Что значит слово ликбез. Значение слова ликбез в большом современном толковом словаре русского языка. Примеры использования слова ликбез в контексте

ликбез

    Ликвидация неграмотности в процессе массового обучения грамоте взрослых и подростков (в 20-30-е годы в СССР).

    перен. разг. Постижение начальных, самых необходимых сведений о чем-л., обучение элементарным навыкам.

Ликбез

(ликвидация безграмотности), см. в ст. Грамотность.

Википедия

Ликбез

Ликбе́з (лик вида́ция без гра́мотности) - массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в Советской России и СССР. В переносном смысле - обучение неподготовленной аудитории базовым понятиям какой-либо науки, процесса или явления.

Исторически понятие «ликбез» возникло как сокращение от «ликвидация безграмотности » - государственной программы Советской России, начало которой положил декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О ликвидации безграмотности в РСФСР » от 26 декабря 1919 года. Согласно ему, всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке. Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности. Декрет предусматривал также создание школ для переростков, школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, входивших в систему Главсоцвоса.

Ликбез (литературный альманах)

Альманах «Ликбез» был основан в 1989 г. - В. В. Корневым, С. Ю. Лёвиным и С. Ю. Липовым.

Первые три номера (декабрь 1989, январь 1990, апрель 1990) представляли собой сшитые вручную машинописные страницы формата А5. Тираж издания составлял от 4-х до 25-ти экземпляров. После почти двухлетнего перерыва «Ликбез» вышел уже в новом виде (4-й номер - апрель 1992) - формат А4 с иллюстрациями, тиражируемый на ксероксе.

С 7-го номера (январь 1994) «Ликбез» пережил настоящую технологическую революцию - теперь он издается в типографии тиражом 300-500 экземпляров (14-й номер - 1000 экз.) офсетным способом. На пике своей популярности - в конце 90-х гг. альманах составлял самую ощутимую конкуренцию литературным изданиям алтайских писателей. Другой особенностью «Ликбеза» была практика проведения ряда нонконформистских литературно-музыкальных мероприятий, включавших в себя, наряду с обычными презентациями и поэтическими конкурсами, даже оперные и кинематографические постановки (так в 1993-м г. состоялась премьера х/ф «Зоб», в 1997-м г. - оперы «Юный герой», в 1999-м г. - рок-оперы "Пьер Безухов жив, или Зоб возвращается). Наиболее регулярным партнером «Ликбеза» в этих мероприятиях (последнее состоялось в мае 2005 г. - вечер презентаций «90 минут настоящего времени») является рок-группа «Первое Завтра».

Идейно-эстетическая база «ликбезовцев» окончательно сложилась в 1992-1993 гг., что совпало с объединением вокруг альманаха остатков творческих союзов «ЭРА» в лице И. А. Копылова, В. Н. Токмакова, А. Е. Лушникова, М. В. Гундарина, В. В. Десятова, И. Обмокни и др.

В это время заместитель главного редактора «Ликбеза» И. А. Копылов сформулировал три приоритетных принципа альманаха: «Во-первых, „Ликбез“ - это творческая лаборатория молодых авторов; во вторых, „Ликбез“ - не просто собрание разных людей, но коллектив единомышленников; и, в третьих, „Ликбез“ - это некоммерческое издание». В самых общих словах, кредо творцов «Ликбез» состоит в сочетании литературного новаторства с просвещенным патриотизмом и традионализмом. В логотипе альманаха, как в известной максиме Маяковского перо приравнивается к штыку. Таким образом, творческим идеалом «ликбезовцев» является союз поэта и гражданина. Что касается собственно эстетической программы «ЛИКБЕЗА», то попытки сформулировать таковую в своё время были вербализованы то как «концептуализм», то как «новый реализм», «новый романтизм», наконец сегодня как «новая искренность»: «Мы, члены литбюро альманаха „Ликбез“, в своей деятельности руководствуется следующими соображениями. 1. Современная русская литература оказалась заложницей продолжающегося осуществления двух проектов, одинаково выморочных и тупиковых. Первый проект заключается в попытках вернуть к жизни сумму схем, приемов и тем, некогда опробованных литературой классического периода. В итоге происходят попытки оживления, зомбификация почетных мертвецов. Второй проект заключается в попытках втиснуть образ сегодняшней действительности в „умышленные“, игровые, подчеркнуто интеллектуальные приемы, слепо заимствуемые из принципиально иных культурных традиций. Иначе говоря - в попытках одушевить заведомо безжизненные сущности и существа. Вместо зомби, запланированных первым проектом, в итоге второго должны получиться големы. Разница невелика и непринципиальна. Мы считаем, что литература нуждается в прививке „новой искренности“. Не почивший в бозе „коллективный дух“, не обнаженное или замаскированное жесткое рацио, но сердце каждого из нас, современников, может и должно стать источником и вдохновения, и плодотворной работы. 2. Ситуация в литературной провинции также может быть описана в названных выше терминах. Если некоторое время назад литератор здесь не имел возможности вырваться из контекста „Проекта Зомби“, то сейчас он вынужден выбирать „Проект Голем“. Но этот выбор иначе как порочным и ничтожным не назовешь. Жесткая клановость, корпоративность, попытки удержать литературу на плаву в качестве массового явления - все это усугубляет литературную ситуацию в провинции, делая её нетерпимой для тех, кто видит перед собой культурные перспективы, кто чувствует в себе волю к творчеству. 3. Мы считаем, что место писателя в социальной и культурной действительности ни в коем случае не определяется его клановой, поколенческой, политической и т. п. принадлежностью. Критерий здесь прост - его творческие возможности, которые должны реализовываться на практике. А этой практикой, помимо собственно искусства, являются также общение, труд, любая созидательная деятельность во благо нашего отечества и народа. Ради взаимопомощи и взаимореализации, ради возможности открытия новых творческих перспектив, мы и работаем в „Ликбезе“, равно как и вне его».

С 2000-го года «Ликбез» открыл сайт в сети интернет (http://lik-bez.ru/), где регулярно выставляются новые электронные номера издания. Сетевой «Ликбез» является самым популярным ресурсом среди всех краевых изданий и привлекает на свои страницы авторов всей литературной России и русскоязычного зарубежья. «Ликбезу» посвящена страничка в самом авторитетном на сегодняшний день исследовании текущей литературы «Русская литература сегодня», написанным С. Чуприниным.

Авторами «Ликбеза» за все годы его существования были, прежде всего, представители «новой волны» алтайской литературы: В.Токмаков, А.Лушников, М.Гундарин, И.Копылов, В.Корнев, В.Десятов, И.Обмокни, Паутиныч, К.Порогов, П.Госсен, Д.Латышев, Н.Николенкова, С.Бузмаков, Д.Евстигнеев, А.Брехов, Е.Борщев, Е.Банников, Э.Ротарь, В.Бережинский, Е.Вольф, Д.Воробьев, Ю.Ганов, Е.Ожич, А.Карпов, Ф.Габдраупова, А.Амбарцумян, К.Либидо, О.Бибу и др. Вместе с тем в альманахе печатались и представители старшего поколения, такие, как: В.Башунов, А.Родионов, Л.Гаркавая, В.Нечунаев, А.Пименов, В.Слободчиков, А.Куляпин, В.Слипенчук, И.Жданов, А.Еременко, С.Яненко. В качестве талантливых представителей «сверхновой волны» «Ликбез» представляет своим читателям И.Кудряшова, В.Сыроежкина, П.Феникса, А. Маслову, Баджо, Е. Вагнер, Д.Мухачева, А.Сабельникова и др.

В сетевой версии «Ликбеза» поучаствовали также известные в читающей России Д.Пригов, Г.Шульпяков, А.Дмитриев, В.Никитин, Д.Тонконогов, В.Савич, О.Шевченко, П.Фокин, В.Дегтярева, Б.Рыжий, В.Мальцев, Джен, В.Куняев и др.

Ликбез (значения)

Ликбе́з :

  • Ликбез (лик видация без грамотности) - массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в Советской России и СССР.
  • « Ликбез » - альманах, основанный в 1989 году В. В. Корневым, С. Ю. Лёвиным и С. Ю. Липовым.

Примеры употребления слова ликбез в литературе.

Ты что, настолько политически безграмотен, что мы ликбез этот должны тебе организовывать здесь?

В сумерках Катя пошла на ликбез , - пробиралась под самыми заборами, чтобы как можно меньше замочить ноги, в отчаянии останавливалась на перекрестках, не зная, как перебраться через улицу.

Ладимир был человек не самый бедный в деревне, но и не богатый, земли имел, может, на какую десятину больше, чем она с Петроком, с его младшей дочерью Анютой Степанида ходила на ликбез и сидела за одним столом в школе.

Уж, конечно, запомнила она и все другие, кто был в тот вечер в нетопленой школе - парни да мужики, что собрались на ликбез , и среди них только две женщины, Степанида Богатька и Анна Богатька, или, как ее звали в деревне, Анюта.

Что же касается Потапа, так он, видно, понял это по-своему, и еще раза два в газете появлялись коротенькие заметки о выселковцах: одна о том, что в деревне хорошо работает ликбез , а другая - о важности сбора золы на удобрение.

В начале минувшей осени Анютка уговорила ее пойти на ликбез , убеждала: стыдно быть неграмотной, когда вся страна учится.

И как все бросить отряд, который вот-вот уже организуется, ликбез , клуб, который они уже успели привести в порядок, перекрасив рисунки анархиста Кондратия Степановича.

И клуб, и деревенских ребят, и ликбез , где люди уже читают по складам?

Зина Круглова попробовала было пересказать смешной ответ одной крестьянки на уроке ликбеза , но никому ее рассказ не показался ни смешным, ни интересным.

Олеся была комсомолкой, ей были поручены курсы ликбеза в деревне Тереховка, это от нас в двенадцати километрах, шагать туда и обратно надо пешим порядком.

Но поскольку это были все-таки пожилые люди, к тому же крестьяне, вряд ли имевшие за плечами что-либо кроме ликбеза , я сократил теоретическую часть занятий и увеличил практическую.

Роза Яковлевна, их учительница на ликбезе , и повторила: - Коллективизация!

Вот книжечки им привезли, -- от тронул рукой мешок, который за него тащил Коровин, -- спектакли даем, в ликбезе работаем, ликвидируем неграмотность.

Все в порядке, -- быстрой скороговоркой докладывала Зина, -- письмо краснофлотцам отправили, занятия в ликбезе вчера провели.

В двадцать четвертом году в Перхурьево начал работать ликбез , молодые девки и парни полетели на вечерошний огонек, что метляки на лампу, потому как ни в Перхурьево, ни в Кобылино клуба не велось.

0 Во время просмотра документальных фильмов или посещения форумов, посвящённых разгадыванию исторических загадок, пользователи с регулярной периодичностью натыкаются на разные загадочные термины, которые не способны расшифровать. Обязательно добавьте наш сайт сайт в свои закладки, чтобы вы имели возможность навестить нас снова. Рекомендую почаще заглядывать к нам на огонёк. Сегодня мы будем разбирать устаревшее словечко, это Ликбез , что значит, вы можете прочесть немного позже.
Впрочем, прежде чем продолжить, я бы хотел познакомить вас с парочкой толковых публикаций по тематике образование и наука. Например, что значит Банши , что такое Дереал , как понять слово Перфоманс , кто такой Гомункул и т. п.
Итак, продолжим, что значит Ликбез ? Это сокращение состоит из двух слов "Ликвидация Безграмотности".

Ликбез - это всеобщее обучение неграмотных взрослых людей письму и чтению в СССР и Советской России


Синоним слова Ликбез : FAQ , ЧАВО.

Вы наверное обратили внимание, что на нашем сайте растолковывается значение различных жаргонизмов и сленговых выражений. Эти небольшие статьи по сути являются тем самым "ликбезом ", о котором мы поговорим чуть ниже.

Вообще, создавать замысловатые сокращения было очень модно во времена становления новой России. Это слово появилось примерно сто лет назад, и первоначально употреблялось по прямому назначению. Ведь ликвидация неграмотности, была одной из главнейших задач нашего молодого государства, только что сбросившего оковы олигархии, царизма и крепостного права .

Именно тогда начали по городам и весям разъезжать специальные группы, которые устраивали лекции , популяризовавшие грамотность, и при этом высмеивавшие дремучее невежество и глупость. Очень сложно было "впихивать" новые знания в мозги взрослых людей. Однако, поскольку программа неустанно работала над уничтожением безграмотности, как таковой на протяжении двадцати лет, это со временем стало давать плоды.

Прошло много лет, и в наше время слово "ликбез " по-прежнему используется, правда в несколько ином качестве. Ведь сегодня практически не осталось неграмотных граждан, хотя необразованных по-прежнему большое количество. Поэтому, люди, которые хотят обучится чему-то новому, приходят на ликбез по тематике , которая им интересна.

Например, вы хотите понять, как работать на компьютере, и для этого вы можете записаться на курсы, которых сейчас превеликое множество. Эти курсы, и есть тот самый ликбез, который поможет вам искоренить вашу компьютерную безграмотность.
Правда, если в прошлом веке ликбезы были бесплатными, и проводились под тщательным контролем правительства, то теперь нам приходиться за всё платить. Хотя, так может и лучше, человек заплатив свои "кровные" станет стараться запомнить всё, что только возможно.

Прочтя эту небольшую публикацию, вы узнали, что значит Ликбез , и для чего он вообще был нужен.

1919 года . Согласно ему, всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию). Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности . Декрет предусматривал также создание школ для переростков, школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, входивших в систему Главсоцвоса .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников. К осени 1920 года только органами ВЧК ликбез в 26 губерниях были созданы курсы учителей - ликвидаторов неграмотности.

    1-й Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности (1922) признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18-30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 месяцев (6-8 часов еженедельно).

    Именно в ходе борьбы с беспризорностью, сочетавшейся с одновременным обучением детей грамоте, а затем и другим дисциплинам, проявился талант крупнейшего советского педагога А. С. Макаренко , автора «Педагогической поэмы ».

    Ликпункты и школы грамоты

    Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. В начале 1920-х годов было уточнено, что занятия на ликпункте имеют своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.

    Учебно-методическая база

    В 1920-1924 годах вышли два издания первого советского массового букваря для взрослых Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской (2-е издание - под названием «Долой неграмотность» - включало ставшую широко известной фразу для обучения чтению - «Мы - не рабы, рабы - не мы », а также стихотворения В. Я. Брюсова и Н. А. Некрасова). В те же годы появились «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В. В. Смушкова, «Букварь для рабочих» Е. Я. Голанта . Часть пособий была напечатана за рубежом с оплатой из валютных фондов республики. Было налажено издание массовых букварей и других начальных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском, узбекском и других (всего около 40) языках.

    Во все времена обучение грамоте сопровождалось пропагандой тех идейных ценностей, доступ к которым открывало умение читать. В годы царствования Екатерины II , когда многие считали, что «черни не нужно давать образования», наиболее проницательные деятели (например, депутат от клинского дворянства Пётр Орлов) настаивали, что если и обучать грамоте,

    то на следующем основании: пусть крестьяне путём грамоты сами собой находят, чем они обязаны Богу, государю, отечеству и по закону помещику своему .

    Поэтому нет ничего удивительного в том, что в 1925/26 учебном году в программы ликбеза в качестве обязательного был введён курс политграмоты : идеологическая борьба, в том числе, внутри партии, была в самом разгаре.

    Трудности ликбеза и его итоги

    Всего в 1917-1927 годах было обучено грамоте до 10 млн взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 млн. Стартовый уровень был достаточно низок. Так, по данным переписи 1 ноября 1920 года (Народное образование по основному обследованию 1920 г.) , в школах учились всего около 7,3 миллионов учеников (в школах первой ступени - 6 860 328 детей, и в школах второй ступени - 399 825), причём школы в европейской части советской России посещали менее 59 % детей в возрасте 8-12 лет (старше 12 лет - ещё и много меньше).

    См. также

    Примечания

    1. Kahan, Arcadius. Russian economic history: the nineteenth century // University of Chicago Press. - 1989. - С. 244 .

    Ликбез - это термин, который появился в Советской России. Что он означает и как расшифровывается?

    Ликбез - это мероприятие, целью которого является обучение взрослых чтению и письму. Такой смысл понятие имело в двадцатых годах. Позже термин приобрел несколько другой оттенок.

    Предыстория

    В конце девятнадцатого века Россия встала на путь индустриального развития. Но общий уровень грамотности населения оставлял желать лучшего. Среди жителей Сибири, например, умели писать и читать немногие. Согласно статистике, это был лишь каждый десятый, если не брать в расчет детей до девяти лет. К 1914 году число образованных людей в России немного возросло, но война, голод и прочие негативные явления привели к тому, что их количество снова сократилось.

    К 1920 году образованных людей в стране стало катастрофически мало: одни эмигрировали, других расстреляли. Новое правительство взялось за решение этой проблемы: был принят декрет об учреждении чрезвычайной комиссии по устранению безграмотности. Отныне научиться писать и читать обязан был каждый гражданин.

    Ликбез - это борьба с неграмотностью. Прежде всего, эта государственная программа была направленна на особый слой населения - на беспризорников, которых после Гражданской войны оказалось на улицах страны несметное количество. Именно в эти годы начал свою деятельность педагог Макаренко, который счел нужным не только учить сложных подростков основам грамоты, но и приобщать их к труду.

    Ликпункты

    Беспризорников отправляли в специальные интернаты. Но в стране было немало людей, которые не совершали преступлений, были вполне благонадежны, но не могли даже написать собственное имя. Для них создавались школы.

    Эти учреждения назывались ликпунктами, и в них обучались граждане старше пятнадцати лет. Программа была довольно сжатой. Обучение продолжалось не более четырех месяцев.

    Долой неграмотность!

    Была создана учебно-методическая база с целью проведения важного мероприятия под названием ликбез. Это были, как правило, брошюрки с незамысловатыми фразами для чтения и стихотворениями советских поэтов. Специально для представителей рабоче-крестьянского класса издавались буквари.

    В 1925 году ликвидация безграмотности превратилась в программу, которая ориентировалась не только на обучение основ письма и чтения. Теперь под ликбезом понимали также внушение населению идеологически верной точки зрения.

    К началу тридцатых годов число школ ликбеза увеличилось в несколько раз. В этих учреждениях обучалось свыше двадцати миллионов граждан. По данным на 1929 год процент безграмотных жителей СССР в возрасте от пятнадцати до шестидесяти лет составлял не более 10%.

    Согласно ему, все население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию). Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности . Декрет предусматривал также создание школ для переростков, школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, входивших в систему Главсоцвоса.

    История

    Организационная основа

    Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников. К осени 1920 года только органами ВЧК ликбез в 26 губерниях были созданы курсы учителей - ликвидаторов неграмотности.

    1-й Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности (1922) признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18-30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 месяцев (6-8 часов еженедельно).

    Ликпункты и школы грамоты

    Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. В начале 1920-х годов было уточнено, что занятия на ликпункте имеют своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.

    Учебно-методическая база

    В 1920-1924 годах вышли два издания первого советского массового букваря для взрослых Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской (2-е издание - под названием «Долой неграмотность» - включало ставшую широко известной фразу для обучения чтению - «Мы - не рабы, рабы - не мы », а также стихотворения В. Я. Брюсова и Н. А. Некрасова). В те же годы появились «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В. В. Смушкова, «Букварь для рабочих» Е. Я. Голанта . Часть пособий была напечатана за рубежом с оплатой из валютных фондов республики. Было налажено издание массовых букварей и других начальных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском, узбекском и других языках (всего около 40).

    Во все времена обучение грамоте сопровождалось пропагандой тех идейных ценностей, доступ к которым открывало умение читать. В годы царствования Екатерины II , когда многие считали, что «черни не нужно давать образования», наиболее проницательные деятели (например, депутат от клинского дворянства Пётр Орлов) настаивали, что если и обучать грамоте,

    то на следующем основании: пусть крестьяне путём грамоты сами собой находят, чем они обязаны Богу, государю, отечеству и по закону помещику своему .

    Поэтому нет ничего удивительного в том, что в 1925/26 уч. г. в программы ликбеза в качестве обязательного был введён курс политграмоты : идеологическая борьба, в том числе, внутри партии, была в самом разгаре.

    Трудности ликбеза и его итоги

    Всего в 1917-1927 годах было обучено грамоте до 10 млн взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 млн. Стартовый уровень был достаточно низок. Так, по данным переписи 1 ноября 1920 года (Народное образование по основному обследованию 1920 г.) , в школах учились всего около 7,3 миллионов учеников (в школах первой ступени - 6 860 328 детей, и в школах второй ступени - 399 825), причём школы в европейской части советской России посещали менее 59 % детей в возрасте 8-12 лет (старше 12 лет - ещё и много меньше).

    В годы нэпа темпы снижения неграмотности были далеки от желаемых. Взрослое население, занятое в частном секторе, не имело социальных гарантий, позволявших сочетать учёбу с трудом. В целом СССР к 1926 году занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы, уступая таким странам, как Турция и Португалия. Сохранились значительные различия в уровне грамотности городского и сельского населения (в 1926 г. - соответственно 80,9 и 50,6 %), мужчин и женщин (в городе - 88,6 и 73,9 %, в селе - 67,3 и 35,4 %).

    В 1928 году по инициативе ВЛКСМ был начат так называемый культпоход. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где основная часть неграмотных были обучены силами общественности. К середине 1930 года число культ-армейцев достигло 1 млн, а число учащихся только в учтённых школах грамоты - 10 млн.

    Введение всеобщего начального обучения в 1930 г. создавало известные гарантии распространения грамотности. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе). Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью.

    К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933-1937 годах только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных.

    По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90 %. К началу 1940-х ситуация с неграмотностью в большинстве районов СССР перестала быть катастрофической.