Значение общество в широком смысле. Понятие общества. Сферы и элементы

Понятие «общество» изучают многие гуманитарные науки. В зависимости от области интереса эта категория рассматривается в разных аспектах, в широком и узком смыслах. Почему это важно для изучения? Понимание социальной природы феномена позволяет найти верные пути решения проблем, которые неизбежны для жизнедеятельности социума.

Изменение природы общества, структуры, характера социальных взаимодействий диктует потребность не только исследовать глубинные социальные механизмы, но и искать механизмы управлять ими с целью избежать негативных и необратимых последствий. Поскольку тема достаточно обширна, ограничимся реферативным изложением некоторых ее главных положений.

Определение

Общество, как предмет исследования, служит центральной категорией для гуманитарного знания. Понятие произошло от латинского термина societas (социум). В широком смысле - это совокупность форм и способов объединения и взаимодействия людей.

Определение общества в узком смысле трактуется как социальная структура, ограниченная определенными критериями социума.

Понятие "общество": широкий и узкий смысл

Понятие, о котором идет речь, достаточно многогранно, что явилось причиной многочисленности вариантов его определений. В самом обобщенном виде, в широком смысле, общество понимается как объединение людей и совокупность способов их взаимодействия. Они могут осуществляться как внутри социума, так и по отношению к материальной природе.

Понятие "общество", в узком смысле, принято трактовать как объединение общим принципом определенного круга людей. Это достаточно распространенный подход к явлению. Причем принципом их организации в общество может выступать довольно внушительный перечень оснований, начиная от привычек и завершая идеологией, которая превращает массу ее последователей в общество. Широкий и узкий смысл содержания зависит также от направленности научного интереса. Чем точнее наука, тем уже границы определения, и наоборот, универсальный подход открывает глубину и неисчерпаемость понятия.

Общество как результат человеческой деятельности

Общество, как было сказано выше, неразрывно связано с деятельностью людей. Не только связано, но по сути, есть способ его существования. Высокоорганизованная материя тем и отличается от природы, что способна организовывать свою деятельность в целях защиты интересов каждого из ее членов. Исторически, изначально, это было условием выживания. В последующем, в процессе совершенствования орудий труда, с развитием цивилизации, общество превратилось в сложную систему взаимодействия как внутри самой системы, так и по отношению к окружающему миру.

Отношения к внешнему миру характеризует общество в его широком смысле - как социальный институт. Внутренние взаимодействия представляют собой целую палитру социальных связей, которые в определенной социальной парадигме характеризуют общество в узком смысле.

Цели и отношения

Общество, в узком смысле слова, возникает для того, чтобы каждый его член мог усилить себя за счет привлечения единомышленников. Не любая деятельность есть способ бытия общества. Оно формируется в результате целесообразной, направленной активности.

Общество в узком смыслеслова - определенные группы людей, вне зависимости от их масштаба, сами формирующие свою цель. Именно этот процесс является основанием возникновения определенных социальных групп. Совершенно по-иному этот процесс осуществляется в глобальном смысле. Для общества в широком смысле этого слова цель предопределена логикой самой природы - выживание и расширенное самовоспроизводство, сохранение себя как биологического вида.

Уровни общества

Внутренняя структура общество неоднородна. Люди стремятся объединиться в соответствии со своими профессиональными, любительским интересами, для достижения целей и решения текущих задач.

Сферы общества

Общество как результат и смысл жизнедеятельности людей пристально изучается наукой о природе, обществе и познании. Выделяют четыре основные сферы социальной жизнедеятельности человека: экономическую, социальную, политическую и духовную.

Экономическая. Отношения людей в (а также распределения и потребления) общественного продукта. Варианты взаимодействующих обществ - такие классы, как рабы и рабовладельцы, капитал и наемный труд, производители и потребители продукции, иные классы и сообщества.

Социальная. Отношения людей, регламентированные социальными институтами классов, этносов, наций, семьи и брака, образования, соцзащиты (например, родители и дети, национальные меньшинства, эмигранты и пр.).

Политическая. Взаимодействия людей по предмету власти, политики, права, управления обществом (избиратели, политическая элита общества, юристы, судебные органы).

Культура, искусство, наука, нравственность, религия - составляют область духовных коммуникаций людей. В этой сфере, если говорить про общество в узком смысле,можно выделить следующие классы: ученые, священнослужители, деятели искусства, продюсеры, исполнители, верующие и пр. Это также сфера производства, только связанная с распределением и потреблением духовных ценностей

Социальная направленность

Существуют иные примеры понимания того, в узком смысле, основанные на самоутверждении за счет отрицания определенных норм, устоев, выработанных в иных людей. Террористические, экстремистские, так называемые объединения «крайнего» порядка.

Часто такие организации пытаются привлечь внимание к самому факту своего существования. Они осуществляют террористические акты и принимают на себя ответственность с целью отстоять свои интересы, часто ценой интересов других сообществ.

Антагонистические противоречия являются естественным процессом в взаимодействий. Они служат катализатором обменных процессов, и важна в данном случае своевременность и адекватность реакции на них со стороны общества.

Резюме

Если исследовать феномен общества в его взаимодействиях на микро- и макроуровнях, то становится совершенно очевидным тот факт, что диалектические процессы повторяются на разных уровнях, имея лишь разную степень интенсивности и осознанности.

Общество - это живой организм. Его социальная природа говорит о том, что каждый элемент системы является лишь каплей, отражающей мир в целом. Общество в узком смысле словаповторяет единый механизм развития и разрешения внутренних противоречий, который можем наблюдать в мировом масштабе.

Определение общества

Общество - многозначное понятие, используемое для определения как социальных систем различного уровня, так и объединений лю­дей, имеющих общность происхождения, положения, интересов и це­лей, включая акционерные общества и другие экономические органи­зации.

В самом широком смысле «общество» означает обособившуюся от природы часть материального мира, совокупность исторически сло­жившихся форм совместной деятельности людей.

В более узком смысле общество есть сложная социальная систе­ма, целостное образование, основным элементом которого являются люди с их связями, взаимодействиями и отношениями; либо как ис­торический этап, определенная форма социального развития (перво­бытное общество, феодальное общество, капиталистическое общест­во); либо как конкретное общество в рамках одной страны (француз­ское общество, российское общество, японское общество и т. д.).

Общество может также означать круг людей, объединенных един­ством сословной принадлежности (например, дворянское общество, купеческое общество, крестьянское общество) или каких-либо интере­сов (потребительское общество, благотворительное общество, спортив­ное общество, театральное общество и др.). К ним же относятся ком­мерческие организации, ставящие перед собой общие задачи в сфере хозяйствования и предпринимательской деятельности.

В широком социологическом смысле общество - это мировое сооб­щество, или мировая система, подразумевающая все человечество как целое. Под мировым сообществом понимается некая планетарная со­циальная система, объединяющая все население Земли, имеющая над­национальные органы управления, универсальные для всех стран пра­вила политического, экономического и культурного взаимодействия. В таком обществе действуют не внутринациональные, а международ­ные отношения.

Общество в узком социологическом смысле обозначает совокуп­ность людей, проживающих исторически длительное время на одной и той же территории, создавших собственную культуру и политиче­скую систему управления.

Общество в третьем значении -как сообщество, союз или ассо­циация (например, Общество любителей чтения) -в строгом смысле социологической категорией не является, поскольку нарушается один из неотъемлемых признаков общества в социологическом значении: не являться частью более общей системы.

Другие определения общества: 1) население страны, ее граждане, рассматриваемые в совокупности с их историей, интересами, потреб­ностями, желаниями, убеждениями, поведением, психологией; 2) объединение граждан, предприятий для осуществления общей хозяйственной деятельности (хозяйственное общество); 3) объединение граждан по интересам; общественная организация, создаваемая в целях содействия кому-либо.

Общество - самая крупная группа изо всех, в каких только приходиться проживать людям, либо самая крупная группа на данной территории. Постоянно проживая вместе и взаимодействуя, люди создают сложно переплетенную систему социальных отношений, исторически устойчивые, воспроизводящиеся из поколения в поколение, формы которых кристаллизуются в социальные институты.

Понятие «общество», которым обозначают объект социологии, как и многие другие слова, употребляемые в этой дисциплине, пришли из обыденной речи, где оно никогда не имело четкого определения. Так, например, «общество» может обозначать особое клубное сообщество (вроде Общества охотников), группу людей, обладающих престижем и привилегиями (например, «высшее общество» «светское общество»), абстрактное множество людей (в таких случаях говорят, что он или она тяготится отсутствием общества).

Следует отметить также, что понятие «общество» частично совпадает с понятиями «культура» (используемым антропологами) и «национальное государство» (применяемым политологами). Однако «культура» необязательно определяется территориальными границами или политической независимостью. Например, мы можем говорить о «еврейской культуре», хотя лишь малая часть евреев проживает в го сударстве Израиль. В таком случае речь идет об общности религиозного мировоззрения и особом образе жизни. Антропологи говорят, например, о меланезийской культуре, хотя народы Меланезии, разбросанные по островам Тихого океана, не объединены в одно политически независимое общество.

Социолог учитывает многообразие общеречевых значений термина «общество», но старается использовать его в более точном смысле, хотя, конечно, и внутри самой социологии существуют различия в его употреблении. В частности, для социологов, придерживающихся гуманистической перспективы, «общество» означает широкий комплекс человеческих отношений, понимаемый как некое автономное целое, или, говоря более специальным языком, систему взаимодействий. Слово «широкий» в данном контексте трудно определить количественно. Социолог может говорить об «обществе», включающем миллионы людей (скажем, «китайское общество»), а может обозначать этим термином гораздо меньшую по численности совокупность («общество второкурсников данного института»). Два человека, разговаривающих на углу, вряд ли составят «общество», но трое, которых

выбросило на необитаемый остров, безусловно, будут являться таковым. Поэтому о значении понятия «общество» нельзя судить только по количе­ственному критерию.

В зарубежной и отечественной литературе можно встретить ог­ромное количество определений общества. В одном случае его пони­мают как большую группу людей, сформировавших общую культуру, в другом -как сложную социальную систему с населяющими ее людьми, в третьем -как социально-политическое объединение, ассо­циируемое с какой-то территорией, и т. д. В частности, Р. Миллс по­нимал общество как конфигурацию институтов, которые при своем функционировании ограничивают свободу действия людей. И. Валлерштайн считает, что попытка социологов навести порядок в многочис­ленных, часто противоречивых и путаных определениях общества в конечном итоге ни к чему не привела:

«Ни одно понятие не является более всеобъемлющим в современ­ной социальной науке, чем общество, и ни одно понятие не исполь­зуется более автоматически и бездумно, чем общество, несмотря на бесчисленные страницы, посвященные его определению. Определения в учебниках вращаются вокруг вопроса: «Что есть общество?», в то время как аргументы, которые мы привели относительно единства ис­торической и социальной науки, заставляют нас задать другой во­прос: «Когда и где есть общество?»

«Общества» конкретны. Более того, общество -это термин, от ко­торого мы вполне можем отказаться из-за его концептуальной много­значности в истории и, следовательно, неоспоримых и вводящих в за­блуждение противоречивых определений. Общество -это термин, ис­пользование которого в настоящее время в истории и социальных науках является современным институциональному оформлению со­циальной науки в XIX в. Общество-это половина противоречивого тандема, другой частью которого является государство».

В отечественной науке сложились два подхода к пониманию того, что такое общество: узкий социологический и широкий философ­ский. Оба они по-своему правы, и каждый из них дает что-то новое для понимания сложнейшего явления. Тем не менее их необходимо различать, поскольку разные подходы к обществу предполагают раз­ную методологию его анализа.

Общество следует понимать как исторический результат стихийно или естественно складывающихся взаимоотношений людей, тогда как го сударство предстанет как искусственный политический конструкт - учреждение или институт, призванный управлять этими взаимоотношениями. Еще одно понятие, «страна», также представляет собой искусственный территориальный конструкт, который обозначает суверенные границы государства. Страна - часть света или территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом. Государство - политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти (монархия, республика, наличие аппарата управления (правительство). Общество - социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени. Было время, когда четких политических или государственных границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Стран в привычном смысле слова тогда не было, целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, появлялись земли, ограниченные государственным суверенитетом. Таким образом, страны - результат территориального раздела мира.

Необходимо различать три явления - страна, государство, общество. Не всегда их границы совпадают. К примеру, никто не слышал словосочетания «люксембургское общество», хотя Люксембург - это государство, или страна, в Западной Европе, площадь которого составляет 2,6 тысячи км 2 , а население -392 тысячи человек. Сегодня выявилась явная проблематичность понятия общества, мыслимого на основе территориально-государственного принципа.

Общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств. Стало быть, понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей. Общество - самая большая из проживающих на данной территории групп. К нему применимы признаки, которые в концентрированном виде выразил Э. Шилз. Обществом называется объединение, отвечающее следующим критериям:

    оно не является частью какой-либо более крупной системы;

    браки заключаются между представителями данного объединения;

    оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

    объединение имеет территорию, которую считает своей собст венной;

    у него собственное название и собственная история;

    оно обладает собственной системой управления;

    объединение существует дольше средней продолжительное жизни отдельного индивида;

    его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Таким критериям соответствуют и современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского микрорайона. У тех и у других имеются кровнородственные системы (заключение браков), свои территория, название, культура, история, управление, а самое главное - они не являются частью дру­гого целого. Но им не соответствуют многие другие человеческие объединения, скажем, деревня или село, хотя, на первый взгляд, у них есть все необходимые для этого условия: кровнородственная сис­тема, территория, история, культура, название, управление.

Внимательно присмотревшись к признакам Э. Шилза, мы заме­тим, что государство - лишь один из признаков общества, а именно система управления. Государство не исчерпывает даже политическую систему. Оно является главным институтом этой системы.

Исторически общество первично, государство вторично. Обществу по крайней мере 40 тысяч лет, а государству только 5-6 тысяч. Об­щество возникает на определенной стадии развития человечества, а затем появляется государство - для защиты интересов граждан, со­ставляющих это самое общество. Таким образом, государство высту­пает слугой общества. Однако нередко слуга превращается в господи­на, и гражданам приходится защищаться уже от него. Взаимоотноше­ния между обществом и государством на протяжении всей истории складывались непросто: гармония и конфликт, стремление подавить и установить равные, партнерские отношения.

Понятие общества приобретает совершенно определенное значе­ние, когда мы говорим о «российском обществе», имеющем географи­ческие границы, общую законодательную систему и некое националь­ное единство. Приблизительно в таком направлении рассуждают со­циологи, когда создают набор операциональных определений общества. В 1967 г. Р. Марш пытался определить условия, при кото­рых социальное объединение следует считать обществом:

    постоянная территория -например, Испания в своих государ­ственных границах;

    пополнение общества главным образом благодаря деторождению, хотя иммиграция здесь также играет некоторую роль;

    высокоразвитая культура - модели культуры могут быть доста­точно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности обще­ственной жизни;

4) политическая независимость - общество не является подсистемой или частью какой-то другой системы, поэтому колониальные об­щества типа Бельгийского Конго до получения ими независимости нельзя было считать таковыми.

Другие социологи и политологи, а именно Д. Аберле, А. Коэи К. Дэвис, М. Леви и Ф. Саттон, Т. Парсонс в предположили, что определяющей характеристикой общества является «самодостаточность». Этот критерий близок к «политической независимости», но должен трактоваться не только в политологическом смысле. Самодостаточным является общество, которое не только способно прокормить себя, производя достаточное количество товаров и услуг, не прибегая к внешним заимствованиям, способное защитить себя от внешней и внутренней угрозы, но которое способно также создавать весь комплекс культуры, от высокой до народной и популярной, и связанную с ней инфраструктуру, а также успешно заниматься социальным обеспечением населения.

Новые грани в понимание общества внесла концепция мирового сообщества, которое нередко именуют не сообществом, а обществом. В своей радикальной форме тезис о мировом обществе гласит, что в настоящее время существует лишь одна единственная общественная система - наднациональная, мировая. В таком случае, Германия, США, Норвегия или Пакистан не являются обществами.

Н. Луман предлагает для использования понятия «общество» в расчет при­нимать только мировое общество в качестве единственной закры­той системы, в рамках которой возможно проследить все операции коммуникации. Действительно, потоки информации, телевидение, те­лефонная связь, Интернет не знают национальных границ. Они объе­диняют людей в единое общество. В таком случае национальные об­щества отходят на второй план. Правда, сохраняется проблема бед­ных и богатых стран. Бедность существует и воспроизводится в национальных границах

Итак, если придерживаться территориально-государственного принципа, то придется считаться с более чем 200 обществами, суще­ствующими на планете. А если быть верным коммуникативному под­ходу (информация не знает границ), то необходимо будет признать существование на Земле одного-единственного общества - мирового.

Термин "общество" имеет несколько определений.

В широком смысле слова общество

- это формы организации и способы взаимодействия людей и социальных групп, которые обособились от природы, но тесно с ней связаны, и являются частью материального мира.

Понятие общества

в узком смысле представляется в нескольких вариациях:
1. Общество как совокупность людей, объединенная неким общим признаком, интересами (общество книголюбов).
2. Общество как характеристика определенного исторического этапа в развитии человечества (средневековое общество).
3. Общество как отличительные особенности жизни конкретной страны (российское общество).
4. Общество как все население Земли в целом (человеческая раса).


Признаки общества:

а) целостность - означает что общество состоит из взаимосвязанных компонентов (элементы общества);
б) открытость - общество открыто для появления чего-либо нового;
в) устойчивость - общество стремиться к самосохранению
г) динамичность - общество находится в постоянном движении; статичность обществу не свойственно.


Функции общества:

→ репродуктивная - воспроизведение рода.
→ производственная - производство материальных и духовных благ.
→ регламентирующая - установление правил поведения людей в обществе.
→ социализирующая - приобщение человека к достижениям цивилизации.


Общество и природа между собой тесно взаимосвязаны.

Весь материальный мир (планета Земля) состоит из двух частей: общество и природа.
Их взаимодействие может носить как конструктивный, так и деконструктивный характер.
Пример конструктивного взаимодействия общества и природы: первые поселения вдоль рек, сельскохозяйственное производство.
Пример деконструктивного взаимодействия: осушение водоемов, вырубка лесов, загрязнение окружающей среды.
Как общество может влиять на природу, так и природа может влиять на общество.
Пример влияния общества на природу→ изменения русла реки.
Пример влияния природы на общество→стихийное бедствие (ураган, землетрясение, цунами).


Культура - вся преобразовательная деятельность человека.

Под влиянием чего развивается общество:
1. Идеалисты считают, что - общество изменяется под влиянием идей человека.
2. Материалисты считают, что - общество изменяется под влиянием желания человека жить в комфорте.
3. Натуралистический подход - общество изменяется под воздействием сил природы.
4. Большинство ученых сходятся во мнении, что - общество изменяется не под воздействием какого-то одного подхода, а под воздействием нескольких.

Общество это динамическая система.

Динамическая - потому, что находится в постоянном движении, статичность обществу не свойственно.
Система - потому, что состоит из взаимосвязанных элементов, подсистем общества.
Сферы общества (подсистемы/элементы):
а) социум
б) политика
в) экономика
г) духовный мир

Общественный процесс - пространственно-временное понятие, включающее в себя жизненные вехи различных поколений людей.

Тенденции общественного процесса:
- прогресс (движение от низших форм к сложным)
- регресс (наоборот, деградация).

Критерии общественного прогресса:
прогрессивное развитие производства
степень развитости науки
уровень жизни населения
уровень защиты чести и достоинства личности
уровень нравственности

Формы общественных изменений:
1. Эволюция
2. Революция
3. Реформа
4. Модернизация

Стоит сказать, что современная наука располагает несколькими точками зрения относительно определения общества. В узком смысле слова под обществом понимается группа людей, которая существует в определенный период времени в конкретном месте. Как правило, люди, составляющие такую группу, объединены какими-то интересами, взглядами и пр.

Любое общество состоит из элементов, которые взаимодействуют друг с другом. При рассмотрении общества с узкой точки зрения элементом признается каждый человек, входящий в него. Кроме того, существует взгляд на общество в узком смысле слова как на определенный этап в развитии человечества, а также как конкретную страну.

Общество как самодостаточная структура подразделяется в свою очередь на четыре подсистемы, или сферы: экономическую, социальную, политическую, духовную. Это относится к пониманию общества и в широком, и в узком смысле.

Как организуется общество

Интересно, что общество в узком смысле слова является предметом изучения как социологии, так и социальной философии. Социология занимается изучением общества как целостной структуры. Такие обществоведческие дисциплины, как , и др., рассматривают общество с точки зрения разных аспектов.

Общество в его понимании как группы людей, объединенных общими интересами, держится не только на общности интересов, но и благодаря тем благам, которое само же и производит. В отличие от понимания общества в широком смысле слова как обособившейся от природы, но тесно с ней связанной формой материального сознания, общество в более узком значении обладает истинной подлинностью.

Если говорить о возникновении общества, то изначально оно образовалось из людей, объединенных общим трудом. Это близко к пониманию общества в узком смысле слова. Отличительная черта любого общества – его динамичность и способность к саморазвитию. При этом важно знать, что, меняясь, социум сохраняет особенности развития.

Как общество не может существовать без людей, которые его составляют, так и не может функционировать без социальных институтов в его составе. Это семья, школьный, студенческий, трудовой коллективы и пр. Человек как основной структурный элемент общества не может обходиться без социума. В свою очередь общество в любом его понимании не способно функционировать без людей.

Общество представляет собой группу людей, вовлечённых в постоянное социальное взаимодействие или большую социальную группу, разделяющую одну и ту же географическую или социальную территорию, обычно подчинённую одному и тому же политическому авторитету и доминирующим культурным ожиданиям.

Характеризуются закономерностями взаимоотношений (социальных отношений) между людьми, которые имеют разную культуру и институты и может быть описано как совокупность таких отношений между его членами. В социальных науках более широкое общество часто демонстрирует стратификацию или модели доминирования в подгруппах.

Признаки и типы общества

Термин «общество» происходит от латинского слова societas, которое, в свою очередь, был получено из существительного socius («товарищ, друг, союзник»), используемого для описания связи или взаимодействия между дружественными сторонами. Этот термин может относиться ко всему человечеству.

Используемое в смысле ассоциации оно представляет собой совокупность лиц, очерченных границами функциональной взаимозависимости, включающих такие характеристики , как:

Под обществом в широком смысле слова понимают (особенно в структуралистской мысли), экономическую, социальную, промышленную или культурную инфраструктуру, состоящую из разнообразных людей и обособившуюся от природы.

Это может означать объективные отношения людей с материальным миром и с другими людьми.

Характеристики и признаки общества

Это определение можно понимать как в узком, так и в широком смысле. В более узком смысле этот термин относится к группе людей, но в более широком смысле это относится ко всему человечеству которое имеет следующие характеристики и признаки:

У общества должно быть население. Без группы людей оно не может быть сформировано и скорее относиться не к группе людей, а к системе социальных отношений. Но для установления социальных отношений необходима группа людей.

Популяция должна самовоспроизводиться человеком, который воспроизводит себя через какие-то родственные отношения. Следовательно, это первый признак.

Сходство между собой

Сходство также является одной из характеристик. Без чувства подобия не могло быть никакого взаимного признания «принадлежности» к группе. Это чувство сходства между собой было обнаружено в ранних группах людей, а в современном мире условия социального подобия расширились до принципов национальности.

Различия

Наряду со сходством различия являются ещё одной характеристикой, потому что все люди связаны различиями и зависят от них так же, как и от сходства. Первичное подобие и вторичные различия создают величайший из всех институтов - разделение труда. Различия дополняют социальные отношения.

Семья первое общество, основанное на биологических различиях, различиях в способностях и интересах. Хотя различия необходимы, но различия сами по себе они ничего создают. Следовательно, различия подчиняются сходству.

Взаимозависимость

Факт взаимозависимости проявляется во всех аспектах современного мира. Известный греческий философ Аристотель заметил, что «Человек - это социальное животное». Как социальное животное он зависит от других. Выживание и благополучие каждого члена очень зависят от этой взаимозависимости. Ни один человек не является самодостаточным. Он должен зависеть от других для пищи, жилья и безопасности и для удовлетворения многих своих потребностей.

С развитием, эта степень взаимозависимости возрастает многократно. Семья, являющаяся первым обществом, основана на биологической взаимозависимости полов. Не только отдельные люди взаимозависимы, но также и группы.

Сотрудничество и конфликт

И сотрудничество, и конфликт - ещё два признака. Известный социолог Маклвер однажды заметил, что «Общество - это сотрудничество, скреплённое конфликтом». Люди не могут поддерживать счастливую жизнь без сотрудничества. Семья, являющаяся первым обществом, опирается на сотрудничество. Сотрудничество приводит к экономии расходов.

Конфликт также необходим. Конфликт выступает в качестве цементирующего фактора для укрепления общественных отношений. В здоровом и хорошо развитом коллективе сотрудничество и конфликт сосуществуют. Конфликт делает сотрудничество значимым.

Социальные отношения - основа общества. Но эти социальные отношения основаны на взаимном осознании или признании.

Поскольку социальные отношения абстрактны по своей природе, так и общество абстрактно по своему характеру. В нём постоянно происходят различные виды социальных процессов, таких как сотрудничество, конфликт.

Постоянство

Это не временная организация людей. Сообщество продолжает существовать даже после смерти отдельных членов.

Общество - абстрактное понятие. Мы не можем видеть эти отношения, но мы это чувствуем. Следовательно, это абстрактное понятие. Кроме того, оно состоит из обычаев, традиций, нравов и культуры, которые также являются абстрактными.

Сама природа общества динамична и изменчива и имеет свойство постоянно меняется. Старинные обычаи, традиции, народные традиции, нравы, ценности и институты изменились, появились новые обычаи и ценности. Все меняется от своей традиционной природы к современности. Следовательно, это одна из важнейших характеристик.

Всесторонняя культура

Культура - ещё один важный признак. У каждого общества есть своя культура, которая отличает её от других. Культура - это образ жизни, убеждения, искусство, мораль и т. д. Следовательно, культура является всеобъемлющей, потому что она отвечает потребностям социальной жизни и культурно самодостаточна. Кроме того, каждое сообщество передаёт свою культурную модель последующим поколениям.

Несомненно, общество состоит из людей, но это нечто большее и нечто вне личности, это больше, чем сумма его частей, т. е. индивидов.

Проживание и ассимиляция

Этот два ассоциативных социальных процесса также важны для бесперебойного функционирования и непрерывности. Следовательно, это ещё одна характеристика.

В политической науке

Общества также могут быть структурированы политически. В порядке возрастания размеров и сложности существуют группы, племена, вожди и государства. Эти структуры могут иметь разную степень политической власти, в зависимости:

  • от культурной;
  • географической;
  • исторической среды.

В социологии

Социальная группа позволяет её членам извлекать выгоду таким образом, что, в противном случае это было бы невозможно на индивидуальной основе. Таким образом, можно выделить и рассмотреть как индивидуальные, так и социальные (общие) цели.

Учёный социолог Питер Л. Бергер определяет общество как «…человеческий продукт и ничего, кроме человеческого продукта, который все же постоянно действует на своих производителей». По его словам, оно было создано людьми, но это творение поворачивается и создаёт или формирует людей каждый день.

Социологи выделяют общества на основе их этапов развития:

  • техники;
  • коммуникации;
  • экономики.

Создана система классификации во всех культурах людей, основанную на эволюции социального неравенства и роли государства. Эта система классификации содержит четыре категории:

  1. Группы охотников и собирателей (категоризация обязанностей).
  2. Племена, в которых есть некоторые ограниченные случаи социального ранга и престижа.
  3. Стратифицированные структуры во главе с вождями.
  4. Цивилизации, со сложными социальными иерархиями и организованными, институциональными правительствами.

В дополнение к этому есть:

  • Человечество, на котором покоятся все элементы социальной сети.
  • Виртуальное общество, основанное на онлайн-идентичности, которое развивается в век информации.

Со временем некоторые культуры продвигались к более сложным формам организации и контроля. Эта культурная эволюция оказывает глубокое влияние на модели сообщества. Племена охотников-собирателей поселились вокруг сезонных запасов продовольствия, чтобы стать аграрными деревнями. Деревни превратились в города. Города превратились в города-государства и национальные государства.

Некоторые общества дают статус индивидууму или группе людей, когда этот человек или группа совершает желаемое действие. Этот тип признания предоставляется в виде имени, названия, способа платья или денежного вознаграждения. Часто статус взрослого мужчины или женщины подчиняется ритуалу или процессу этого типа. Альтруистические действия в интересах большей группы наблюдаются практически везде.

Типы

Общества - это социальные группы, различаемые в зависимости от стратегий жизнеобеспечения, способов, которые используются для обеспечения потребностей.

Хотя люди создали множество типов обществ на протяжении всей истории, антропологи склонны классифицировать их в зависимости от того, насколько разные группы в этом образовании имеют неравный доступ к таким преимуществам, как ресурсы, престиж или власть. Практически все они развили некоторую степень неравенства среди своих людей через процесс социальной стратификации, разделение членов на уровни с неравным богатством, престижем или властью. Социологи размещают общества в трёх широких категориях:

  • доиндустриальные;
  • промышленные;
  • постиндустриальные.

Современное использование

Термин «общество» в настоящее время используется для покрытия как ряда политических и научных коннотаций, так и различных ассоциаций.

Хотя значение информационного общества обсуждалось с 1930 годов, в современном мире оно почти всегда применяется к тому, как информационные технологии влияют на людей. Поэтому оно охватывает последствия компьютеров и телекоммуникаций дома, на рабочем месте, в школах, правительстве и различных общинах и организациях, а также на появление новых социальных форм в киберпространстве.

По мере расширения доступа к электронным информационным ресурсам в начале XXI века особое внимание было уделено информационному обществу. Доступность интернета наиболее способствует новому пониманию в применение знаний к экономической деятельности в той мере, в какой оно стало преобладающим фактором в создании богатства. В настоящее время говорят, что 70−80 процентов экономического роста обусловлено новыми и лучшими знаниями.