Мониторинг метапредметных и личностных достижений. Мониторинг сформированности предметных и метапредметных результатов при обучении английскому языку Мониторинг метапредметных результатов в школе таблицы

Система оценивания образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.
В ФГОС ООП требования к образовательным результатам определяются как самостоятельная педагогическая категория и выступают в качестве критериев оценки образовательных достижений школьников.
Сегодня оцениванию подвергаются не только учебные достижения, но и творчество, и личная инициатива ребёнка в школьной жизни. Гуманизация образования требует профессионализма, сил, времени, желания педагога работать в режиме комплексной итоговой оценки, она должна быть объективной и дифференцированной. Необходимо детей научить оценивать свои действия, их результаты, своё продвижение вперёд. Способность контролировать и оценивать свои действия создаёт мотивацию для самостоятельного совершенствования своих действий, возрастёт и познавательная активность детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.

Целью оценочной деятельности является ориентирование ученика на достижение результатов:

  • в духовно-нравственном развитии и воспитании (личностные результаты)
  • в формировании учебных универсальных действий (метапредметные результаты)
  • в освоении результатов учебных предметов (предметные результаты).

Результаты ученика – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач. Отдельные действия, прежде всего, успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки.

Оценивания предметных результатов.

Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление данных об уровне знаний и обученности учащихся, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий, умение корректировать работу с учащимися. Система контроля и оценивания деятельности учащихся предусматривает сочетание внешнего контроля с взаимоконтролем и самоконтролем, поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов, снятие страха перед низкой отметкой, возможность пересдать тему, контрольную работу.

Способы оценки: устный контроль (индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос и т.д.), письменный контроль (исторический диктант, самостоятельные работы, практические работы, работа с печатной тетрадью на уроке, вариантные и разно уровневые контрольные работы), тестовый контроль, игровой контроль (творческие задания, кроссворды, тексты с ошибками, составление тестов дома, проектные работы, нетрадиционные уроки). В выпускных классах выполняем задания по образцу ГИА и ЕГЭ, в том числе онлайн- тесты, которые ребята решают в домашних условиях, на консультациях, порой практикую домашние контрольные работы.

Учебные годы

Классы (указать свои классы)

8а кл.

8 б кл.

11 а кл.

усп.

кач. зн.

ср. б.

усп.

кач. зн.

ср. б.

усп.

кач. зн.

ср. б.

2013-2014

(И)

2013-2014

(О)

Учебные годы

Классы (указать свои классы)

5а кл.

5 б кл.

5 в кл.

5 г кл.

усп.

кач. зн.

ср. б.

усп.

кач. зн.

ср. б.

усп.

кач. зн.

ср. б.

усп.

кач. зн.

ср. б.

2015-2016

(И)

Учебные годы

Классы (указать свои классы)

9а кл.

9 б кл.

усп.

кач. зн.

ср. б.

усп.

кач. зн.

ср. б.

2015-2016

(И)

2015-2016 (О)

Учебные годы

Классы (указать свои классы)

6 а кл.

6 б кл.

6 в кл.

6 г кл.

усп.

кач. зн.

ср. б.

усп.

кач. зн.

ср. б.

усп.

кач. зн.

ср. б.

усп.

кач. зн.

ср. б.

2016-2017

(И)

48,5

3,59

69,7

3,91

59,4

3,78

52,4

3,57

2016-2017

(О)

84,4

3,97

93,3

4,18

66,7

3,88

3,58

Совершенно новыми для школы являются метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Новая и диагностика результатов личностного развития, которая может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдений и т.д.)

Привычная форма контроля в виде тестов, зачетов и контрольных работ дополняется новыми формами контроля результатов такими как:

  • целенаправленное наблюдение (проявляемые учениками действия и качества по заданным параметрам);
  • самооценка ученика по принятым формам;
  • результаты разнообразных учебных, внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников;
  • результаты учебных проектов.

Эти формы контроля направлены на поддержание успешности и мотивацию ученика, на обеспечение его психологической безопасности. У каждого должно быть право на индивидуальный образовательный маршрут, на свой темп освоения материала, что порой сложно реализовать на уроке. Наблюдение учащихся (может проводиться по следующим параметрам: отношение к деятельности на уроке, интенсивность усилий по выполнению поставленных задач, активность, умение ставить цели, планировать работу, способы организации работы и т.д. По результатам наблюдений и после определенной фиксации (на каждый урок могут предполагаться разные параметры для наблюдений, которые фиксируются, например при помощи «+» или «-») учитель может давать оценку, т.е. словесную характеристику результатов действий (молодец, оригинально, очень логично, здесь неточно, надо подумать и т.д.)

Уровень личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы учащимися

6 – х классов

Метапредметные умения и личностные качества

Уровни

34 уч-ся

33 уч-ся

34 уч-ся

27 уч-ся

Итого

128 уч-ся

Познавательные

УУД

высокий

32,5

31,75

средний

55,25

низкий

12,5

Регулятивные

УУД

высокий

13,75

15,5

средний

71,5

низкий

16,25

Коммуникативные

УУД

высокий

58,5

59,5

средний

39,25

39,25

низкий

2,25

1,25

Личностные

качества

высокий

4,25

4,25

выше

среднего

40,75

43,75

средний

51,5

ниже

среднего

1,25

низкий

Наблюдения за учащимися на уроке показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать и отстаивать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи, учатся планировать пути достижения цели; большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке, собственные возможности выполнения задачи.

Еще один способ контроля – это самооценка . Может ли ученик адекватно оценивать свои результаты? Для развития самоконтроля и адекватной самооценки существует ряд техник. На уроках истории и обществознания можно применять следующие способы для формирования данного умения.

  1. Очень хороший способ – ведение дневников успешности. Каждую неделю учащиеся записывают, что ими усвоено успешно и какие есть проблемы и делают записи по преодолению проблем.
  2. Учитель индивидуально обсуждает с учащимися зону ближайшего развития, саморазвития, способы достижения прогресса.
  3. При проверке письменных работ можно не исправлять ошибки, а использовать коррекционные коды, чтобы дать возможность учащимся самим исправить ошибки.
  4. Для включения учащихся в действие взаимоконтроля и взаимооценки при индивидуальных ответах все учащиеся делают краткие записи по определённой схеме, включающей критерии оценивания определённого вида деятельности, и дают словесную характеристику ответу. Этот способ помогает научиться адекватно воспринимать конструктивную критику и корректно высказывать замечания.
  5. Очень хороший способ – записать речь учащегося, а потом дать ему возможность при прослушивании найти свои ошибки.
  6. При выполнении письменных творческих работ в классе на этапе редактирования можно выполнять эту работу в парах или группах либо обменяться текстами и отредактировать чужую работу.
  7. Интересно проходят и групповые статистические опросы. Учащиеся выясняют наличие приоритетов и проблем, успешность выполнения заданий, а потом, обобщив данные, сообщают статистические данные классу либо оформляют стенгазету, памятку и т.д.

В качестве одного из способов развития самооценки учащиеся размещают себя на «лестнице успеха», оценив свои знания и умения, а затем одноклассники размещают друг друга на той же лестнице, т. к. оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания):

1.Какова была цель задания? (Учимся вспоминать цель работы.)

2.Удалось получить результат? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3.Правильно или с ошибкой? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4.Самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

  1. Важным условием для развития адекватной самооценки является совместная выработка критериев оценивания определенных умений. Что касается истории и обществознания, то навыки и рецептивные умения (тестирование) оценить достаточно просто, сравнив ответы с ключами. В то время как для корректного оценивания продуктивных умений (устный ответ) должны быть выработаны определенные критерии.

Давайте рассмотрим способы оценивания достижений учеников в разных областях (учеба, творчество, общение, труд) и т. д. Одним из способов фиксации таких достижений является портфолио – сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс, и достижения ученика.

Еще одним способом оценивания результатов учебной деятельности является проект . Проект это и движущая сила развития личности и прекрасный способ контроля образовательных результатов. Проект является способом и средством обретения учащимися жизненного опыта, важными компонентами которого являются самовыражение и самореализация личности в разных видах деятельности. В ходе реализации проекта учащиеся совместно решают проблему, следуя логической цепочке элементов: потребность – мотив – задачи – действия – результат. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники самостоятельно приобретают знания, получают опыт, включаются в реальную деятельность, принимают личную ответственность за продвижение в обучении, участвуют в совместном оценивании результатов проекта.

Данный подход представляет модель, которая способствует наиболее эффективному достижению учащимися запланированных результатов в обучении и развитии и поиску совместных способов их оценивания. Принцип такого подхода для учащихся можно сформулировать следующим образом: я знаю последовательность работы по проблеме, я умею работать самостоятельно, умею работать с источниками информации, я могу разработать проект, публично защитить его и объективно оценить свою деятельность.

Если мы хотим развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, сберечь психофизическое здоровье детей, то мы неизбежно должны склониться к использованию новых способов оценивания образовательных достижений учащихся.

К технологии оцениванию знаний я подхожу, прежде всего, как к средству обеспечения обратной связи, позволяющей всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Ведь чем более содержательной будет обратная связь, тем эффективнее может быть реакция на нее. Поэтому я ищу пути для облегчения перехода от традиционного способа оценивания (пятибалльная система) к более конструктивному подходу: использую стимулирующие функции при оценивании работы ученика, самооценку, взаимную оценку результатов письменных работ учащихся и устных ответов, используя накопительную систему оценивания.

Предварительный просмотр:

Диагностика и мониторинг личностного развития ребенка

Введение 3

I. Личностные качества ребенка 4

II. Методы диагностики личностного развития

II.1. Методика диагностики самооценки Дембо – Рубинштейн 6

II.2. Методика «Лесенка» (В.Г. Щур) 7

II.3. Методика «Устойчивость интересов» 8

II.4. Тест «Творческий потенциал» 8

II.5. Методика определения уровня воображения 12

Заключение 14

Список литературы 15

Введение

За последнее время в учреждениях дополнительного образования детей накоплен некоторый опыт оценки эффективности учебно-воспитательного процесса. Мониторинг качества образовательной деятельности УДОД является механизмом отслеживания эффективности этой деятельности. Если образовательная деятельность УДОД – это реализация процесса обучения, воспитания и развития личности ребенка через создание благоприятных условий, то мониторинг этой деятельности должен быть направлен на изучение личности ребенка и создаваемые в образовательном учреждении условия ее развития.

Цель мониторинга – выяснить, насколько образовательный процесс, организованный в учреждении дополнительного образования детей, способствует позитивным изменениям в личности ребенка, формированию ключевых компетенций; обнаружить и решить наиболее острые проблемы его организации с тем, чтобы анализировать, обобщать и распространять положительный опыт деятельности педагогов.

Основные требования к проведению мониторинга личностных достижений. Это четкая определенность объектов и предметов мониторинга; участие в мониторинге каждого субъекта образовательного процесса; наличие единых параметров, критериев слежения и оценки образовательных результатов; управляемость и гибкость мониторингового процесса; научно-методическое и психологическое обоснование мониторинга.

Методы, используемые в мониторинге личностных достижений: педагогические наблюдения, анализ и изучение педагогической документации, анализ и изучение результатов продуктивной деятельности, анкеты, психологические тесты и методики. В процессе мониторинга учреждения дополнительного образования выясняются следующие вопросы: достигается ли цель учебно-воспитательного процесса, существует ли положительная динамика в развитии обучающегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований и др.

Динамику личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы можно проследить по 4 направлениям. Каждое направление – это соответствующий блок личностных качеств.

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное количество баллов

Методы диагностики

1.Организационно-волевые качества

1.1.Терпение

1.2.Воля

1.3. Самоконтроль

Способность переносить нагрузки в течение определенного времени

Способность активно побуждать себя к практическим действиям

Умение контролировать свои поступки

Терпения хватает меньше чем на половину занятия

Терпения хватает больше чем на половину занятия

Терпения хватает на все занятие

Волевые усилия побуждаются извне

Иногда самим ребенком

Всегда самим ребенком

Постоянно находится под воздействием контроля извне

Периодически контролирует себя сам

Постоянно контролирует себя сам

Наблюдение

2.Ориентационные качества

2.1..Самооценка

2.2.Интерес к занятиям

Способность оценивать себя

адекватно реальным достижениям

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы

Завышенная

Заниженная

Нормальная (адекватная)

Интерес к занятиям продиктован извне

Интерес периодически поддерживается самим ребенком

Интерес постоянно поддерживается самим ребенком

Тестирование

Анкетирование

3.Поведенческие качества

3.1.Тип сотрудничест. Отношение к

общим делам Т/О

Умение воспринимать общие дела как свои собственные

Избегает участия в общих делах

Участвует при побуждении извне

Инициативен в общих делах

Наблюдение

4.Творческие способности

Креативность в выполнении творческих работ

Начальный уровень

Репродуктивный уровень

Творческий уровень

Анкетирование

  • 1 блок – организационно – волевые качества – они являются основой деятельности любой направленности;
  • 2 блок – ориентационные свойства личности – побуждают активность ребенка;
  • 3 блок – поведенческие характеристики – отражают тип общения со сверстниками;
  • 4 блок - творческие способности (творческое воображение, творческое мышление)

Именно эти качества выделены объектом наблюдения не случайно. В последнее время у школьников отмечается резкое снижение организационно – волевых качеств: умения самостоятельно планировать свою деятельность, ставить перед собой определенные задачи, заставлять себя выполнять необходимую, но не особо интересную работу, строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Сегодня личностное развитие ребенка осуществляется через его приспособление к крайне противоречивой социокультурной среде. И кто, как не педагог дополнительного образования, может заинтересовать своих воспитанников познанием самих себя. Ведь, именно, от педагога зависит то, как будет происходить развитие личностных качеств, т.к. педагог является организатором учебно – воспитательной деятельности.

Состав каждого блока личностных качеств можно проследить по таблице.

Работа по предложенной технологии позволит содействовать личностному росту ребенка, выявить то, каким он пришел, чему научился, каким стал через некоторое время.

К 1 группе показателей относятся:

  • Терпение. Это качество хотя и дано ребенку от природы, поддается направленному формированию и изменению. При оценивании его уровня, наивысший балл – 3 ставится за то, что у ребенка хватает силы выполнять задания в течение всего занятия, без внешних побуждений.
  • Воля. Данное качество также можно формировать с раннего возраста. Высшим баллом оценивается способность ребенка выполнять определенную деятельность за счет собственных волевых усилий, без побуждения извне со стороны педагога. Терпение и воля вырабатываются методом постоянного контроля ребенка за собственным поведением. Еще одним условием воспитания этих качеств является выработка у ребенка веры в свои силы, избавления от страха пере неудачей. Также большое значение имеет поощрение ребенка за самые незначительные успехи в проявлении терпения и воли.
  • Завершает первый блок личностных качеств самоконтроль. Показывает, способен ли ребенок подчиняться требованиям, достигать намеченных результатов. Формы самоконтроля могут быть самыми разными: за собственным вниманием, своей памятью, за собственными действиями и т.д.

Для диагностики вышеперечисленных личностных качеств детей наиболее распространен метод наблюдения.

  • Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
  • Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
  • Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам - например, вербального и невербального поведения.
  • Оперативность получения информации.

Ко 2 группе показателей относятся самооценка и интерес к занятиям.

Самооценка. Это представление ребенка о своих достоинствах и недостатках. Самооценка запускает или тормозит механизм саморазвития личности. От взрослых во многом зависит то, какой уровень самооценки сформируется у ребенка: заниженный, нормально развитый или завышенный. Заниженная самооценка означает неразвитость положительного представления о самом себе, неверие в свои силы. А значит, отсутствие внутреннего стимула к развитию. Такие дети требуют к себе особого внимания, постоянной похвалы за самые минимальные достижения. Нормальная самооценка означает, что у ребенка сформировано адекватное представление о своих достоинствах и недостатках. Именно этот уровень самооценки является действенным стимулом саморазвития личности. Завышенная самооценка может появиться как в результате неумеренных похвал, так и вследствие неадекватной оценки им собственной одаренности, которую ребенок воспринимает как превосходство над другими. Такая самооценка лишает ребенка стимула к развитию, порождает у него стремления добиться лидерства в группе любой ценой, в том числе, за счет других детей. Такие дети трудно управляемы, агрессивны, почти не способны к работе над собой. Педагогу очень важно выявить детей с тем или иным уровнем самооценки, поскольку это составляет основу для индивидуально – ориентированной работы в группе.

Для определения уровня самооценки можно использоваь следующие методики диагностики:

  1. Методика диагностики самооценки Дембо – Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
  2. Методика «Лесенка» (В.Г. Щур).

Методика диагностики самооценки Дембо – Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) обучающимися ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки).

Ход выполнения задания

Инструкция к тесту

«…Представьте себе такую условность: на верхнем полюсе находится самый здоровый человек в мире, внизу – самый больной человек, а между ними все остальные люди, в том числе и мы с вами.

Отметьте черточкой на шкале, как вы себя оцениваете в данный момент по каждому параметру».

Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества можно условно изобразить вертикальной линией. Нижняя точка будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее.

Линии обозначают:

Здоровье;

Ум (способности);

Характер;

Внешность;

Уверенность в себе

Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества в данный момент времени.

Задание: на листе изображено семь линий, длина каждой 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина – едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально – с целой группой, так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ребенок выполнил первую шкалу.

Обработка результатов: обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная «здоровье» - не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Размер каждой шкалы 100мм, соответственно ответы получают количественную характеристику (например, 54мм – 54 балла).

Высота самооценки определяется от 0 до отметки на линии.

Оценка и интерпретация отдельных параметров:

Уровень самооценки менее 45 – низкий;

Уровень самооценки 45 – 59 – средний;

Уровень самооценки 60 – 74 – высокий;

Уровень самооценки 75 – 100 – очень высокий

Количество баллов от 45 до 74 (средняя и высокая самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 45 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности, «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценка окружающих.

Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти дети составляют «группу риска». За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности позволяет не прилагать никаких усилий.

При адекватной самооценке (45 – 74) человек правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи. Старается ставить для себя достижимые цели.

Для определения самооценки младших школьников можно использовать методику «Лесенка» (В.Г. Щур)

Методика "Лесенка " Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.

На второй, чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.

На какую ступеньку поставил бы ты себя?

Обработка результатов:

1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);

4-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный);

8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).

Методика «Устойчивость интересов»

Инструкция: В течение 3 минут напишите как можно больше слов. Как можно больше! Затем за 3 минуты напишите как можно больше слов, относящихся к занятию в вашем творческом объединении. Подсчет данных.

Подсчитайте процентное отношение слов, непосредственно связанных с предпочитаемой деятельности или областью знаний, к общему количеству всех написанных слов. Если полученный процент к предпочитаемому виду деятельности выше процента общего количества, значит, у ребенка высокий уровень устойчивости интереса к предмету деятельности.

К 3 группе показателей относится тип сотрудничества.

Сотрудничество (способность ребенка принимать участие в общем деле). Совместная деятельность связана с распределением функций между участниками и предполагает умение ребенка: считаться с мнением других, в чем – то ограничивать себя, проявлять инициативу. В таблице выделены несколько уровней сотрудничества

Диагностировать тип сотрудничества можно с помощью наблюдения.

К 4 группе показателей относятся творческие способности.

Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Для исследования творческий способностей можно использовать тест «Творческий потенциал», направленный на выявление творческого потенциала детей и умения находить нестандартное решение, методику определения уровня воображения.

Тест «Творческий потенциал»

Выберите один из вариантов ответов.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

а) да;

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:

а) да;

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

а) да;

б) часто думаете, что не сумеете;

в) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

а) да, неизвестное вас привлекает;

б) неизвестное вас не интересует;

в) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

а) да;

б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

в) да, но только если вам это нравится.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:

а) да;

б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;

в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

а) да;

б) нет, боитесь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не можете;

в) запоминаете только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторите, но не совсем правильно.

14. В свободное время вы предпочитаете:

а) остаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

б) вы более-менее довольны;

в) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы одни:

а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

б) вы можете делать это только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:

за ответ «а» - 3 очка;

за ответ «б» - 1;

за ответ «в» - 2.

Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности;

вопросы 2, 3, 4, 5 - веру в себя; вопросы 9 и 15 - постоянство; вопрос 10 - амбициозность; вопросы 12 и 13 - «слуховую» память; вопрос 11 - зрительную память; вопрос 14 - ваше стремление быть независимым; вопросы 16, 17 - способность абстрагироваться; вопрос 18 - степень сосредоточенности.

Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

Воображение - мысленное воспроизведение чего-либо или кого-либо, фантазия. Оно тесно связано с мышлением, так как образ и мысль всегда выступают в единстве. Воображение способствует предвосхищению будущего и как бы оживляет прошлое. Понятия «воображение» и «фантазия» являются синонимами.

Методика определения уровня воображения

Инструкция: Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет". Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный.

1. Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).

2. Часто ли вы скучаете? (1, 2).

3. Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).

4. Инициативны ли вы на работе? (2, 1).

5. "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).

6. Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (2, 1).

7. Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (О, 1).

8. Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).

9. Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).

10. Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).

11. Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).

12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).

Итак, подсчитайте очки. 14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов. 9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его. 5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.

Критерии оценки личностного развития

  • 10 – 12 баллов – низкий уровень развития;
  • 13 – 21 балл – средний уровень развития;
  • 22 – 30 баллов – высокий уровень развития

Заключение

Формирование личностных качеств – процесс длительный, он носит отсроченный характер. Выявить и оценить личностные качества сложно. Тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей во всей полноте должен каждый педагог. Это обусловлено спецификой дополнительного образования детей.

Анализ качества учебно-воспитательного процесса, развития личности ребенка, профессионального роста педагога дополнительного образования являются исходными пунктами для создания системы мониторинга в учреждении дополнительного образования.

Систематическое оценивание успешности обучения, личностных качеств методами психолого-педагогической диагностики в течение всех лет обучения ребенка (группы) по программе позволяет педагогу определять направления образовательно-воспитательной работы с каждым воспитанником и детским коллективом на протяжении всего периода обучения, а также анализировать результативность образовательно-воспитательной работы в детском объединении.

Список литературы

  1. Астраханцева С.В. Управление качеством обучения и воспитания в учреждении дополнительного образования // Дополнительное образование. – 2006. – №9. – С.12-15.
  2. Биктеева А.Д.Личностные достижения как критерии результативности деятельности воспитательных систем//Внешкольник Оренбуржья, Оренбург: ООО «Метрополис», РА «Метро», 2005. – №1-2– С.41-42.
  3. Журкина А.Я. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. – 72с.
  4. Кодолов С.М. Система контроля и оценки результатов деятельности участников образовательного процесса // Дополнительное образование. – 2005. – №8. – С.17-24.
  5. Кочергина Г.Д. Развитие образовательного процесса в УДОД
  6. // Дополнительное образование. – 2006. – №11. – С.3-7.
  7. Круглова Л.Ю. О деятельности педагога в условиях модернизации дополнительного образования// Дополнительное образование. – 2006. – №9. – С.8-11.

Инструментарий для отслеживания метапредметных результатов учащихся

Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат.

Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и знаниевые, и метапредметные и даже личностные достижения ребенка. Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструментарий.

Инструментарий это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, система оценивания ответов детей, раздаточный материал для выполнения работ детьми, таблицы для фиксации результатов обследования.

Для достижения более качественного конечного результата необходима чёткая диагностическая система изучения промежуточных результатов формирования метапредметных планируемых результатов.

«Метапредметные результаты образовательной деятельно-

сти – это универсальные способы деятельности, применимые

как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов»

– Как оценить и отследить достигнуты ли метапредметные результаты?

Основным объектом оценки метапредметных результатов

служит сформированность у обучающихся

универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают

обучающимся организацию своей учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия включают:

общеучебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспе-

чивают социальную компетентность и учёт позиции других лю-

дей, партнёров по общению или деятельности.

Оценку достижения метапредметных результатов я проводила в ходе различных процедур.

Система внутренней оценки метапредметных результатов

    наблюдение;

    мониторинг сформированности основных учебных умений;

    специально сконструированные диагностические задачи;

    метапредметные диагностические работы;

    комплексные работы на межпредметной основе;

    проектная деятельность.

Для оценивания продвижения обучающихся в достижении метапредметных результатов я использовала целенаправленное наблюдение.

Результаты наблюдения фиксировала в специальных формах (листах наблюдений ), в которых в процессе наблюдения ставила условный знак (например, «V »). В зависимости от педагогической задачи листы наблюдений были именными (при наблюдении за деятельностью определенного ученика) или аспектными (при оценке сформированности данного аспекта деятельности у всего класса).

Наблюдения проводила достаточно регулярно. Наблюдала за всем классом, за каким-либо одним ребёнком или за каким-либо определенным видом деятельности. Наблюдение вела как с позиций внешнего наблюдателя, так и с позиций непосредственного участника деятельности.

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий (УУД) является мониторинг.

Мониторинг – это инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.

Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, являлась для меня основанием выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования моей педагогической деятельности, для осуществления необходимой коррекции.

Для того, чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводила его регулярно, с опорой на перечень УУД, подлежащих формированию и оценке.

Мониторинг сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий я осуществляла на материалах учебников и рабочих тетрадей УМК.

Система заданий УМК включает в себя: творческие задания, задания поискового характера, задания повышенного уровня.

Например, при планировании уроков математики я опиралась на поурочные разработки по курсу «Математика» С.В. Савиновой, в которых учебные занятия спроектированы с позиции деятельностной педагогики: спрогнозированы также и метапредметные УУД.

На слайде представлены задания повышенного уровня, при выполнении которых я могла отследить процесс формирования метапредметных результатов.

Работая по УМК «Школа России» я использовала «Проверочные работы» автора С.И. Волковой, нацеленные как на проверку предметных знаний, умений и навыков, так и на проверку метапредметных результатов обучения.

На слайде даны примеры заданий из проверочных работ.

При оценивании работ фиксировала также и успешность выполнения именно таких заданий.

В проверочные работы по предметам включены задания, которые помогали мне проверять уровень освоения УУД на каждом этапе обучения.

В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по предметам и с учетом характера ошибок, допущенных ребенком, я делала вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся.

Оценивание уровня сформированности коммуникативных и таких познавательных УУД как целеполагание, планирование я проводила на основанииустных и письменных ответов учащихся, а также на наблюдениях за участием учащихся в групповой работе.

Проверочные задания, требующие совместной (командной) работы учащихся на общий результат, позволяли мне оценить сформированность коммуникативных и регулятивных учебных действий.

Результаты я фиксировала в бланке наблюдений за работой группы.

У меня вызвал интерес УМК «Учимся учиться и действовать Мониторинг метапредметных УУД» авторы Т.В. Меркулова. Я планирую использовать в дальнейшей работе данный УМК, который состоит из рабочих тетрадей и методических рекомендаций к каждому классу. Для повышения мотивации учащихся и целостного восприятия материала все задания мониторинга 1 класса объединены игровым сюжетом о лесной школе. В РТ для 2 класса диагностическая программа подаётся как рассказ про второклассников и их учительницу. Обработка результатов мониторинга направлена на получение диагностической информации о каждом ученике и о классе в целом, и выявление наличия прогресса.

Для отслеживания уровня формирования УУД у обучающихся я использовала задания и специально сконструированные авторами диагностические задачи, которые представлены в листе оценки метапредметных результатов по каждому классу. В них включены критерии оценивания; примерные задания, достаточно простые, не требующие особых условий; самооценка обучающегося и оценка учителя.

В работе мне помогало методическое пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли» автор А.Г. Асмолов. В пособии раскрываются виды и возрастные особенности развития УУД у учащихся нач классов. Даны рекомендации по развитию УУД, направленных на формирование у детей умения учиться, подробное описание процедуры проведения диагностики, оценка и анализ результатов.

Для оценки сформированности метапредметных УУД применяла данные диагностические задачи по проверке отдельных видов УУД.

На слайде вы видите диагностическую задачу на оценивание регулятивного действия контроля.

Учитель также может использовать контрольно-измерительные материалы «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» автор Р.Н. Бунеев, которые содержат диагностические материалы, позволяющие выявить, насколько успешно у ребёнка формируется метапредметный результат.

Провожу комплексные интегрированные работы. Считаю это важным, потому что они позволяют определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи.

Предлагаемые работы дают мне возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.

Я использую «Итоговые комплексные работы Мои достижения» автор О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева. В комплект входит 4варианта работы с заданиями различного уровня сложности и методические рекомендации.

Нахожусь в процессе изучения «Комплексных работ по текстам» серия «Юным умникам и умницам» авторы О.А. Холодова, Л.В. Мищенкова. В тетрадях представлены тренировочные и проверочные комплексные работы в двух вариантах (1вариант - базовый уровень, 2 – вариант повышенный уровень). В работе имеется текст и 16 заданий, по 4 задания на каждый предмет, в основе которых предложены различные ситуации из жизни, а также оценочная таблица.

Использование проекта как инструмента оценивания младших школьников является достаточно ограниченным, даже к окончанию начальной школы у обучающихся не могут быть сформированы все необходимые проектные умения.

Также ограничивают применение метода проекта и возрастные и интеллектуальные особенности младших школьников

Но тем не менее, в классе на уроках мы работаем над проектами индивидуально, в парах, группах.

На слайдах представлены индивидуальные проекты, групповая работа над проектами, а также лист продвижения участника проекта и оценивание проекта (индивидуальная карта).

Результаты всех мониторингов, диагностик довожу до сведения учеников и их родителей на родительском собрании или в личной беседе.

При правильном определении целей достижения и способов их проверки Листы индивидуальных достижений и Листы учёта и контроля дают мне всю необходимую информацию о том, как идёт процесс обучения, каковы затруднения у отдельных детей, достигла ли я, как учитель, и класс поставленных целей, что должно быть откорректировано в процессе последующего обучения.

Опираясь на имеющееся методическое обеспечение, каждый учитель может разработать свою систему контроля для отслеживания метапредметных УУД, создать инструментарий, разработать критерии оценки достижений.

Список литературы:

    Как проектироватьуниверсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

    Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. / Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. / Под ред.

Асмолова А. Г. – М: Просвещение, 2012 г. (Стандарты второго поколения

    Герасимова Т.В., Добрынина Н.Л., Егорова Т.В., Комкова Н.С., Костина О.В., Орленок И.Н., Петриченко Е.Ф., Плотникова О.Б. «Методические рекомендации «Организация психологического мониторинга сформированности универсальных учебных действий обучающихся в начальной школе» (в рамках ФГОС НОО), г. Ангарск, 2011

    Бунеева Е. и др. «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования». Проверочные работы» Рабочие тетради. М., 2012

    Бунеев Р.Н., Бунеева Е., Вахрушев А., Горячев А., Данилов Д., Козлова С., Петрова Л., Пронина О., Рубин А., Чиндилова О.. «Диагностика

метапредметных и личностных результатов начального образования»

Проверочные работы 3-4 класс. М., 2011г.

    5.Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. «Младший школьник: помоги ему учиться», С-П, Издательство РГПУ, 2008

    Поцелуйко Т. А., Дьячкова Е.В. Гардабудских Н. С., Фомичева И. Н.,

Стальнова Е. А., Медведева Л. В., Егорова Т. В., Колчина О. А.

    рабочую тетрадь «Школьный старт. Мониторинг метапредметных УУД» и методические рекомендации для учителя. Авторы комплекта: Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, под редакцией к.п.н. М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва), к.п.н. С.Г. Яковлевой

    рабочая тетрадь «Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных УУД» и методические рекомендации для учителя. Авторы комплекта: Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, под редакцией к.психол.н. М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва), к.п.н. С.Г. Яковлевой (Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова).

Разделы: Начальная школа

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий (далее - УУД). Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;

Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;

Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

Способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:

Решение задач творческого и поискового характера,

Учебное проектирование,

Итоговые проверочные работы,

Комплексные работы на межпредметной основе,

Мониторинг сформированности основных учебных умений.

Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование.

Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос; персонифицированный и неперсонифицированный.

Инструментарий контроля: задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки.

Уровни достижения метапредметных результатов представлены в таблице.

Таблица 1

Уровни достижения метапредметных результатов

Мета-
предметные результаты
1 уровень 2 уровень 3 уровень
Регуля-
тивные
Умение планировать собственную деятельность соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок. Приобретения навыка саморегуляции
Познава-
тельные
Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

Коммуни-
кативные
Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем Умение слушать и вступать в диалог;

участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстникамии взрослыми;

владение монологической и диалогической формами речи;

Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

Одной их форм мониторинга сформированности УУД у младших школьников является комплексная проверочная работа. Ее цель: оценка достижения планируемых результатов по двум междисциплинарным программам “Чтение: работа с информацией” и “Программа формирования универсальных учебных действий”, т.е. оценка способности выпускников начальной школы работать с информацией, представленной в различном виде (в виде литературных и научно_познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.), и решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе.

Программа “Чтение: работа с информацией” имеет сложную структуру, в которой для целей итоговой оценки условно можно выделить следующие четыре блока учебных действий (умений):

Блок “Получение, поиск и фиксация информации”: осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации; находить информацию, заданную в явном или неявном виде;

Блок “Понимание и преобразование информации”: определять тему и главную мысль текста, составлять план текста, интерпретировать и обобщать информацию, преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста и др.;

Блок “Применение и представление информации”: представлять одну и ту же информацию разными способами;

Блок “Оценка достоверности получаемой информации”: на основе имеющихся знаний и жизненного опыта обнаруживать пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов, выявлять содержащуюся в тексте или других источниках противоречивую информацию.

Каждый из перечисленных блоков может быть включен в комплексную работу как объект итоговой оценки. Очевидно, что все планируемые результаты, включенные в данную программу, не могут быть охвачены формализованной итоговой оценкой, осуществляемой в виде письменной работы. На итоговую оценку будут выноситься только те умения, которые необходимы для продолжения обучения в основной школе и которые можно проверить в рамках письменной работы. Время завершения обучения в начальной школе считается временем, когда происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. Поэтому основой для оценки являются тексты разного содержания. Содержание части текстов не должно выходить за пределы жизненного опыта выпускников начальной школы. Однако большая часть текстов будет включать разнообразные учебные и практические ситуации, выходящие за пределы детского опыта, поскольку в основной школе им предстоит работать в основном именно с такими текстами.

Среди универсальных учебных действий, составляющих основу для продолжения обучения, для комплексной оценки могут быть выбраны следующие группы действий:

В сфере регулятивных универсальных учебных действий - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение

В сфере познавательных универсальных учебных действий - использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий - адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Таким образом, комплексная работа будет оценивать сформированность отдельных универсальных учебных способов действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) в ходе решения различных задач на межпредметной основе.

Для проведения комплексной оценки разработаны специальные комплексные задания. В каждом задании предлагается ситуация, описанная в одном или нескольких текстах, в которых информация может быть представлена в разной форме, с привлечением рисунков, диаграмм, схем, таблиц и др. Каждое комплексное задание состоит из отдельных вопросов или заданий. В связи с необходимостью охвата достаточно большого спектра умений по двум междисциплинарным программам структура работы включает две части, каждая из которых направлена на оценку достижения планируемых результатов по одной из оцениваемых программ. Время на выполнение каждой части составляет один урок. Работа выполняется в два дня.

Измерительные материалы для проведения комплексной итоговой работы могут включать разное число комплексных заданий, которое будет определяться особенностями объекта оценки и рассматриваемой ситуацией, предложенной для выполнения заданий, а также формой представления информации. В работе используются разнообразные типы и формы заданий. По форме ответа можно выделить следующие типы заданий;

С выбором одного или нескольких правильных ответов;

На установление последовательности и соответствия;

Со свободным кратким ответом (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте, указать местоположение предмета);

Со свободным развернутым ответом (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу).

Комплексные итоговые работы должны проводиться на основе стандартизированного инструментария, имеющего возрастные нормы на выполнение как отдельных заданий, так и работы в целом. По результатам выполнения комплексной работы предполагается выстраивать профили способности выпускников начальной школы работать с информацией и решать учебные и практические задачи с учетом привлечения знаний и умений из отдельных предметов и универсальных способов действий. Выполнение отдельных заданий может оцениваться разным количеством баллов (от 0 до 5 баллов) в зависимости от структуры задания, его уровня сложности, формата ответа и особенностей проверяемых умений. Проверка выполнения заданий осуществляется на основе разработанных критериев, учитывающих реальные ответы выпускников начальной школы. Число выставленных баллов определяется с учетом полноты и правильности выполнения задания. За выполнение заданий с выбором одного правильного ответа ученик получает 1 балл. Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то задание считается выполненным неверно (выставляется 0 баллов). Если ответ отсутствует, независимо от типа заданий, то ставится 0 баллов. За выполнение заданий с множественным выбором может быть выставлено 0, 1 или 2 балла. За выполнение заданий с кратким или развернутым ответом ученик может получить от 0 до 5 баллов. Оценка выполнения заданий со свободным развернутым ответом ведется с соблюдением следующих общих правил. Если наряду с верным ответом дан и неверный ответ, то задание считается выполненным неверно. Если наряду с верным ответом, дополнительно приведен ответ, не соответствующий поставленной задаче, задание считается выполненным частично. Правильные ответы на задания с выбором ответа и с кратким ответом, решения заданий с развернутым ответом и описание полных и частично верных ответов на эти задания приводятся в рекомендациях по оценке выполнения заданий конкретной комплексной итоговой работы. Выполнение учащимся работы в целом оценивается суммарным баллом, полученным учащимся за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы. Результаты выполнения комплексной работы представляются для каждого ученика как процент от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы. Принятый минимальный критерий освоения учебного материала находится в пределах от 50 % до 65 % от максимального балла в зависимости от степени введения стандарта (планируемых результатов) в практику начальной школы. Для первого этапа введения комплексных работ можно ограничиться минимальным критерием в 50 % от максимального балла. Вывод по результатам выполнения комплексной работы делается с учетом полученного балла за ее выполнение.

Если выпускник начальной школы получает за выполнение всей работы число баллов, ниже заданного минимального критерия освоения учебного материала, то можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения в основной школе. При такой подготовке можно прогнозировать возникновение у ученика трудностей в изучении отдельных предметов в основной школе. Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий освоения учебного материала, то можно сделать вывод о том, что учащийся демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, на уровне правильного выполнения учебных действий или на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

Рабочий портфолио ученика является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования; реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий; позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана; предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования. Рабочий портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для “встречи” школьника, учителя и родителя. Преимущества рабочего портфолио как метода оценивания достижений учащихся:

Сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);

Учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;

Позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.

Выберите категорию jd Аудио файлы Все основные документы. Безопасность. Библиотека. Борьба с коррупцией. Бухгалтерия. Воскресная школа. . Росток. . Росточек. Всероссийские летние конкурсы. Газета. ГИБДД. Гимназия в радиоэфире. Для будущих первоклассников. Дополнительное образование. ДПО "ЛУЧ" . ЕГЭ и ГИА. . ГИА. . ЕГЭ. ИТОГИ НПК 2012 . Карантин (Февраль 2019) . . 1 классы. . 10 классы. . 11 класс. . 2 классы. . . 2А. . . 2Б. . . 2В. . . 2Г. . 3 классы. . . 3А. . . 3Б. . . 3В. . . 3Г. . 4 классы. . . 4А. . . 4Б. . . 4В. . 5 классы. . . 5А. . . 5Б. . . 5В. . . 5Г. . 6 классы. . . 6А. . . 6Б. . . 6В. . 7 классы. . . 7А. . . 7Б. . . 7В. . . 7Г. . 8 классы. . . 8А. . . 8Б. . . 8В. . 9 классы. . . 9А. . . 9Б. . . 9В. . . 9Г. Квинта. КПМО. Лагерь досуга и отдыха. Локальные акты. Научное общество учащихся. Начальная школа. . Анализ метапредметных результатов мониторинга. . Мониторинг сформированности УУД в начальной школе. . Основы религиозных культур и светской этики. . Приложение №_ 1 . . Рабочие программы 1 - 4 классы. . Рабочие программы 2018-2019 учебный год (начальная школа) . . . Общие программы. . . Рабочие программы внеурочной деятельности. . . . 1-е классы. . . . 2-е классы. . . . 3-е классы. . . . 4-е классы. . . Рабочие программы по отдельным предметам. . . . 1-е классы. . . . 2-е классы. . . . 3-е классы. . . . 4-е классы. . Рабочие программы внеурочной деятельности. . . 1-е классы. . . . Рабочие программы внеурочной деятельности 1 А класс. . . . Рабочие программы внеурочной деятельности 1 Б класс. . . . Рабочие программы внеурочной деятельности 1 В класс. . . 2-е классы. . . . Рабочие программы внеурочной деятельности 2 А класс. . . . Рабочие программы внеурочной деятельности 2 Б класс. . . . Рабочие программы внеурочной деятельности 2 В класс. . . . Рабочие программы внеурочной деятельности 2 Г класс. . . 3-е классы. . . . Рабочие программы внеурочной деятельности 3 А класс. . . . Рабочие программы внеурочной деятельности 3 Б класс. . . . Рабочие программы внеурочной деятельности 3 В класс. . . 4-е классы. . . . Рабочие программы внеурочной деятельности 4 А класс. . . . Рабочие программы внеурочной деятельности 4 Б класс. . . . Рабочие программы внеурочной деятельности 4 В класс. . . . Рабочие программы внеурочной деятельности 4 Г класс. . Рабочие программы по отдельным предметам. . . 1-е классы. . . . Рабочие программы 1 А класс. . . . Рабочие программы 1 Б класс. . . . Рабочие программы 1 В класс. . . . Рабочие программы 1 Г класс. . . 2-е классы. . . . Рабочие программы 2 B класс. . . . Рабочие программы 2 А класс. . . . Рабочие программы 2 Б класс. . . . Рабочие программы 2 Г класс. . . 3-е классы. . . . Рабочие программы 3 А класс. . . . Рабочие программы 3 Б класс. . . . Рабочие программы 3 В класс. . . 4-е классы. . . . Рабочие программы 4 А класс. . . . Рабочие программы 4 Б класс. . . . Рабочие программы 4 В класс. . . . Рабочие программы 4 Г класс. . Тематическое планирование. Новая система оплаты труда. Нормативные документы. Нормы ГТО. Образовательные стандарты. Основная школа. . Рабочие программы 2018-2019 учебный год (основная школа) . . Рабочие программы 5 класс. . . Английский язык. Рабочая программа 5 класс. . . Информатика. Рабочая программа 5 класс. . . Русския язык. Рабочая программа 5 класс. . . Технология. Рабочая программа. 5 класс. Основные образовательные программы. Платные услуги. Прочие документы. . Генеральная уборка страны 2018 . . День здоровья. Психологическая служба. Публикации. Публикации учителей. Расписание. Результаты НПК-2017 . Результаты самообследования. Родительский совет. Сборник альманах. Список литературы на лето для учащихся 5-11 классов. Старшая школа. . Рабочие программы 2018-2019 учебный год (старшая школа) . Столовая. Ступени. Творческие коллективы. Технологическая сессия. Учительская. Учредительные документы. финансово-хозяйственная деятельность. . Муниципальное задание. . Отчет о деятельности. . План финансово-хозяйственной деятельности. Центр инновационного опыта гимназии. Школьная карта МУЛЬТИПАС

Мониторинг

предметных и метапредметных достижений учащихся

В сфере образования складыватьсясистема мониторинга, которая направлена на получение независимой, объективной, сопоставимой информации об учебных достижениях учащихся, деятельности педагогических работников и образовательных учреждений. Обработка, анализ и интерпретация полученной информации поможет вырабатывать политику ипринимать управленческие решения, направленные на повышение качества образованияна разных уровнях.

Мониторинг представляет собой систему, позволяющую проследить изменения результатов обученности в течение определённого времени, сопоставить их с условиями, ресурсами и другими факторами, оказывающими влияние на процесс образования, для выявления причин, влияющих на его качество.

Основные функции мониторинга:

Информационная (получение информации о состоянии успеваемости каждого учащегося;

Диагностическая (определение уровня овладения учащимся учебным материалом);
-аналитическая (сопоставление результатов обучения с предъявляемыми требованиями);

Коррекционно-регулятивная (выработка оптимальных способов повышения образовательный подготовки учащегося).

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов

При оценке предметных результатов следует иметь в виду, что должна оцениваться не только способность учащегося воспроизводить конкретные знания и умения в стандартных ситуациях (знание алгоритмов решения тех или иных задач), но и умение использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на предметном материале с использованием метапредметных действий; умение приводить необходимые пояснения, выстраивать цепочку логических обоснований; умение сопоставлять, анализировать, делать вывод, подчас в нестандартной ситуации; умение критически осмысливать полученный результат; умение точно и полно ответить на поставленный вопрос.

Оценка достижения предметных результатов проводится в ходе следующих процедур с использованием оценочного инструментария:

Оценочные процедуры

Инструментарий

Стартовая диагностика

Стартовые («входные») проверочные работы

Текущее оценивание

Самостоятельные работы проверочные работы учебно-познавательные задачи

Диагностические работы

Практические работы

Лабораторные работы и т.д.

Итоговая оценка

Итоговые контрольные работы по предметам

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Оценка достижения метапредметных результатов проводится в ходе следующих процедур с использованием оценочного инструментария:

Оценочные процедуры

Инструментарий

Стартовая диагностика

Стартовая комплексная работа

Текущее оценивание метапредметной обученности

Промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе, направленные на оценку сформированности познавательных, регуля-тивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом

Наблюдение за выполнением учебно-практических заданий

Учебно-практические задания, направленные на формирование и оценку коммуникативных, познавательных, регулятивных УУД

Текущее оценивание выполнения учебных исследований и учебных

Критерии оценки учебного исследования и учебного проекта

Итоговая оценка метапредметной обученности

Итоговая комплексная работа на межпредметной основе

Защита итогового индивидуального проекта

Критерии оценки итогового индивидуального проекта

На уроках химии мониторинг возможен через систему заданий:

Средства формирования УУД

Типы заданий

Личностные

Использование в курсе специальных обучающих программ, имеющих дидактическую нагрузку, связанную с материалом учебника

Система заданий, иллюстрирующих место химии как науки в современном обществе

Задания, позволяющие:

Воспитать чувства патриотизма, гордости за свою Родину, за российскую науку

Обратиться к истории науки

Воспитать целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность в приобретении новых знаний и умений, формировании навыков самоконтроля и самооценки

Уметь управлять своей познавательной деятельностью

Развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, связь химии с литературой и искусством

Воспитать уважение к достижениям химии (значимость и практическое применение химических знаний и достижений химической науки в быту, технике, медицине)

Формировать основы экологической культуры, ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание необходимости грамотного обращения с веществами в повседневной жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях

Осознавать необходимость грамотного обращения с веществами в повседневной жизни, правильного поведения в экстремальных ситуациях

Регулятивные

Лабораторные работы

Экспериментальные задачи

Практические работы

Расчетные задачи

Задания, позволяющие:

Формировать умения целеполагания, планирования своей деятельности

Находить алгоритм решения, выдвигать гипотезы

Оформлять, проверять и оценивать конечный результат, корректировать

Самостоятельно работать с информацией для выполнения конкретного задания

Познавательные

Система заданий, для выполнения которых необходимо найти и отобрать нужную информацию из различных источников;

система заданий на составление знаково-символических моделей, структурно-опорных схем

Задания, позволяющие:

Проводить поиск и выделение необходимой информации для объяснения явлений

Производить выбор наиболее эффективных способов решения задач

Осуществлять структурирование знаний

Залогом успешного результативного образования является навык смыслового чтения.

Задания, формирующие навык смыслового чтения через:

Прием составления сводной таблицы

Прием озаглавливания текста

Прием составления граф-схем

Интерпретацию информации

Коммуникативные

Комплекс практических работ

Уроки- конференции

Дидактические игры

Система заданий на развитие устной научной речи

Система заданий на развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие

Задания, выполняемые группами учащихся, рабочими парами, и позволяющие:

Составить рассказ

Дать обоснованный аргументированный ответ, в том числе в письменной форме

Задания, формирующие личностные универсальные учебные действия.

Личностные УУД обеспечивают:

Ценностно-смысловую ориентацию учащихся

Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами

Знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

Самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

Например: Задача. На новогодние праздники были вырублены елки с площади 20 га.

1 вариант: Какой объем кислорода могли выделить эти деревья в течение года?

(В среднем 1 га хвойного леса выделяет 7000 л кислорода в сутки.)

2 вариант: На какое время (суток) хватило бы человеку для дыхания этого кислорода? (Потребность человека в кислороде равна 350 мл/мин, при физических нагрузках достигает 5000 мл/мин.).

Выскажи свое мнение о проблеме вырубки елей в канун новогодних праздников и предложи свои пути решения этой проблемы.

Задания, формирующие регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают:

Организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, элементы волевой саморегуляции;

Выполнение лабораторных опытов и практических работ.

Задание 1: Какое вещество выпадет в осадок, если смешать растворы нитрата серебра и соляной кислоты? Напишите уравнения реакций. Можно ли ожидать выпадение осадка, если вместо соляной кислоты взять серную? фосфорную? Свои предположения проверь опытным путем.

Задание 2: Самостоятельная работа с информацией для выполнения конкретного задания на основе использования содержания учебника. От каких факторов зависит скорость реакции? Продолжите заполнение таблицы. Постарайтесь привести в ней примеры, отличные от описанных в тексте параграфа. Заполните таблицу

Задания, формирующие познавательные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают:

Владение учащимися логическими и знаково-символическими УУД;

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Формирование информационно-познавательной компетенции;

Установление связей в любой области знаний;

Умение производить простые логические действия, составные логические операции;

Конкретные способы преобразования учебного материала и представляют действия моделирования.

Задание1. Преобразовать схему

Горение сероводорода Н 2 S описывается схемой реакции:

Н 2 S +?O 2 → ? SO 2 + ?H 2 O.

Расставьте коэффициенты, преобразовав данную схему в уравнение реакции.

Формированию универсальных логических действий может способствовать выполнение лабораторных опытов, практических работ и учебных заданий, в которых требуется определить понятия, сделать обобщения, установить причинно-следственные связи, сформулировать выводы, достроить недостающие компоненты, выбрать основания и критерии для сравнения и классификации объектов.

Задание2. Логическая цепочка. Напишите уравнения реакций, соответствующие следующим схемам и определите тип каждой реакции:

a) HBr → H 2 → ͢Cа

Задания, формирующие коммуникативные универсальные учебные действия.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают:

Социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Задание1:

Подготовьте рассказ об использовании неметаллов. Предложите несколько источников информации на эту тему и обменяйтесь списками с одноклассниками.

Задание2: Определение кислотности некоторых пищевых продуктов. Исследуйте на индикаторы действие кислот, входящих в состав пищевых продуктов: яблочный сок, сок лимона, раствор уксусной кислоты, пепси-кола, фанта. Результаты исследования запишите в таблицу.

Цель: формирование коммуникативных действий, связанных с умением осуществлять совместную деятельность, с умением слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.

Конечно, подобные задания формируют не только коммуникативные УУД, но также регулятивные, познавательные и личностные.

Формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД в своей совокупности рассматривается как основное содержание метапредметных результатов образования, обозначенных ФГОС.