Александр Давиденко
Музыка в колхозе
Мысли по поводу декады
Сокровищница музыкального творчества
Великий русский композитор
За творческую дружбу с театром.
Великий мастер музыкального спектакля.
Поиски мелодии
Замечательный юбилей
Пушкин и музыка
Встречи с беляевскнм кружком (Из воспоминаний)
Мои встречи с А. В. Неждановой
Ученый, музыкант и патриот
Бетховен. (К 125-летию со дня смерти).
Народ — великий учитель
О профессии композитора и воспитании молодежи
Оркестр замечательных музыкантов
Воспоминания о С. И. Танееве
Ответственность перед народом
Воспоминания о С. С. Прокофьеве
Встречи с Рахманиновым

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примечания.

Скачать биографию

В колонках играет -

Рейнгольд Морицевич Глиэр.

В эпиграфе нашего сообщества содержится фраза, принадлежащая одному из любимых моих композиторов, позволю себе процитировать её: "Содержание музыки - это мысли и чувства, выраженные в звуках.". Слова эти принадлежат композитору, известному по многим произведениям, Рейнгольду Морицевичу Глиэру. Родился Рейнгольд Глиэр в Киеве в 1874 году. Сын немецкого переселенца, мастера - изготовителя духовых инструментов. он с детства проявлял интерес к музыке. Родители отдали его учиться в Киевское муз. училище, которое Глиэр закончил в 1894 году по классу скрипки. Окончив училище, Глиэр поступил в Московскую консерваторию, где занимался у прославленных русских музыкантов Танеева, Аренского, Ипполитова - Иванова. Музыкальные взгляды Глиэра сформировались под влиянием русских музыкантов -Глазунова, Рахманинова, Римского - Корсакова, с которыми Глиэр дружил. Консерваторию Глиэр закончил в 1900 году и сразу начал педагогическую деятельность, сначала в Киеве, а потом и в Москве. Занимал он должности и в правительстве, получил много наград и престижных, в то время, премий. Умер композитор в 1956 году и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Памятник композитору выполнен по проекту нашего знаменитого скульптора Аникушина.

Знаю его музыку давно, потому что Глиэр тесно сотрудничал с узбекской оперой в Ташкенте, городе, в котором я родилась и где прошли мои детские годы. В сотрудничестве с узбекскими композиторами, Глиэр писал музыку к операм и балетам на сюжеты узбекских классиков - оперу " Гульсара" и "Лейла и Меджнун" в соавторстве с узбекским композитором Садыковым. Узбекская опера в те годы только зарождалась, она выросла из народного творчества и поддержка такого корефея музыки была очень кстати. Ещё не было театра Навойи и спектакли проходили в здании, впоследствии ставшим Узбекской Государственной Филармонией. Сразу по окончании ВОВ, в Ташкенте начали строительство театра, Строили его пленные японцы по проекту нашего известного архитектора Шухова, создавшего проект Шуховской телевизионной башни в Москве. Вот он, ташкентский Государственный Академический Театр оперы и балета Узбекистана, одно из прекраснейших зданий города. Строительство театра было окончено в 1948году.

Именно в этом красивом здании ставились оперы на музыку Рейнгольда Глиэра. Позже, на сцене театра шли замечательные балеты композитора -"Медный всадник" по поэме нашего великого поэта А.С Пушкина и " Красный мак". Музыкальный фрагмент из "Медного всадника" совершенно заслуженно стал гимном моего теперешнего родного города Петербурга. Кто приезжал в мой город, тот знает, что этой музыкой встречают и провожают поезда на вокзалах Петербурга, она звучит на всех торжественных мероприятях города, в парках и садах.

"Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид.
Невы державное теченье,
Береговой её гранит.
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак,
Блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла."

Эти строки любимы и знакомы нам с детских лет, моя семилетняя внучка с таким пафосом прочла их на экзамене при приёме в гимназию, что все учителя остановили опрос и смотрели на малышку во все глаза. Да, питерцы любят свой город гордятся им и музыка выражает эту любовь и гордость. В балете много другой прекрасной музыки,хорошая хореография, которую исполняли наши лучшие балерины и танцовщики. Мне совершенно не понятно, почему балет не идёт на нашей сцене. Изумительный вальс из балета теперь исполняется как сольное произведение.

К сожалению, я не нашла ни одного балетного отрывка из "Медного всадника", их можно будет посмотреть в фильме о Маэстро Глиэре в конце поста. Есть у композитора ещё один замечательный балет "Красный мак", раньше этот балет обошёл все сцены театров СССР и мира, сейчас он забыт и лишь в 2010 году был поставлен нашими балетмейстерами в Римском оперном театре (!!?). В том же году наш замечательный танцовщик Владимир Васильев поставил этот балет в Красноярском оперном театре. Я нашла запись этого балета, сделанную не нашими, а чешскими телевизионщиками в 1955 году. Балет идёт почти полтора часа, но, думаю, тем, кто любит искусство танца, будет интересно посмотреть. Я же, глядя этот фильм, вспоминала совсем других исполнителей,которых видела своими глазами, к примеру, известную узбекскую балерину, народную артистку СССР недавно ушедшую из жизни, Галию Измайлову. Некоторые мелодии из музыки к балету известны и сейчас - Матросский танец "Яблочко", например.

Уэбекский народ чтит память композитора, помогавшего становлению искусства Узбекистана - в Ташкенте есть престижная музыкальная школа, носящая имя Глиэра, есть улицы и учебные заведения, носящие имя композитора, и в других городах России и ближнего зарубежья. Огромный вклад внёс Глиэр в музыкальный фонд России, им написаны симфонии, сюиты, увертюры, поэмы, концерты для скрипки и виолончели с оркестром. Пожалуй, самым известным и любимым является его Концерт для голоса с оркестром, который включали в свой репертуар все наши прославленные сопрано. В одном из моём постов уже звучал этот концерт, но я хочу ещё раз повторить часть его в исполнении нашей питерской певицы, замечательной Анны Нетребко.

Ну, а теперь фильм о Рейнгольде Морицевиче Глиэре, где увидим и Галину Уланову и Александра Лапаури, Раису Стручкову и других известных наших танцовщиков, а также больше узнаем о самом композиторе.

Человек с добрым сердцем и поэтичной душой, так современники называли Рейнгольда Морицевича Глиэра – замечательного советского композитора, всю свою жизнь посвятившего музыкальному искусству. Выдающийся маэстро был искренне убежден в том, что любовь и красота преобразят наш мир, сделают его значительно лучше и добрее. Главным в своих сочинениях он считал мелодию, которая должна исходить только из сердца, поэтому произведения Глиэра отличаются необыкновенной проникновенностью и трогательной лиричностью. Глиэр никогда не любил говорить о своём творчестве, но исповедью всей его жизни стали произведения, которые прославили великого музыканта на весь мир, а кроме этого его особая заслуга заключается в том, что композитор заложил основы советского балета.

Краткую биографию Рейнгольда Глиэра и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Глиэра

В Киеве на улице Бассейной, расположенной в районе знаменитой Бессарабки, в семье немецкого подданного переехавшего на Украину из саксонского Клингенталя, Морица Глиэра 11 января (по новому стилю) 1875 года на свет появился мальчик. Любящие родители дали ему красивое имя – Рейнгольд, хотя при крещении малыша нарекли Эрнестом.


Глава семейства был потомственным музыкальным мастером, изготавливающим медные духовые инструменты. Он содержал свою небольшую мастерскую, которую гордо называл «фабрикой». Мать будущуго композитора – Юзефа Корчак, происходившая из знатного польского рода, была весьма образованной женщиной и много внимания уделяла воспитанию и обучению детей, которых кроме Гольдички было ещё трое: два сына – Мориц и Карл и дочка Цецилия.


С самого раннего детства отец нацеливал своих сыновей на продолжение семейной профессии, однако малыша Рейнгольда больше интересовало не изготовление инструментов, а музыка, которая на них исполнялась. Родители были категорически против такого увлечения сына и всячески тому препятствовали, так как для процветания семейного дела нужен был хороший мастер, а не музыкант-исполнитель. В таких тяжёлых условиях непонимания формировался характер будущего композитора: мальчик был замкнут, к своим проблемам никого не допускал, но в то же время постоянно стремился к самоутверждению и самореализации. Глиэр впоследствии писал, что с детства всегда старался быть идеально хорошим. Несмотря на все запреты, Рейнгольд упорно шёл к своей мечте. В десять лет, когда мальчика определили в гимназию, он втайне от родителей впервые взял в руки скрипку и сам нашёл себе преподавателей, которые за мизерную плату, а иногда даже даром помогали ему осваивать инструмент. Первыми учителями музыки у Глиэра были: старенький скрипач – любитель, а затем студент музыкального училища.

В результате упорного труда, но опять же наперекор родительской воле молодой музыкант в 1891 году становится студентом музыкального училища и попадает в класс замечательного педагога - чешского скрипача О. Шевчика. А в следующем 1982 году в жизни Рейнгольда произошло знаменательное событие: в Киев с гастролями приехал П.И. Чайковский . Организацией выступлений выдающегося композитора занималось Русское музыкальное общество, в ведении которого находилось музучилище. Юному Глиэру, в числе нескольких студентов, посчастливилось получить контрамарку на концерт гениального маэстро. Встреченная слушателями бурными овациями «Увертюра 1812 года », которой дирижировал сам великий Чайковский, а также мимолетная встреча с композитором оставили у молодого музыканта незабываемые на всю жизнь яркие впечатления, предрешившие его дальнейшую судьбу. У Рейнгольда появилась мечта стать композитором, и к ней он неудержимо направился.

Глиэр стал много заниматься композицией, посещать музыкальные концерты, оперные и балетные спектакли. Кроме этого юноша понимал: для того чтобы решить поставленную им задачу необходимо быть весьма образованным человеком, поэтому он с увлечением читал классическую литературу и усердно изучал французский язык (немецкому и польскому его научили родители). Желание поскорее осуществить свои замыслы подвигло молодого человека, несмотря на протесты родственников, после третьего курса училища в 1894 году поехать и попробовать поступить в Московскую консерваторию. Однако юный музыкант не прогадал: впечатливший своим исполнением на скрипке приёмную комиссию, он был зачислен в учебное заведение к молодому педагогу Н. Соколовскому, а впоследствии был переведён в класс И. Гржимали. Теоретические предметы Рейнгольд проходил у Г.Э. Конюса и А.С. Аренского, а с 1895 года занимался полифоний с С.И. Танеевым , у которого мечтал учиться с первого дня поступления в консерваторию. Композицию Глиэр постигал под руководством М.М. Ипполитова–Иванова, а историю духовного пения изучал в классе С.В. Смоленского.

В годы учёбы Рейнгольд помимо программы продолжал активно заниматься самообразованием. Он тщательно изучал не только музыкальную, но и литературную классику, а также увлекался философией, психологией и историей. Большое значение на формирование Глиэра как композитора в то время оказало посещение творческих вечеров московских музыкантов, которые обычно проходили у А. Гольденвейзера. На таких встречах, душой которых были С.И. Танеев и А. С. Аренский, Рейнгольд тесно общался с такими интересными людьми как А. Скрябин , С. Рахманинов , А. Сулержицкий, М. Слонов, К. Сарадже, И. Сац и Ю. Сахновский.

В 1897 году жизнь композитора ознаменовалась ещё одним важным событием:11 мая он официально стал подданным Российского государства.

Годы обучения в консерватории, которую Глиэр закончил с золотой медалью в 1900 году, он всегда вспоминал с теплотой, однако этот период жизни композитора не раз был омрачен смертью дорогих для него людей. Сначала умер дедушка Глиэра, затем в 1896 году из жизни ушёл отец композитора, а 1899 году при трагических обстоятельствах скончалась его старшая сестра Цецилия.


Начало творческой деятельности

После окончания учёбы композитор несколько месяцев провёл в Санкт-Петербурге, где принимал участие в собраниях знаменитого Беляевского кружка, возглавляемого Н.А. Римским-Корсаковым . Постоянными посетителями «беляевских пятниц» являлись А. Бородин , Ц. Кюи, В. Стасов, Ф. Блуменфельд, С. Блуменфельд, А. Глазунов, А. Лядов. По возвращении в Москву, в 1901 году сёстры Гнесины пригласили Глиэра поработать преподавателем теоретических дисциплин в их частной музыкальной школе. Так началось не только длительное сотрудничество, но и крепкая дружба между композитором и основательницами Музыкально–педагогического института, а ныне Российской Академией Музыки. В этом же учебном заведении Рейнгольд нашёл свою судьбу: он познакомился с очаровательной девушкой Марией Ренквист, которая поначалу была его ученицей, а затем в 1904 году стала женой.


Спустя год Мария подарила композитору двух милых близняшек - Нину и Лию, а затем ещё троих детей: Романа, Леонида и дочь Валентину. Согласно биографии Глиэра, зимой 1905 года композитор вместе со своей семьёй переехал в Германию, где прожил несколько лет. Там он продолжал активно работать, сочиняя различные произведения, в том числе фортепианные пьесы для детей по просьбе Е.Ф. Гнесиной, которые сразу отправлял в Москву. Помимо этого в Россию постоянно приходили вести об успешном исполнении произведений Глиэра, причём не только в Германии, но и в Америке. Кроме интенсивного занятия композиторским творчеством Рейнгольд в Берлине в течение двух лет учился дирижированию у О. Фрида.

Следующий жизненный период можно охарактеризовать, как время творческого взлёта композитора. Вернувшись на родину, Глиэр в июле 1909 года в Киеве дебютировал как дирижёр, а в феврале следующего года закрепил свой успех исполнением своей 2-ой симфонии в собрании Императорского российского музыкального общества. Его романсы входили в репертуар именитых певцов, камерные сочинения исполнялись в концертных залах и на престижных собраниях музыкальной общественности. Известное музыкальное издательство «Юргенсон» печатало все произведения композитора, выходящие из-под его пера.

В 1912 году состоялось триумфальное премьерное исполнение третьей симфонии Глиэра - «Илья Муромец», а спустя некоторое время за поэму для симфонического оркестра «Сирены» он получил свою вторую музыкальную премию им. М.И. Глинки. В следующем 1913 году композитор с удовольствием откликнулся на предложение занять должность профессора теоретических дисциплин и композиции в только что образованной консерватории в Киеве, где по истечении года на общем собрании был избран директором.



Возвращение в Москву

Глиэр вернулся в Москву лишь в 1920 году и сразу активно приступил к преподавательской деятельности. Он выполнял обязанности профессора по классу композиции в Московской консерватории, а также педагога теоретических дисциплин в училище сестёр Гнесиных и 3-ем Государственном музыкальном техникуме. Помимо этого он энергично подключился к процессу формирования советской музыкальной культуры, возглавив музыкальную секцию Московского отделения народного образования, и став сотрудником музыкального отдела Наркомпроса. В то же время Глиэр инициативно занимался многосторонней просветительской деятельностью, устраивая концерты в различных организациях, а став членом этнографической секции Пролеткульта, он в течение нескольких лет занимался хоровым творчеством со студентами в Коммунистическом университете трудящихся Востока.

Из биографии Глиэра мы узнаём, что в 1923 году он по приглашению правительства АзССР посетил Баку, чтобы поближе познакомиться с творчеством азербайджанского народа. Результатом такой творческой экспедиции стала опера «Шахсенем», музыка которой основывалась на фольклорном мелодическом материале Азербайджана. В 1924 году Глиэр был избран председателем Московского общества драматических писателей и композиторов, а в 1938 году вновь стал высшим должностным лицом, но уже в Союзе советских композиторов. Вместе с тем Глиэр в этот период активно занимался творческой деятельностью.

Он гастролировал по разным городам Советского Союза, выступая с авторскими произведениями в рабочих и колхозных клубах, занимался композиторским творчеством, а кроме этого писал различные статьи. В 1941 году Рейнгольду Глиэру была присвоена учёная степень Доктора искусствоведения. Далее в жизни композитора, как и для всех граждан Советской страны, начались военные годы тяжелейших испытаний, тем не менее Глиэр продолжал много работать. В этот мрачный жизненный период из-под его пера выходит один шедевр за другим. Чего стоит только «Концерт для колоратурного сопрано с оркестром» - произведение, наполненное необыкновенной искренностью, проникновенностью и задушевностью. После войны образ жизни Глиэра фактически не изменился: он также много сочинял и концертировал. Последнее выступление композитора состоялась в городском Доме учителя 30 мая 1956 года, а менее чем через месяц, а именно 23 июня выдающийся маэстро ушёл из жизни.



Интересные факты о Рейнгольде Глиэре

  • Глиэр учился в консерватории с таким рвением и усердием, что от сокурсников получил шутливое прозвище «седовласый старец». Даже его любимый учитель С.И. Танеев, поражаясь его старанию, называл его этим забавным именем.
  • Рейнгольд Морицевич был не только талантливым композитором, но и замечательным педагогом. Он воспитал немало выдающихся музыкантов, оставивших значительный след в музыкальной культуре, Среди первых учеников Глиэра, с которыми он занимался в начале своей преподавательской карьеры, были Сергей Прокофьев и Николай Мясковский. Студентами композитора в Киевской консерватории были Л. Ревуцкий, Б. Лятошинский, и М. Фролов, а работая в московской консерватории он был любимым преподавателем у А. Давиденко, А. Новикова, Н.Ракова, Л. Книппера, И. Способина, Л. Половинкина, А. Хачатуряна , Б. Хайкина, Б. Александрова, Н. Иванова–Радкевича, З. Компанейца, Г. Литинского, А. Мосолова, Н. Половинкина, Н. Речменского.
  • Работа Глиэра в Киеве ректором консерватории пришлась на эпоху революционных переворотов. В то время власть в городе менялась более пятнадцати раз. Пятикратно его арестовывали и приговаривали к расстрелу за сотрудничество с предыдущим враждебным режимом. Вина Глиэра заключалась лишь в том, что он устраивал концертные выступления студентов, несмотря на частую смену правительств, а посещать такие мероприятия любили представители любой власти. Но при любой диктатуре всегда находился защитник, обычно из бывших учеников профессора, который и спасал своего учителя.
  • Рейнгольд Морицевич был очень отзывчивым человеком. Однажды во времена сталинских репрессий он очень помог своему ученику и коллеге Александру Мосолову, который за неосмотрительное высказывание был осуждён и попал в лагерь на лесозаготовки. Глиэр употребил все свои связи (он в то время был главой Союза композиторов СССР), прошёл много инстанций и добился освобождения Мосолова.
  • Когда композитор сочинял свои произведения, он настолько погружался в работу, что не мог от неё оторваться. Во время войны, когда во время налётов вражеских самолётов все бежали в бомбоубежище, он всегда оставался дома, продолжая сочинять свои произведения.
  • Глиэру в личной жизни очень повезло: он встретил женщину, с которой прожил в любви и согласии более 50 лет. Композитор был идеальным супругом, он обожал свою жену, каждое утро целовал её руку и ласково называл Манечкой. Чета Глиэров покоятся рядом на Новодевичьем кладбище г. Москвы.
  • Рейнгольд Морицевич был очень ответственным человеком. Он выходил на концертную сцену, даже если сильно болел, и у него поднималась высокая температура. Для него отменить выступление было недопустимо.
  • Биография Глиэра гласит, что живя в Германии, композитор с 1908 года стал увлекаться антропософией - оккультным учением, основоположником которого был доктор философии Р. Штейнер. Глиэр прослушал в Германии курс лекций и впоследствии более шести лет вместе с женой являлся членом различных антропософских групп и кружков, в состав которых входили люди искусства.

  • Рейнгольд Морицевич, очень любивший детей, понимал, какое большое значение для формирования личности имеет музыкально-художественное воспитание, поэтому в 20-е годы во время становления молодого государства, он с удовольствием откликнулся на просьбу поработать в детской колонии им. Луначарского в г. Пушкино. Несколько лет в любую непогоду в определённое время он приезжал к своим подопечным, чтобы рассказывать им о музыке, позаниматься хоровым пением или помочь в постановке музыкального сказочного спектакля.
  • В тридцатые годы очень известный американский импресарио С. Юрок несколько раз настойчиво приглашал Глиэра посетить Американский континент и совершить двухмесячное концертное турне в качестве дирижёра авторских произведений, определяя это как знаменательное событие в музыкальной жизни США и Канады. На данные предложения композитор всегда отвечал отказом.
  • Выдающийся композитор останется в сердцах и памяти людей во все времена. Его имя носит Киевский институт музыки, а также музыкальные школы в Москве, Калининграде, узбекском Ташкенте, казахском Алматы и немецком Маркнойкирхене. Кроме этого именем Глиэра названы улицы в таких городах как Луцк, Донецк и Магнитогорск.
  • Рейнгольда Морицевича Глиэра многие считали баловнем судьбы. Он трижды был награждён Глинкинской премией - самой авторитетной музыкальной премией существовавшей в России до революции. В советское время российское правительство удостоило композитора таких почётных государственных званий, как «Заслуженный артист», «Заслуженный деятель искусств» и «Народный артист». Кроме этого звание «Народный артист» он получил от руководства Узбекской, Азербайджанской ССР, а затем и СССР. Помимо этого, он трижды становился лауреатом сталинской премии, награждён Орденами «Трудового Красного Знамени», «Знак Почёта» и трижды «Орденом Ленина».

Творчество Глиэра

Рональд Глиэр, воспитанный на великих традициях русской музыкальной классики, внёс неоценимый вклад в развитие мировой музыкальной культуры. Восприятие мира у композитора было радужным и гармоничным, поэтому он считал, что музыка должна быть жизнерадостной, наполненной оптимизмом и вселять в людей надежду. Произведения Глиэра отличаются эмоциональной уравновешенностью, душевной проникновенностью, эпическим размахом, широкой и выразительной мелодичностью, а также звуковой и композиционной цельностью.

Творческая жизнь Рейнгольда Глиэра, которая длилась без малого шестьдесят лет, была весьма удачной. Его сочинения не только с успехом исполнялись, но и часто отмечались различными музыкальными и государственными премиями. Композитор, будучи трудоголиком, оставил для потомков богатое наследие, которое включает в себя около пятисот произведений, написанных в различных жанрах. Среди сочинений Глиэра необходимо отметить 5 опер, 6 балетов, 3 симфонии, 5 увертюр, 2 поэмы, концерт для голоса и 4 инструментальных концерта. Кроме этого, композитор писал произведения для народного и духового оркестров, а также камерные произведения и пьесы для различных инструментов: фортепиано, скрипки и виолончели. Перечисляя сочинения Глиэра нельзя не упомянуть его вокальные сочинения и музыку для театральных спектаклей и кинофильмов.

Пробовать свои силы как композитор Глиэр начал ещё в подростковом возрасте: небольшие пьесы для скрипки и фортепиано он создал уже в 14 лет. Первым произведением, принёсшим Глиэру признание, стал первый струнный секстет до-минор, написанный в 1898 году и посвящённый С.И. Танееву. За него в 1905 году Рейнгольд получил самую престижную в дореволюционной России Глинкинскую премию. Затем были, сочинённые в 1899 году, квартет, первая симфония и октет, а на выпускной экзамен в консерватории Глиэр представил ораторию «Земля и небо». Далее из-под пера плодотворного композитора одно за другим выходили самые различные произведения, начиная от несложных детских и юношеских пьес для скрипки, виолончели и фортепиано, заканчивая такими крупными сочинениями, как поэма для симфонического оркестра «Сирены» (1908) и третья симфония («Илья Муромец») (1909), которые впоследствии также были отмечены Глинкинской премией. Затем Глиэр решил перенаправить свои силы на музыкально - сценическое искусство и создал балет - пантомиму «Хризис», премьера которого состоялась в ноябре 1912 года.

Следующим важным этапом в творчестве композитора был период 20-х годов. В это время он пишет симфоническую картину «Запорожцы», оперу «Шахсенем» и 3 балета: «Клеопатра», «Комедианты» и «Красный мак» - знаменательное произведение, ставшее первым советским балетом, в сюжетной основе которого была положена современная тематика.


Особо значимый период в творчестве Глиэра начался с середины 30-х годов и продлился до конца его жизни, именно тогда композитор создал творения, отразившие всю силу его гениального таланта. Среди произведений, написанных в это время, следует выделить 3 оперы: «Гюльсара», «Лейли и Меджнун» (соавторство с Т. Садыковым) и «Рашель», а также великолепные концерты: для колоратурного сопрано (сталинская премия), арфы, валторны, виолончели и скрипки. Кроме этого повышенного внимания заслуживают знаменитый четвёртый струнный квартет (сталинская премия) и увертюры «Дружба народов», «Ферганский праздник» и «Победа». В конце 40-х и начале 50-х годов из-под пера композитора выходят два замечательных балета - «Тарас Бульба» и «Медный всадник » (сталинская премия), который завершается символическим произведением «Гимн великому городу».

Киевская консерватория. Лихие годы


В 1913 году в музыкальной жизни Киева состоялось знаменательное событие: на Украине открылась первая консерватория и, разумеется, известного музыканта-педагога Глиэра пригласили во вновь открывшееся учебное заведение в качестве профессора по композиции. Однако инициативный преподаватель учил студентов не только сочинению, но и теоретическим дисциплинам, а кроме этого взял на себя руководство оркестровым, камерным и оперным классами. Уже через год коллектив консерватории, оценив деловые качества Глиэра, избрал его ректором. Взяв все лучшие достижения в организации учебного процесса петербургской и московской консерваторий, Глиэр инициировал создание художественного совета, который разработал собственную программу обучения и управления учебным процессом. Был сформирован класс камерного ансамбля, оперная студия и студенческий симфонический оркестр, которым руководил сам ректор. Для поддержки талантливых студентов - композиторов Рейнгольд Морицевич учредил стипендию им. А. Скрябина.

Благодаря авторитету и предприимчивости Глиэра преподавательский состав учреждения пополнился такими мэтрами как Г. Нейгауз и Ф. Блуменфельд, М. Эрденко, С. Козолупов, Б.Яворский, Ю. Турчиньски и П. Коханьски. Кроме того принимая активное участие в работе Русского музыкального общества он организовывал в Киеве выступления таких знаменитых музыкантов как С. Рахманинов, Я. Хейфец, А. Глазунов, С. Кусевицкий, А. Гречанинов, Л.Ауэр, С. Прокофьев, Э. Купер. Очень важно отметить, что директорская деятельность Глиэра приходилась на очень тяжёлые военные и революционные годы. Ему постоянно приходилось «отбивать» студентов от солдатской повинности, бороться за педагогов, у которых временные власти отбирали жильё, а также в то голодное время добиваться для преподавательского состава продовольственных пайков. Однако, несмотря на все сложности, учебный процесс в консерватории не прерывался ни на день.


  • Земля жаждет (1930)
  • Друзья встречаются вновь (1939)
  • Алишер Навои (1947)
  • Красный мак (1955)
  • В тихом океане (1958)
  • Илья Муромец (1975)

Рейнгольд Морицевич Глиэр - величайший композитор, роль которого в музыкальном искусстве очень трудно переоценить. Его творческое наследие настолько значимо, что заставляет последующие поколения высказываться о нем с большим восхищением. Помимо того он вошёл в мировую историю искусства не только как гениальный музыкант, но и выдающийся деятель советской культуры.

Видео: смотреть фильм о Рейнгольде Глиэре

Рейнгольд Глиэр - композитор, который стал основателем советского балета. «Красный мак» и «Медный всадник» разнесли славу о Глиэре по всему миру. Несмотря на тон, его произведения всегда отличались особой лиричностью. Но композитор никогда не останавливался на достигнутом. Он в буквальном смысле отдал свою жизнь музыке, до самого конца выступая на концертах и не переставая стремиться к совершенству в своем мастерстве.

С самого детства жизнь Рейнгольда Глиэра была связана с музыкой. Он родился 11 января 1875 года в Киеве. Отец мальчика приехал сюда из немецкого городка Клингенталь и открыл мастерскую медных духовых инструментов, которую сам называл «фабрикой духовых инструментов». Маленький Гольдичка, как его ласково называл мать, не упускал ни единой возможности посетить мастерскую отца и услышать голос какого-нибудь нового инструмента.

Рейнгольд постоянно делился с родителями своими впечатлениями от услышанных мелодий, а также намерением стать музыкантом. Но эта новость совершенно не обрадовала семью, ведь отцу нужен был приемник, который будет собирать инструменты, а не играть на них.

«Тяжело было учиться, когда родные были против того, чтобы я сделался «музыкантом», и когда не было ни учителей хороших, ни средств брать уроки даже у посредственных музыкантов… Я сам себе отыскивал учителей, которые со мной занимались по большей части даром».

В десять лет Рейнгольд Глиэр взял в руки свою первую скрипку, а в четырнадцать начал писать свои первые пьесы: сначала для фортепиано, а потом для скрипки. Музыка увлекала его всё больше и, несмотря на протесты родителей, в 1891 году он поступил в Киевское музыкальное училище.

Но этот год стал знаменательным для Глиэра еще благодаря одной важной встрече. 21 и 22 декабря 1891 года в Киев приехал Петр Ильич Чайковский. И Киевское музыкальное училище как раз занималось организацией концерта композитора. На несколько мгновений удалось Глиэру увидеть Чайковского, но эта встреча и концерт великого мастера произвели на него неимоверное впечатление.

«Первый раз в жизни я был свидетелем таких оваций, такого триумфа. И я впервые почувствовал, что музыка доставляет радость не только узкому кругу любителей; что музыкальные впечатления способны захватить и объединить широкую массу слушателей; что искусство композитора может завоевать всеобщее признание и любовь»

Окончив в 1894 году музыкальное училище, Рейнгольд Глиэр отправляется в Москву, чтобы продолжить учёбу в консерватории. Он успешно сдал экзамен и, хоть не смог встретить Сергея Ивановича Танеева, с которым давно мечтал познакомиться, попал на занятия к не менее талантливому Антону Степановичу Аренскому.

«Помню, как однажды он, сыграв одну из моих классных прелюдий, серьезно посмотрел на меня и спросил: "Вы что, влюблены?" Он искал даже в наших школьных работах выражения живых чувств».

В Москве Рейнгольд Глиэр оказался в центре музыкальной элиты. Здесь он познакомился с Сергеем Рахманиновым, которому позже приносил свои произведения и часто получал о них не самые лестные отзывы. Глиэр прислушивался к Рахманинову и восхищался его талантом.

«Играл он удивительно, обладая в высшей степени умением гипнотического воздействия на слушателей. Уже тогда это был подлинный кудесник фортепиано»

В последние годы учёбы Глиэр всё же смог брать уроки у Танеева, который преподавал строгий стиль и фугу. Именно он дал будущему композитору ту ясность формы. Своему учителю он посвятил струнный секстет, написанный в 1898 году, в котором впервые проявляется интерес композитора к народному творчеству. А после окончания консерватории на мраморной доске у входа рядом с именами Танеева, Рахманинова, Скрябина было высечено имя Глиэра.

Закончив учёбу, Рейнгольд Глиэр погрузился в педагогическую деятельность и вскоре женился на одной из своих учениц, которую звали Мария Робертовна Ренквист. Они поженились, и спустя год композитор стал отцом двух дочерей - Нины и Лии. В этом же году Глиэр с семьей уехал в Германию, где продолжал писать произведения, который регулярно отправлял на родину.

Семь лет Глиэр провел за границей. Его музыка играла во многих концертных залах Европы и США. В 1913 году композитор получил предложение занять место профессора класса композиции в Киевской консерватории, а уже через год возглавил её. В эти годы там учились такие украинские композиторы как Лев Ревуцкий и Борис Лятошинский. Благодаря Глиэру в Киеве состоялись концерты многих выдающихся музыкантов - Сергея Кусевицкого, Яши Хейфеца, Сергея Рахманинова, Сергея Прокофьева, Александра Гречанинова.

В 1920 году Глиэр переезжает в Москву и до 1941 года преподает в консерватории. Среди его учеников было множество будущих советских композиторов и музыкантов: Николай Раков, Игорь Способин, Леонид Половинкин, Лев Книппер, Арам Хачатурян, дирижёр Борис Хайкин. Однажды Сергей Прокофьев даже сказал:

«Как-то так выходит, что кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра - или прямым, или внучатым».


Глиэр с Ипполитовым-Ивановым и Л. Стоковским в Москве

Именно с Рейнгольда Глиэра началось формирование советского балета. В 1927 году в Большом театре состоялась премьера его балета «Красный мак» о дружбе советского и китайского народов. Эта постановка удостоилась Государственной премии и даже была показана на сцене Зеленого театра Центрального парка культуры и отдыха, перед десятитысячным залом.

«Балет «Красный мак» можно смело назвать произведением советской классики», - писали газеты.

Несмотря на политический подтекст балета, он привлек внимание западных критиков. Сол Юрок, американский импресарио и продюсер, в 1930 году пригласил Глиэра в Штаты с предложением восьминедельного турне:

«Считаю, что Ваш приезд может явиться событием в музыкальном мире Америки».

Но в США Глиэр так и не поехал. Во время Второй мировой войны он продолжал писать, и вернулся к камерно-инструментальному жанру.

«Надо начать работу над крупными сочинениями, связанными с образами, чувствами, тематикой, подсказываемыми Великой Отечественной войной… На нас лежит обязанность дать Родине музыку, которая поднимала бы дух, возбуждала патриотические чувства, была бы действенным оружием…»

В 1943 году был написан знаменитый Четвертый струнный квартет. Позже появился концерт для колоратурного сопрано с оркестром, который композитор написал под сильным впечатлением от ужасов войны. Семья Глиэра была в эвакуации, где он располагал лишь фортепиано в столовой Союза композиторов Свердловска, но именно эта обстановка помогла появиться на свет произведениям, которые шли из глубины души композитора и воспевали его любовь к жизни.

После окончания войны Рейнгольд Глиэр продолжил выступать с концертами и писать музыку для новых балетов, среди которых «Медный всадник» и «Тарас Бульба». Но всё это время ему не давал покоя его «Красный мак» и в 1954 году композитор в четвертый раз начал его переписывать. В последнем варианте балет, получивший название «Красный цветок», включал уже не восемь, а двенадцать картин. С этой работой его захлестнули воспоминания о премьере, и он вновь переживал те радостные минуты, вспоминая всех, кто был причастен к самой первой постановке.


Рейнгольд Глиэр с женой

В 1956 году здоровье Глиэра начало ухудшаться. Многие стали замечать его усталость на репетициях и концертах. 30 мая в последний раз композитор вышел на сцену с дирижерской палочкой в городском Доме учителя. Тогда оркестр играл увертюру на славянские темы, балладу из оперы «Шахсенем», сюиту из балета «Красный мак», романсы «О, если б грусть моя» и «Мы плыли с тобой» и фрагменты из «Медного всадника».

В ночь с 3 на 4 июня у композитора случился сердечный приступ. Врачи прописали ему покой и, по словам близких, он безукоризненно соблюдал все предписания, пока однажды ночью дочь не увидела его вновь за работой. Он сидел у себя на кровати в окружении нот. Тогда Глиэр ответил:

«Я обещал завтра к утру закончить корректуру, иначе я подведу издательство. Я не могу обманывать»

23 июня 1956 года в 8 часов Рейнгольд Морицевич Глиэр скончался. На пюпитре рояля так и остался лежать лист нотной бумаги с множеством карандашных эскизов и надписью «Квартет V». Произведение, которое композитору так и не удалось завершить. Свою жизнь Глиэр завершил словами:

«Композитор обязан до конца своих дней учиться, совершенствовать мастерство, развивать и обогащать свое миропонимание, идти вперед и вперед»

“Композитор должен очень много знать и очень много уметь. Я не мог видеть, чтобы кто-нибудь работал больше меня”, – говорил Рейнгольд Глиэр.

Глубочайшее постижение основ мастерства, изучение опыта предшественников, широкие познания в области культуры, истории, философии – вот, как считал Глиэр, необходимые предпосылки для того, чтобы из талантливого человека вырос мастер, художник. А это значит – нужно много и самозабвенно трудиться.

Отец, переселившийся в Киев из немецкого городка Клингенталь, владел мастерской медных духовых инструментов, громко именовавшейся «фабрикой духовых инструментов». Мать композитора – Юзефа (Жозефина Викентьевна) была образованной, начитанной женщиной.

В семье, кроме будущего композитора, росли еще трое детей – его любимая сестра Цеся (Цецилия) и два брата – Карл и Мориц.

Жозефина Викентьевна обучила своих детей не только русскому, но и своему родному польскому языку. И когда взрослые сыновья разъехались из родного дома, она переписывалась с ними только по-польски, особенно нежные письма отправляя своему «дорогому Гольдичку».

«Я передать вам даже не могу, сколько поэзии, сколько спокойного счастья и радости прилетало тогда в нашу комнату»,

– вспоминал Глиэр о детских годах.

В те годы его неудержимо влекла музыка, он радовался каждому посетителю мастерской, ибо знал, что услышит голоса каких-нибудь инструментов, а если будут долго играть, то погрузится в завораживающий мир звуков. Разговоры же о том, что он тоже хочет научиться играть, не вызывали радости у взрослых: в доме нужен был умелец, способный мастерить и настраивать инструменты, а не артист, исполнитель.

“Тяжело было учиться, когда родные были против того, чтобы я сделался „музыкантом”, и когда не было ни учителей хороших, ни средств брать уроки даже у посредственных музыкантов…»

Впервые мальчик взял в руки скрипку и смычок, когда ему шел одиннадцатый год.

«Я сам себе отыскивал учителей, которые со мной занимались по большей части даром».

К четырнадцатилетнему возрасту композитора относятся его первые творческие опыты. Это были пьески для фортепиано, затем для скрипки или виолончели с фортепиано. Тогда Гольдик был уже в четвертом классе гимназии, которую начал посещать в 1885 году.

Увлекаясь музыкой все больше и больше, в 1891 году он поступил еще и в Киевское музыкальное училище, где преподавателями его стали по классу скрипки Отакар Шевчик, по музыкально-теоретическим предметам – ученик Николая Римского-Корсакова Евгений Августович Рыб.

21 и 22 декабря 1891 года, для проведения авторских концертов, в Киев приехал Петр Ильич Чайковский. Организовывало концерты Русское музыкальное общество (РМО), в ведении которого находилось и Киевское музыкальное училище. Среди счастливцев, получивших пропуск на сцену за кулисы, оказался и новичок училища Рейнгольд Глиэр.

«Когда Чайковский прошел мимо меня, и я увидел перед собой лицо, так хорошо знакомое мне по многочисленным портретам, я невольно поклонился, и Чайковский с улыбкой ответил на мой поклон. Эта безмолвная – единственная – встреча оставила глубокий след…»

Концерт был настоящим праздником для юноши.

«Первый раз в жизни я был свидетелем таких оваций, такого триумфа. И я впервые почувствовал, что музыка доставляет радость не только узкому кругу любителей; что музыкальные впечатления способны захватить и объединить широкую массу слушателей; что искусство композитора может завоевать всеобщее признание и любовь»,

– так сам композитор определил роль этого концерта в его жизни.

В конце лета 1894 года молодой музыкант отправился в Москву, поступать в Московскую консерваторию.

Среди экзаменаторов Глиэр рассчитывал встретить Сергея Ивановича Танеева, у которого он больше всего хотел учиться, или Антона Степановича Аренского, но их не оказалось. Огорчившись, он решил не показывать свои сочинения, привезенные из Киева, хотя среди присутствовавших был Николай Дмитриевич Кашкин, о котором слышал много хорошего. Экзамен прошел благополучно, и Рейнгольд Глиэр был зачислен в класс молодого скрипача Николая Соколовского (от которого, правда, вскоре перешел к знаменитому Яну Гржимали).

В Московской консерватории ему надлежало посещать занятия по гармонии у Аренского, хотя сам Глиэр мечтал попасть к Танееву. Общение с Аренским принесло большую пользу Глиэру. Аренский, сам талантливый композитор, во время скучных разборов, когда приходилось оперировать сугубо профессиональными терминами, умел будоражить творческую мысль. Глиэр рассказывал:

«Помню, как однажды он, сыграв одну из моих классных прелюдий, серьезно посмотрел на меня и спросил: „Вы что, влюблены?” Он искал даже в наших школьных работах выражения живых чувств».

Глиэр делал заметные успехи. Так, уже в первые консерваторские годы, Глиэр вошел в среду московских музыкантов общепризнанным главой, наставником и «музыкальной совестью» которых был Сергей Иванович Танеев, а кумирами-Скрябин и Рахманинов. Особенно Рахманинов – простой, скромный, немного угрюмый и замкнутый внешне, но бесконечно обаятельный. Обладая чувством юмора, как отметил Глиэр, Сережа Рахманинов любил веселую шутку, любил, когда вокруг него звучал непринужденный смех.

«Играл он удивительно, обладая в высшей степени умением гипнотического воздействия на слушателей. Уже тогда это был подлинный кудесник фортепиано»,

Вспоминал Глиэр.

Потом велись долгие, интереснейшие беседы о музыке – Глиэр показывал Сергею Васильевичу свои сочинения и выслушивали советы, замечания, порой, по словам Глиэра, очень критические.

Сдав экзамены по гармонии, Рейнгольд Глиэр поступил, наконец, в класс к Танееву, который в те годы преподавал только строгий стиль и фугу. Иногда Танеев сажал возле себя ученика и предлагал играть с ним в четыре руки (что в транскрипции иных потом звучало так: «Мы с Танеевым музицировали»). Будучи художественной натурой, во многом не сходной с Чайковским, Танеев, однако, в области форм придерживался такой же совершенной ясности, идущей от классиков (в частности, от Моцарта), как и Чайковский. Эту максимальную ясность формы, стройность произведения усвоил от Танеева и Глиэр.

Под влиянием своих наставников Глиэр обратился к сборникам русских народных песен М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, Ю. Н. Мельгунова и начал делать обработки некоторых из них. Возраставший интерес к народному творчеству, естественно, отразился и на сочинениях Глиэра консерваторской поры. Список их открывает Первый струнный секстет (для двух скрипок, двух альтов и двух виолончелей), написанный в 1898 году и посвященный наставнику и учителю С. И. Танееву.

Уже тогда Глиэр, постоянно общаясь с музыкантами, слушая много новой музыки, достаточно хорошо знал о различных «звуковых экспериментах», о стремлении некоторых композиторов к нарочитой сложности, изысканности художественных образов. Однако он без колебания определил, что путь к этой сложности - не для него, хотя вовсе не казался ему трудным. Кроме того, Глиэр считал, что музыка непременно должна быть оптимистичной, должна радовать людей, вселять бодрость, надежды.

Консерваторские годы омрачили три смерти близких ему людей: вслед за кончиной деда, в 1896 году умер отец композитора, а в 1899, оставив трех маленьких детей, трагически погибла любимая сестра Цеся, с которой были связаны все светлые воспоминания детства. Первый струнный квартет (Ля мажор, ор. 2), последовавший за секстетом, писался в год гибели сестры, однако в нем нет и следа тех горьких переживаний, во власти которых был автор. Почти одновременно с квартетом сочинялся и Октет (Ре мажор, ор. 5) для четырех скрипок, двух альтов и двух виолончелей.

В 1900 году Рейнгольд Глиэр окончил Московскую консерваторию с золотой медалью (в качестве экзаменационного сочинения Рейнгольд Морицевич представил одноактную ораторию «Земля и небо» по Дж. Байрону). Имя его было высечено на мраморной доске, висящей у входа в Малый зал консерватории, на которой уже блистали имена Танеева, Рахманинова, Скрябина…

В последующие годы он пишет много и в разных жанрах. Самый значительный результат – Третья симфония “Илья Муромец” (1911), о которой Леопольд Стоковский писал автору:

“Я думаю, что этой симфонией Вы создали памятник славянской культуре – музыку, которая выражает силу русского народа”.


Сразу же по окончании консерватории началась педагогическая деятельность Глиэра. С 1900 года он вел класс гармонии и энциклопедии (расширенный курс анализа форм, включавший полифонию и историю музыки) в музыкальной школе сестер Гнесиных; в летние месяцы 1902 и 1903 гг. готовил к поступлению в консерваторию Сережу Прокофьева, занимался с Николаем Мясковским.

В стенах школы Гнесиных Глиэр встретил девушку, которую полюбил нежно и на всю жизнь. Звали ее Мария Робертовна Ренквист, она играла на фортепиано, изучала теорию и пробовала сочинять. 21 апреля 1904 года Мария Ренквист стала женой Глиэра.

В июне 1905 года у композитора появились на свет две дочери-близнецы Нина и Лия. Несмотря на это, а может быть, именно поэтому (Лия была очень слабенькой и все время болела) Глиэр с семьей в начале зимы уехал в Германию, договорившись с Александром Гречаниновым, что на время его отсутствия тот будет вести у Гнесиных уроки по гармонии.

За рубежом Глиэр не переставал сочинять фортепианные миниатюры по просьбе Евгении Фабиановны Гнесиной и сразу отсылал ей в Москву. По поводу «Двенадцати детских пьес» Евгения Фабиановна писала 8 октября 1907 года Глиэру в Берлин:

«Этому opus’y предстоит популярность, и в частности он получит громадное распространение в нашей школе».

Имея доказательства творческой активности Глиэра, получая вести о его успехах за рубежом, Евгения Фабиановна писала:

«Я хочу надеяться, что Вы не порвете связи со школой, не утратите интереса к ней и останетесь почетным членом нашего маленького товарищества и нашим любимым другом».

В Москву доходили сведения о множившихся исполнениях камерных сочинений Рейнгольда Морицевича. Так, 4 января 1906 года в Америке (в одном концерте с произведениями Гайдна и Дворжака) впервые был сыгран Первый квартет Глиэра. Звучала его музыка во многих городах Германии, в Англии. Берлинские концерты в феврале и марте 1907 года, проходившие в Бетховенском зале, особенно широко отмечались прессой. В одном исполнялся Первый квартет, в другом – Второй квартет и Третий секстет, а также романсы (их пела певица, специально приглашенная Кусевицким из Парижа) и фортепианные пьесы – прелюдии и мазурка, блестяще сыгранные Леопольдом Годовским. Певице Глиэр аккомпанировал сам.

В 1913 году Рейнгольд Глиэр был приглашен профессором класса композиции в Киевскую консерваторию, а через год стал ее директором. Узнав об этом событии, сын издателя Б. П. Юргенсон писал композитору:

“За самую консерваторию можно во всяком случае порадоваться – в лице Вашем ее судьба в верных руках!”

Под его руководством получили образование известные украинские композиторы Лев Ревуцкий, Борис Лятошинский. Помимо занятий с композиторами, он дирижировал студенческим оркестром, руководил оперным, оркестровым, камерным классами, участвовал в концертах РМО, устраивал в Киеве гастроли многих выдающихся музыкантов – Сергея Кусевицкого, Яши Хейфеца, Сергея Рахманинова, Сергея Прокофьева, Александра Гречанинова. Зная доброе сердце Танеева, Глиэр писал ему:

«Может быть, Вы не откажетесь выступить в этом полугодии… Я, да и все киевские музыканты были бы очень счастливы увидеть и услышать Вас в Киеве. Я лично очень желал бы с Вами повидаться, посоветоваться, поговорить о консерваторских делах»

В 1920 г. Глиэр переехал в Москву, где до 1941 года вел класс композиции в Московской консерватории. Он воспитал многих советских композиторов и музыковедов, среди которых Николай Раков, Игорь Способин, Леонид Половинкин, Лев Книппер, Арам Хачатурян, дирижёр Борис Хайкин…

“Как-то так выходит, что кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра – или прямым, или внучатым”,

– писал Сергей Прокофьев.

Помимо педагогической, развернулась многосторонняя просветительская деятельность Глиэра. Он возглавил организацию общедоступных концертов, взял шефство над детской колонией, где учил воспитанников хоровому пению, устраивал с ними спектакли или даже рассказывал сказки, импровизируя на рояле.


Балет “Красный мак”. В роли Тао Хоа – Галина Уланова

Значительны заслуги Глиэра в формировании советского балета. Выдающимся событием советского искусства явился балет “Красный мак”, поставленный в Большом театре в 1927 году. Это был первый советский балет на современную тему, рассказывающий о дружбе советского и китайского народов. Спектакль Большого театра был удостоен Государственной премии. Он пользовался таким успехом, что его показывали даже в помещении Зеленого театра Центрального парка культуры и отдыха, вмещавшего девять тысяч зрителей. В передовой статье газета «Советский артист» утверждала:

«Балет “Красный мак” можно смело назвать произведением советской классики».

В новой постановке Большого театра, осуществленной Леонидом Лавровским, роль Тао Хоа исполняли Галина Уланова и Ольга Лепешинская, в Ленинграде - Наталья Дудинская.

В 1930 году легендарный американский импресарио и продюсер Сол Юрок, который определял атмосферу культурной жизни США, несколько раз приглашал в Америку Рейнгольда Морицевича – как пианиста и дирижера, исполняющего свои сочинения и предлагал организовать восьминедельное турне по Северной Америке и Канаде:

«Считаю, что Ваш приезд может явиться событием в музыкальном мире Америки»

В 1935 году, в год шестидесятилетия Глиэра, ему было присвоено звание народного артиста РСФСР.

Война, вторгшаяся на нашу землю 22 июня 1941 года, нарушила мирную созидательную жизнь страны и подвергла ее народы тяжелейшим испытаниям.

«Надо начать работу над крупными сочинениями, связанными с образами, чувствами, тематикой, подсказываемыми Великой Отечественной войной… На нас лежит обязанность дать Родине музыку, которая поднимала бы дух, возбуждала патриотические чувства, была бы действенным оружием…»

В годы войны Глиэр возвращается к своему любимому камерно-инструментальному жанру и пополняет список сочинений Четвертым струнным квартетом (1943), отмеченным Государственной премией первой степени. Произведение это бесспорно можно отнести к числу выдающихся достижений композитора.

Концерт для колоратурного сопрано с оркестром, написан в пору жесточайших боев, слез и страданий (1942 – 1943 год). Композитор, ютившийся в эвакуации с семьей в одной комнате и для работы располагавшим лишь инструментом, стоявшим в столовой Союза композиторов Свердловска, воспевает радость жизни и полноту человеческих чувств! Среди произведений композитора, большая часть которых отмечена поэзией и лиризмом, этот концерт, пожалуй, самое искреннее, проникновенное и задушевное.

В послевоенные годы в образе жизни Глиэра не было заметно перемен – он так же напряженно концертировал, встречался со слушателями. Была закончена музыка к пьесе Самеда Вургуна «Фархад и Ширин», поставленной в студии имени К. С. Станиславского, Концерты для виолончели (1946), для валторны (1951), скрипки (1956), балеты “Медный всадник”, ” Тарас Бульба”.

Наступил 1956 год. Глиэр в четвертый раз принялся переделывать партитуру «Красного мака» с целью показать еще более выразительно активную, героическую роль народа в развитии сюжета. Дописаны были новые танцы, дополнительные номера. В последнем варианте балет, получивший название «Красный цветок», включал уже не восемь, а двенадцать картин. Поглощенный этой работой Глиэр заново переживал все связанное с рождением балета и с благодарностью вспоминал всех ему помогавших. В первую очередь, Екатерину Гельцер. В начале 1955 года он писал:

“Искренне благодарю… за все то, что я получил от Вас как от великой артистки, работая с Вами над “Эсмеральдой” и “Красным маком”.

В мае 1956 года Глиэр дал несколько концертов в Кишиневе и в Одессе – в программу входили две сюиты из балетов «Тарас Бульба» и «Дочь Кастилии» и Концерт для арфы с оркестром, сольную партию которого великолепно играла Вера Дулова. 22 мая Рейнгольд Морицевич присутствовал на генеральной репетиции и первом спектакле «Медного всадника» и чувствовал себя очень усталым. Даже пожаловался своему старому приятелю одесскому врачу А. М. Сигалу на неприятные ощущения в области сердца.

30 мая Рейнгольд Морицевич последний раз в жизни надел фрак и, превозмогая боль в пояснице, вышел на эстраду с дирижерской палочкой в руках. Концерт в городском Доме учителя, в программу которого входили увертюра на славянские темы, баллада из оперы «Шахсенем», сюита из балета «Красный мак», романсы («О, если б грусть моя», «Мы плыли с тобой») с оркестром и фрагменты из «Медного всадника», стал последним публичным выступлением Глиэра.

В ночь с 3 на 4 июня тяжелый сердечный приступ уложил его в постель. Он позволил вызвать врачей, покорно принимал предписанные лекарства. Но однажды ночью, когда Нина пошла посмотреть, как спит отец, она увидела его стоящим на коленях на кровати, а перед ним на подушке была разложена корректура сюиты последнего балета, которую он правил.

«Я обещал завтра к утру закончить корректуру, иначе я подведу издательство. Я не могу обманывать»,

Пояснил он кротко дочери.

На пюпитре рояля остался лист нотной бумаги, первая страница которого была почти до конца заполнена карандашным эскизом с надписью на верху «Квартет V». Когда еще перед болезнью друзья говорили Рейнгольду Морицевичу, что ему необходимо отдохнуть, он, указывая на этот набросок, отвечал: «Вот за этим и отдохну».

“…Композитор обязан до конца своих дней учиться, совершенствовать мастерство, развивать и обогащать свое миропонимание, идти вперед и вперед…”,

– такие слова Глиэр написал в конце жизненного пути. Ими он руководствовался всю свою жизнь.

сайт, из разных источников