Кодекс об административных правонарушениях коап рф. В области финансов, налогов и сборов, страхования Почему сегодня не работал 15 коап
Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг
Общий комментарий
Административные правонарушения, предусмотренные главой 15 Кодекса РФ, представляют собой противоправные виновные деяния, посягающие на общественные отношения в области:
Аналогичная ситуация складывается и с нарушениями бюджетного законодательства.
Родовым объектом правонарушений, предусмотренных главой 15 Кодекса, являются общественные отношения, складывающиеся в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.
Для некоторых правонарушений, предусмотренных анализируемой главой, характерным является наличие предмета посягательства. В качестве такового могут выступать: денежная наличность (ст.15.1 КоАП РФ - нарушение работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций); бухгалтерские учетные документы (ст.15.11 КоАП РФ - грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности); товары и продукция (ст.15.12 КоАП РФ - выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки, ст.15.25 КоАП РФ - нарушение валютного законодательства) и т.д.
Объективная сторона правонарушений в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг выражается как в форме действий, так и бездействия. Диспозиции некоторых статей одновременно содержат несколько самостоятельных составов правонарушений, объективная сторона которых представлена и действиями, и бездействием (например, ст.15.1 , 15.6 , 15.13 , 15.25 КоАП РФ).
По законодательной конструкции комментируемые составы правонарушений являются формальными. Административная ответственность наступает за сам факт совершенного деяния (действия или бездействия) независимо от наступления каких-либо вредных последствий материального характера. Большинство составляющих главу 15 Кодекса норм имеют бланкетный характер, отсылая правоприменителя к конкретным правилам и предписаниям, закрепленным в законодательстве о налогах и сборах, рынке ценных бумаг, банковском законодательстве и т.д.
Субъектами административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг выступают как физические (граждане и должностные лица), так и юридические лица. При этом субъектом правонарушений, предусмотренных частью 1 ст.15.6 , частью 2 ст.15.12 , частями 1 и 2 ст.15.25 КоАП РФ, могут быть только граждане, а статьями 15.2 -15.5 , частью 2 ст.15.6 , статьями 15.7 -15.9 , 15.11 , 15.21 КоАП РФ - только должностные лица.
Следует отметить, что согласно примечанию к статье 15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 15.4 -15.9 , 15.11 этого Кодекса. За перечисленные в примечании к статье 15.3 Кодекса административные правонарушения указанные лица несут ответственность в соответствии с нормами части первой Налогового кодекса РФ.
С субъективной стороны административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг совершаются в большинстве своем умышленно. Тем не менее определенная категория административных правонарушений может совершаться и по неосторожности, как, например, в случаях нарушения срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст.15.15 КоАП РФ), нарушения сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами (ст.15.16 КоАП РФ), нарушения правил ведения реестра владельцев ценных бумаг (ст.15.22 КоАП РФ) и т.п.
Юридическое лицо будет признано виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась реальная возможность осуществить те действия, которые предписаны правовой нормой (воздержаться от их выполнения), но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению (см. комментарий ст.2.1 КоАП РФ).
Основным видом административного наказания за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг выступает административный штраф, исчисляемый исходя из минимального размера оплаты труда. Лишь в отдельных случаях он исчисляется, исходя из стоимости предмета административного правонарушения. Минимальный размер административного штрафа в зависимости от вида правонарушения составляет: в отношении граждан и должностных лиц - в размере трех, юридических лиц - ста минимальных размеров оплаты труда. Максимальный размер штрафа - соответственно 25, 50 и 1000 минимальных размеров оплаты труда.
В главе 15 Кодекса отсутствует такой вид административного наказания, как предупреждение. Достаточно редким является также и административное наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения (только в
Полный текст ст. 15.15 КОАП РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 15.15 КОАП РФ.
1. Невозврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
2. Невозврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
3. Возврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением срока возврата -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
4. Возврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, с нарушением срока возврата -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 4 августа 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 252-ФЗ.
Комментарий к статье 15.15 КоАП РФ
1. В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетное кредитование бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, юридических лиц (за исключением бюджетных учреждений) и иностранных государств осуществляется на возвратной и возмездной основах в форме бюджетного кредита (ссуды). В случае бюджетного кредитования обязательно указываются сроки, в которые должен быть возвращен бюджетный кредит (см. ст. ст. 93.4, 290 БК РФ).
2. Объектом комментируемого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетного кредитования.
3. Объективную сторону этого правонарушения составляет нарушение сроков возврата бюджетных средств.
4. Субъектом комментируемого правонарушения могут быть как должностные лица организаций - получателей бюджетных кредитов на возвратной основе, так и сами организации (юридические лица) - получатели бюджетных кредитов.
5. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
6. Дела о комментируемых правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. 23.7).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также инспектора Счетной палаты РФ (ч. 5 ст. 28.3).
7. См. также п. 8 комментария к ст. 15.14.
Консультации и комментарии юристов по ст 15.15 КоАП РФ
Если у вас остались вопросы по статье 15.15 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.
(наименование главы в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
Статья 15.1 . Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов
(в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)
1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
2. Нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов -
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
(часть 2 введена Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ)
Статья 15.2 . Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций
Утратила силу. - Федеральный закон от 02.04.2012 N 30-ФЗ.
Статья 15.3 . Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе
1. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе - (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 27.07.2010 N 239-ФЗ)
2. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, - (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
Примечание. Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в настоящей статье, статьях 15.4-15.9, 15.11 настоящего Кодекса, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 настоящего Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Статья 15.4 . Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации
Нарушение установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации - (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 27.07.2010 N 239-ФЗ)
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
Статья 15.5 . Нарушение установленных законодательством о выборах и референдумах порядка и сроков уведомления избирательной комиссии о факте предоставления помещений и права на предоставление помещений для встреч с избирателями, участниками референдума
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 222-ФЗ)
1. Нарушение установленных законодательством о выборах и референдумах порядка и сроков уведомления избирательной комиссии о факте предоставления зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума для встреч с избирателями, участниками референдума помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума, об условиях, на которых помещение было предоставлено, а также о том, когда это помещение может быть предоставлено в течение агитационного периода другим зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 239-ФЗ)
2. Нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах права зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума на предоставление для встреч с избирателями, участниками референдума помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума, или нарушение равных условий предоставления такого помещения -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Статья 15.6 . Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ)
1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, - (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
2. Нарушение должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, организации либо дипломатического представительства или консульского учреждения либо нотариусом предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроков представления (сообщения) сведений в налоговые органы, связанных с учетом организаций и физических лиц, либо представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде - (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
Статья 15.7 . Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику
1. Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
2. Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
Статья 15.8 . Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса)
Нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора, а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа о перечислении налога или сбора, соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет - (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
Статья 15.9 . Неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента
Осуществление банком или иной кредитной организацией расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет, по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа, таможенного органа о приостановлении операций по таким счетам - (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
2. Нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения плательщика страховых взносов о перечислении страховых взносов, а равно поручения органа государственного внебюджетного фонда, осуществляющего контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование, по перечислению страховых взносов, соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет соответствующего внебюджетного фонда -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей. (ч.2 введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
Статья 15.10 . Неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда
1. Неисполнение банком или иной кредитной организацией поручения органа государственного внебюджетного фонда о зачислении во вклады граждан сумм государственных пенсий и (или) других выплат -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
Статья 15.11 . Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности
Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
Примечание. Утратило силу. - Федеральный закон от 21.10.2013 N 276-ФЗ.
Примечания:
1. Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:
занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.
2. Должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в следующих случаях:
представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченных сумм налогов и сборов, а также соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации;
исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
1. Невозврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
2. Невозврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
3. Возврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением срока возврата -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
4. Возврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, с нарушением срока возврата -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Комментарий к статье 15.15 КОАП РФ
1. Объектом комментируемого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных отношений.
Объективную сторону этого правонарушения составляет нарушение сроков возврата бюджетных средств.
2. Субъектом комментируемого правонарушения могут быть как должностные лица организаций - получателей бюджетных средств на возвратной основе, так и сами организации (юридические лица) - получатели бюджетных средств.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.