Политика государства для увеличения естественного прироста. Демографической политики в разных странах. Меры демографической политики

Планирование семьи в странах Азии и Африки

Азия и Африка - континенты, определяющие численность населения Земли на ближайшую и среднесрочную перспективу. По среднему прогнозу ООН, в 2050 году в мире будет проживать 9322 млн. человек, и доля Азии и Африки вместе взятых достигнет 80%, или четыре пятых населения Земли. Темпы роста и численность у каждого континента имеют свои особенности. Для Азии характерны высокие показатели абсолютного роста численности населения, для Африки - высокие темпы прироста, намного превосходящие азиатские.

Если в Африке в 2001 году ежегодный прирост населения составил 2,4% (в 14 государствах из 56 - 3%, а в четырех - даже более 4%), то в Азии существенно ниже - 1,4% (из 50 государств только в 7, включая республики бывшего СССР) .

В Африке высокий процент ежегодного прироста населения характерен для ряда относительно многонаселенных стран (более 50 млн. человек), таких, как Республика Конго (3,3%), Нигерия (2,6), Эфиопия (2,4%). Наоборот, в Азии у государств с аналогичной численностью - Китай, Индия, Индонезия (суммарно 2500 млн. человек, или 68% населения континента) - ежегодный прирост ниже: соответственно 0,7, 1,5 и 1,2% (2000 год).

К 2050 году численность населения Азии достигнет 5428 млн. человек (по сравнению с 2000 годом рост составит 48%), Африки - 2000 млн. (рост - 153%). И если в 2000 году численность населения Азии (3672 млн. человек) превышала население Африки (793 млн.) в 4,6 раза, то к 2050 году это превышение сократится до 2,7 раз .

Отсюда следует вывод: сокращение рождаемости путем планирования семьи в обоих регионах мира - крайне насущная задача, не допускающая долгих временных отсрочек.

Быстрые темпы роста населения по сравнению с темпами социально-экономического развития в этих регионах ведут к обострению проблем занятости, бедности, продовольственного положения, недоразвития инфраструктуры, земельного вопроса, к низкому уровню образования, ухудшению здоровья населения.

И хотя решение этих и многих других задач лежит не только в плоскости демографического развития, демографическая политика и ее важная составная часть - планирование семьи - позволяют добиться постепенного замедления естественного роста численности населения, что облегчит решение перечисленных проблем.

Замедлить рост численности населения возможно: за последние 30-35 лет ряду развивающихся стран это удалось, в частности благодаря развертыванию служб планирования семьи.

Что касается деятельности этих служб и ее результатов, равно как и стремления руководителей государств и общественности проводить политику контроля над рождаемостью, то по этим направлениям между странами Азии и Африки существуют значительные различия. Если в Азии руководство большинства стран соглашается с необходимостью контроля над рождаемостью (хотя не все и не в равной мере) и проводит соответствующую политику, то страны Африки подобной активности, за небольшими исключениями, не проявляют.

Различны и сроки начала проведения такой политики и осознание ее, как настоятельно необходимой для социально-экономического развития.

Различия наблюдаются и в направлении акцентов политики планирования семьи. Если азиатские страны делают упор на сокращение числа рождений и соответственно снижение роста численности населения, то африканские, напротив, - на улучшение репродуктивного здоровья женщин, лечение бесплодия. В целом страны Азии и Африки можно разделить на три группы в зависимости от: 1) отчетливо выраженного стремления осуществлять контроль за рождаемостью; 2) сроков начала мероприятий по планированию семьи; 3) результатов этой политики.

Азиатский континент отличается от африканского большим числом стран, активно включившихся в движение по планированию семьи и приступивших к реализации этих мер раньше по времени. Уже в 50-е годы Индия, Цейлон, Гонконг и Сингапур официально встали на путь планирования семьи. Остальные государства Азии проявили инициативу в 60-е годы.

Первыми африканскими странами, вставшими на путь контроля за рождаемостью в 60-е годы, были только Тунис и Египет. До конца 60-х к ним присоединились Кения, Марокко и Гана. Большинство стран Черной Африки с высокими показателями суммарной рождаемости (на начало 70-х годов более 6 детей на женщину) не торопилось контролировать деторождение. Многие вообще отказывались проводить политику планирования (не раз об этом заявлялось на международных форумах), аргументируя это тем, что у них и так низкие численность и плотность населения, продолжительность жизни, большая доля бесплодных женщин. Они ссылались также и на необходимость иметь много детей из-за высокой детской и младенческой смертности (от 120 до 200 на 1000 рождений в начале 70-х годов) . Более глубокими причинами были, конечно, традиции многодетной семьи и религиозные убеждения.

Тем не менее, уже в 70-е годы значительная часть африканских стран при участии международных организаций начнет проявлять интерес к службам планирования семьи. Там проводилась большая работа, особенно с женщинами, по формированию отношения к малодетной семье, сохранению ее здоровья и благополучия. Мужчин убеждать было труднее.
Руководство ряда африканских стран желало (и неоднократно заявляло об этом на международных форумах) сначала получить от Запада помощь на социально-медицинское, культурное и экономическое развитие, и только потом распространять и внедрять контрацептивные средства. Подобные требования обоснованны, поскольку здоровье населения (за исключением отдельных стран) действительно находится в критическом состоянии, а репродуктивное здоровье женщин особенно подорвано, что и приводит к бесплодию.

Азия. В целом службы планирования семьи получили здесь наибольшее развитие по сравнению с другими регионами Третьего мира. В число активных проводников программ включились крупнейшие по населению страны Азии (и мира), в первую очередь Китай и Индия.

Другие крупные азиатские государства - Индонезия, Бангладеш, Пакистан, Иран, Малайзия, Турция, Филиппины, Шри-Ланка - также объявили о намерении проводить политику планирования семьи. Правда, не все стали активно проводить в жизнь свои первоначально заявленные цели. Развитие служб планирования семьи в странах Азии, равно как и желание руководства государств прилагать максимум усилий для сокращения рождаемости, значительно дифференцированно. В самых общих чертах успехи здесь зависели от двух факторов: от напористости властей, стремящихся проводить политику планирования, и отношения к этим планам большинства населения. Именно по причине действия второго фактора усилия не всегда соответствовали результатам.

Активно работали и работают, используя различные методы, службы планирования семьи в Китае, Республике Корея, Индонезии, Шри-Ланке, Малайзии, Таиланде, Индии, Вьетнаме. Турцию, Иран, КНДР, Филиппины, Бангладеш, Бахрейн хотя и следует отнести к числу целеустремленных в решении данных вопросов, но с некоторыми оговорками. Что касается большинства арабских стран, то здесь службы планирования семьи и распространение методов контрацепции не получили развития . К ним относятся Сирия, Саудовская Аравия и их ближайшие соседи. Во всех странах, где отсутствует контроль над рождаемостью, решающую роль в отказе от него играет ислам, хотя его влияние по странам неодинаково. Например, руководство мусульманской Турции восприняло необходимость планирования семьи, ссылаясь на ту часть Корана, в которой еще 14 веков назад говорилось, что родители несут ответственность за воспитание детей, и не следует заводить их больше, чем можно должным образом вырастить.

Пакистан - крупная по численности населения мусульманская страна (145 млн. человек, 2001 год) довольно рано (1960 год) объявила об участии в движении по контролю за рождаемостью, но в дальнейшем она сильно отстала в проведении мер по планированию семьи, несмотря на значительную финансовую помощь, полученную от ООН. Годовой прирост населения в 2001 году составил здесь 2,8%, в то время как в Индии - 1,7%, Иране - 1,2% (рождаемость 39 на 1000 против 26 в Индии и 18 в Иране) . Отрицательную роль в этом случае сыграл ислам.

К странам, в которых активность мер сочеталась с позитивными результатами, могут быть отнесены Китай, Сингапур, Республика Корея, Вьетнам и Таиланд. Неплохие результаты у Индонезии и Шри-Ланки; Индия, учитывая усилия, правительства и иностранную помощь, могла бы показать более весомые результаты .

Что позволяет выделить "передовиков" планирования? Это может быть и показатель рождаемости и суммарный коэффициент фертильности [по-видимому, речь идет об общем коэффициенте рождаемости и коэффициенте суммарной рождаемости. - Демоскоп ]. Однако специалисты предпочитают оперировать удельным весом замужних женщин, пользующихся различными видами современной контрацепции. В таком случае в "передовую" пятерку войдут Китай, Республика Корея, Таиланд, Шри-Ланка и Вьетнам, где соответственно 83, 79, 74, 66 и 65% женщин в 90-е годы контролировали свою репродуктивную функцию. Последние места при такой оценке делят ОАЭ, Оман, а также Пакистан, где к контрацептивным средствам прибегают всего от 18 до 27% замужних женщин. В Индии - в одной из передовых стран в области планирования семьи - только 41% женщин предохраняются от беременности с помощью современных контрацептивов.

Методы предохранения от нежелательной беременности, применяемые в странах Азии, весьма разнообразны. Современные в целом методы занимают ведущее место в Китае, Гонконге, Сингапуре, Таиланде и в обеих Кореях.

Стерилизация - наиболее надежный, практически со 100-процентной гарантией метод - большое распространение получила в Китае, Индии, Шри-Ланке, Индонезии, Таиланде. Относительно важное место занимает мужская стерилизация.

В Китае и Сингапуре широко распространены внутриматочные спирали. Они были изобретены еще в 20-е годы XX века в Японии, потом забыты и снова возрождены и усовершенствованы во всем мире в 70-е годы. В Китае спиралями пользуются 30% предохраняющихся супружеских пар, что составляет 2/3 мировой численности предпочитающих этот метод. Популярны они также во Вьетнаме, Индонезии, некоторых арабских странах, а также в Монголии и Турции. В Китае и в Республике Корея широко используются кондомы . Противозачаточные пилюли получили распространение в Таиланде, Индонезии, Сингапуре, Кувейте.

За последние 30 лет наблюдается неуклонный прогресс в разработке новых и улучшении известных контрацептивных средств и методов. В конце XX века распространены имплантанты, такие как Норплант, например в Индонезии.

Поскольку ряд контрацептивов вызывают нежелательные последствия для здоровья у некоторых женщин, многие прекращают пользоваться ими. Поэтому их безопасность и эффективность - важное условие для роста числа участников программ планирования семьи. Однако ученые полагают, что высокого качества и надежности противозачаточных средств удастся достичь не ранее, чем через 10-15 лет. Остается проблемой приобретение развивающимися странами новейших изобретений в этой области в связи с их дороговизной и иногда - трудностями доставки.

Аборт как метод планирования семьи в целом не одобряется как Фондом народонаселения ООН, так и подавляющим большинством стран, а во всех арабских государствах на него просто наложен запрет. Разрешены аборты в странах Восточной Азии: Китае, Монголии, Вьетнаме, КНДР и практически в Индии. С ограничениями они допускаются в Индонезии, Шри-Ланке, Таиланде.

Дебаты по поводу абортов и их связи с практикой контрацепции всегда были бурными в эволюции международных усилий за планирование семьи. Во многих странах, где они были запрещены, женщины страдали от последствий нелегальных абортов. Даже в консервативных религиозных кругах, настроенных на запрет всяких форм предохранения от беременности, священнослужителям, докторам и политическим деятелям приходилось соглашаться на использование "модных контрацептивов", поскольку жизнь убеждала, что планирование семьи может защитить от более серьезной проблемы - опасных для жизни подпольных абортов.

Аборты - проблема, скорее, национальная, нежели международная. Лишь немногие международные организации поддерживают их практику. По поводу статистики абортов и причин их живучести в азиатских и африканских странах данные весьма неполные и недостоверные. В Африке они достоверны только по Тунису, Замбии и ЮАР. В остальных странах - статистика отсутствует вовсе. Максимум удельного веса абортов на 100 беременных приходится на республики бывшего СССР и страны [бывшего] Варшавского Договора. Здесь в 14 из 25 стран этот показатель составляет от 40 до 63%. В Замбии и ЮАР - около 5. В остальных - не менее 17%.

В 10 странах Азии, по которым имеются данные, разница в показателях использования абортов колоссальная. Китай, Гонконг, Республика Корея и Вьетнам производят от 25 до 45 абортов на 100 беременных, в то время как Индия, Турция - около 5.

Одна из трудностей для более широкого распространения контрацептивных средств - их нехватка, особенно если супруги предпочитают только определенный метод. В последние годы контрацептивы стали производиться в самих азиатских странах, часто на предприятиях с участием иностранного, в основном американского, капитала. Организовать такое производство помогают Фонд ООН по народонаселению (ЮНФПА), американский Совет по народонаселению, Агентство международного развития (США) и др. Местный частный капитал своими силами создал предприятия по производству менее трудо- и наукоемких резиновых изделий (презервативы, диафрагмы), недорогих противозачаточных таблеток.

Контрацептивные средства бедные слои населения в ряде стран могут получать бесплатно или по низкой цене: в основном пилюли, кондомы, инъекции, а кое-где бесплатно вставляют и внутриматочные спирали (частные медицинские учреждения оказывают все виды услуг по контрацепции платно). В Индонезии, например, бесплатные контрацептивы получают 16% пользователей; остальные эти услуги оплачивают. На Филиппинах около половины пользователей получают противозачаточные средства из государственных источников. Однако потребность в них удовлетворяется не везде: на Филиппинах таковых 20%.

Индия , когда разработала и впервые приняла национальную политику планирования семьи (1951 год), насчитывала 376 млн. жителей, ежегодный прирост населения составлял 1,8%, рождаемость - 44 на 1000, а число детей на одну женщину - около 6. На середину 2001 года население Индии выросло в 2,7 раза, а его численность перешагнула за миллиард и составила 1033 млн. человек.

В 1951 году Индия разработала и начала выполнять первый пятилетний план под руководством выдающегося политического деятеля премьер-министра Дж. Неру. По его мнению, существовавшие высокие темпы роста населения опрокидывали все планы социально-экономического развития страны. Задача планирования семьи была выделена как важная цель укрепления благосостояния населения; развернулась подготовка кадров медицинских работников для ее осуществления. Из способов предохранения от зачатия на первом этапе был предложен "метод ритма", но он не дал ожидаемых результатов.

Во втором пятилетнем плане (1956-1961 годы) ассигнования на планирование семьи были увеличены в 15 раз, по всей стране организовано 4 тысячи клиник, расширено обучение супружеских пар, а главным методом контрацепции официально предложена стерилизация. Тем не менее, за десятилетие население Индии выросло еще на 80 млн. человек. В кампанию по сокращению рождаемости в дальнейшем были вовлечены сельские советы (панчаяты). В 60-70-е годы правительство действовало весьма активно: планированию семьи в социально-экономическом развитии и политике руководства отводилась ключевая роль. На эти программы по четвертому пятилетнему плану было выделено 2% госбюджета, а на все здравоохранение - лишь 3%. Большую помощь оказывал ЮНФПА. Только на стерилизацию мужчин был выделен 1 млн. долларов; соглашавшийся на стерилизацию получал премию, но энтузиазма мужчины не проявляли, напротив, высказывали недовольство.

Среди мероприятий этого периода был и новый закон о брачном возрасте (по нему разрешалось вступать в брак не с 15, а с 18 лет - неслыханное нововведение по индийским традициям). Между тем с 1961 по 1971 г. население Индии выросло еще на 118 млн. человек, его среднегодовой прирост - 2.2% - максимальный за всю историю страны. Правительство и правящая партия Индийский национальный конгресс проиграли выборы 1977 году. Причина провала - слишком жесткая и вместе с тем неудачная кампания по контролю за рождаемостью. Затем последовал резкий спад кампании. Не принес результатов и проведенный в двух штатах Индии на средства ЮНФПА, Мирового банка и ЮНЕСКО "ударный эксперимент". Глубокая бедность, низкая грамотность торпедировали "ударную" кампанию. Только южный штат Керала, более развитый в социально-экономическом отношении, благодаря высокому уровню грамотности женщин, снижению младенческой смертности, успехам служб планирования семьи, выделился на общем фоне резким снижением суммарного коэффициента рождаемости к 1978 году до 2,5 против 5 для всей Индии.

Чтобы как-то переломить давнюю традицию - обязательно родить и вырастить сына, были предложены льготы для семей, у которых родились только две дочери (исходя из установленной нормы - два ребенка на семью). И если женщина не рожает больше детей, ей начисляется определенная сумма, которая накапливается в течение ряда лет к свадьбе дочери.

В начале 90-х годов во главу угла программ планирования семьи было поставлено укрепление репродуктивного здоровья женщин. Этот поворот ожидаемого эффекта не дал, поскольку одновременно попытались сократить применение контрацептивов. В результате к концу века снова вернулись к стерилизации. Что касается других способов, то они очень отличаются в разных штатах, но в целом находят своих приверженцев по всей Индии.

После Китая и Индии, Индонезия занимает 3-е место по численности населения (212 млн. человек) и выделяется довольно успешными результатами в области планирования семьи. Неофициально планирование практиковалось с 1961 года, когда численность населения достигла 97 млн. человек, но правительственную поддержку оно получило только после 1967 года. В 1968 году создан Национальный институт планирования семьи, и вскоре разработан первый пятилетний план, в котором этой проблеме отведено важное место. Подчеркивается, что от сохранения здоровья матери и ребенка зависит благополучие семьи в целом. Признается, что частые роды и большие семьи подрывают здоровье женщины.

Поскольку Индонезия - островное государство, программу планирования семьи было решено проводить децентрализованно, широко привлекая местные органы власти. Одно из поощрений малой семьи нашло отражение в окраске домов: в различные привлекательные цвета окрашивались дома супругов, предохранявшихся от беременности. Дома тех, кто не пользовался контрацептивами, оставались неокрашенными. Число детей на одну женщину снизилось довольно быстро: с 1970 по 1990 год - с 5 до 3 человек, и к 2000 году население страны вместо 250 млн. (по прогнозу) составило 200 млн. человек. Достижения в сокращении рождаемости опережали даже планируемые. Расходы по планированию семьи покрывались как за счет внутреннего бюджета, так и благодаря помощи из-за рубежа: ЮНФПА, фондов Форда, Пасфиндера, Рокфеллера, Международной федерации планирования родительства, Совета по народонаселению (США), а также отдельных стран - Австралии, Японии.

Почему планирование семьи в Индонезии оказалось более успешным, нежели в Индии? Причин несколько. Во-первых, численность населения в 5 раз меньше. Во-вторых, образовательный уровень индонезийских женщин выше индийских, а удельный вес мужей, возражающих против планирования семьи, невелик - всего 16%, что гораздо меньше, чем в Индии. Индонезийские женщины лучше осведомлены о способах контрацепции и знают о них больше. Необходимость, согласно традиции, обязательно родить сына не распространена так, как в Индии. Положительную роль сыграл и тот факт, что планирование семьи в Индонезии сочеталось с программами продовольственной помощи. Возможно, определенную роль сыграла и меньшая плотность населения, что позволяло легче охватить службами планирования семьи отдельные районы.

Шри-Ланка (в прошлом Цейлон) - небольшая страна с населением менее 20 млн. человек (2001 год). До 70-х годов отмечался довольно высокий рост населения и рождаемости (в 60-е годы от 35 до 45 человек на 1000). Официально политика планирования семьи была провозглашена в стране в 1968 году. И ее более успешному проведению способствовало несколько факторов: довольно высокие показатели урбанизации, более высокий уровень образования, в частности женщин, их занятости и более позднее вступление в брак как одно из следствий тех и других процессов. Все это способствовало более успешному вовлечению женщин в кампанию по планированию семьи.

Пятилетний план 1972-1976 годов признал контроль за рождаемостью важным фактором экономического и социального развития, а продолжающийся рост населения - тормозом этого поступательного движения.

Программам планирования семьи в Шри-Ланке противостоит религия - буддизм, выступающий против ограничения деторождения. Однако сила противодействия буддизма оказалась недостаточной, чтобы воспротивиться планированию семьи.

ЮНФПА, ЮНЕСКО и ВОЗ, исследовав демографическую ситуацию в стране в начале 70-х годов, рекомендовали правительству приступить к программе снижения рождаемости, сопровождая это активной информацией населения об имеющихся контрацептивах и организацией служб по оказанию помощи населению.

В Шри-Ланке большое внимание уделяется здравоохранению, особенно женщин и детей, проведено обучение среднего медицинского персонала методам контрацепции, родовспоможению, распространению информации о контрацептивах, включению в школьные программы демографических знаний. Экономическое положение Шри-Ланки было более благоприятным, чем у ее соседей, благодаря развитию важных статей экспорта: чая, каучука, кокосовых орехов.

В 70-е годы программы планирования семьи имели умеренный успех, однако в 80-90-е были успешнее. В 1993 году удельный вес замужних женщин, пользующихся контрацептивами, достиг 2/3 их общей численности, что дало результаты. Если в 1971 году население насчитывало 12,7 млн. человек, то через 30 лет - 19,5 млн. А в 1995-2000 годах Шри-Ланка имела рекордно низкий прирост населения - всего 1% в год, то есть за вторую половину века он сократился в два с лишним раза и приблизился к уровню США.

Африка . Вовлечение африканских стран в систему мероприятий по планированию семьи потребовало от международных и национальных организаций гораздо больших усилий, чем в отношении большинства азиатских стран. Только Тунис и Египет, а затем Кения и Марокко проявили к этому интерес, выделяя в комплексе мер в первую очередь охрану здоровья женщин, родовспоможение, половое воспитание и сочетая планирование с экономическим развитием.

Только в 80-е годы заметно усилился контроль над рождаемостью в более чем 10 странах, но процесс идет крайне медленно, за исключением Северной Африки, Кении, Зимбабве, Сенегала. В большинстве стран в 90-е годы применение контрацептивов оставалось на чрезвычайно низком уровне. В среднем по континенту только 31% замужних женщин контролируют свою репродукцию. Примерно 2/5 африканских стран имеют о контрацептивах весьма смутное представление или ничего не знают о них вообще (см. табл. 1).

Таблица 1. Страны Азии и Африки, официально объявившие о мерах по планированию семьи (в хронологическом порядке)

Страна

Годы

Примечания

Неофициально с 1936 года

Цейлон (Шри-Ланка)

Сингапур

Первая клиника открыта в 1949 году

Пакистан

Индонезия

Правительство поддержало в 1968 году

Республика Корея

По другим данным 1961 г.

Маврикий

Малайзия

По другим данным 1963 год

Филиппины

Ассоциация существовала с 1965 года

Ограниченные мероприятия

Меры по охране здоровья матери и ребенка

Танзания

Ассоциации по планированию семьи

Иордания

Планирование семьи проводится в ограниченных масштабах

Ряд африканских стран

* Дат нет.

Источник : International Journal of Family Planning Perspectives. Wash., 2000. № 2. P. 80, 93, 94.

По подсчетам ООН, только в 14 из 56 государств Африки половина супружеских пар пользуется контрацептивами, в странах южнее Сахары к ним прибегают особенно редко: от 2 до 26%.

Опросы в конце 80-х годов показали, что около половины замужних женщин в Египте, Тунисе не хотели бы больше иметь детей, в странах южнее Сахары таких женщин менее одной четверти , то есть там программы планирования семьи не работают. С другой стороны, в ряде стран желание женщин пользоваться контрацептивами наталкивается на противодействие мужей - вплоть до развода. Религиозные и социальные нормы не только не признают, но даже проклинают контроль за рождаемостью.

Методы и способы планирования семьи в странах Африки весьма дифференцированы. Как уже говорилось, современные методы наиболее распространены в Алжире, Египте, Марокко, Тунисе и ЮАР. До недавнего времени не пользовавшиеся спросом кондомы стали активно внедряться с конца XX века главным образом как защита от заражения ВИЧ/СПИДом.

Наиболее надежный метод - стерилизация, в Африке применяется очень редко. Примерно 15-20% супружеских пар, главным образом в странах южнее Сахары, предпочитают "метод ритма" и "coitus interruptus". Относительно распространены традиционные малоэффективные способы защиты от зачатия.

Несмотря на то, что практику аборта мировое сообщество призывает свести к минимуму, тем не менее, его делают повсюду, в том числе в африканских странах. Везде, кроме Туниса и ЮАР, аборты запрещены, но нелегально они практикуются. Так, в Тунисе, где хорошо организованы службы планирования семьи, легализованы и аборты. Неудивительно, что в этой стране самая низкая рождаемость (19‰) и самый низкий на континенте ежегодный естественный прирост населения - 1,3%.

Судя по ответам на анкету ООН, во второй половине 90-х годов большинство африканских стран будто бы поддерживали доступность и необходимость использования контрацептивных средств и только несколько стран ответили, что они категорически против любого регулирования рождаемости. Это небольшие по численности населения государства: Габон, Гвинея, Кот д"Ивуар, Ливия и Джибути.

Приведенные данные, однако, не означают, что африканский континент в значительной степени охвачен службами планирования семьи. Поддержка официальными властями контроля за рождаемостью по существу оставлена на усмотрение самого населения, хотя сдвиги за последние два-три десятилетия XX века, конечно, произошли.

Но их мало. Так, суммарный коэффициент рождаемости (число детей на одну женщину за весь ее репродуктивный период) свидетельствует, что снижение роста населения, хотя и идет, но не такими темпами, как намечалось (см. табл. 2).

Таблица 2. Суммарный коэффициент рождаемости в Африке

Годы

Вся Африка

Восточная

Центральная

Северная

Южная

Западная

Источник : Selected World Demographic Indicators by Region, Country and Are, 1970-1975. N.Y., 1976.

Заметный сдвиг произошел только в Северной и Южной Африке. В Центральной число детей на одну женщину в среднем даже возросло.

Практика планирования семьи в странах Азии и Африки показала, что, во-первых, разъяснительной работы, распространения контрацептивов, других подобных методов явно недостаточно. Знание способов предохранения от зачатия и наличие необходимых средств еще не означают, что супружеские пары будут ими пользоваться и деторождение сократится.
Во-вторых, планирование рождаемости требует междисциплинарного подхода, привлечения специалистов различного профиля, не только медиков и демографов. Необходимо использовать широкий круг социологов, этнографов, экономистов, психологов. Страны очень отличаются по менталитету, традициям, религии, уровню знаний, социально-экономическому развитию. А "производство" детей - вопрос весьма деликатный, и вмешательство в столь интимную сферу требует осторожного подхода и широкого спектра знаний.

В-третьих, международные организации и отдельные страны, которые оказывают помощь в планировании семьи, не должны навязывать свою технологию и организационные формы проведения этих программ. Необходимо внедрять только то, что государства-получатели предпочитают сами. Например, государства Африки предпочитают помощь по охране здоровья населения и борьбу с бесплодием женщин. Эту помощь и нужно им оказывать.

И, наконец, следует иметь в виду, что страны Азии, и особенно Африки, сейчас ощущают нехватку поступления контрацептивов из-за рубежа. Рост их производства на местах не станет панацеей, поскольку потребует высоких затрат, а качество продукции может не соответствовать требованиям.

Дебаты по поводу моральных, медицинских, социальных и экономических факторов, возможно, в перспективе пойдут на убыль. Однако противоречия в мусульманском мире могут вспыхнуть снова, если консервативные или фундаменталистские идеи возьмут верх или если население начнет проявлять озабоченность негативными последствиями низкой рождаемости или нулевого роста населения. Однако не следует терять надежду, что в обозримом будущем регулирование рождаемости путем планирования семьи все-таки станет фактором повседневной жизни среди подавляющего большинства населения стран Азии и Африки.

Там, где программы планирования семьи еще не получили широкого распространения, международной общественности предстоит добиваться политической поддержки их проведения, а самим странам большую часть финансовой ноши взвалить на свои плечи, поскольку помощь международных доноров может сократиться. Поддержка со стороны США в том объеме, в каком она обеспечивалась в 60-80-е годы, проблематична.

Между тем планирование семьи было и остается составной частью трансформации стран Азии и Африки, и большинство людей видят в ней путь к повышению доходов, занятости, образования и других элементов перехода от традиционного общества к современному. Планирование семьи - решающий фактор этих изменений.

1 - См.: 2001 World Population Data Sheet. Wash., 2002. Chart.
2 - См.:: World Population 2000. N.Y., 2001. Chart
3 - См.: 1973 World Population Data Sheet. Wash., 1974. Chart
4 - См.: Johnson S.P. World Population and the United Nations. Cambridge, 1987.
5 - См.: 2001 World Population Data Sheet.
6 - См.: Осколкова О.Б. Планирование семьи в развивающихся странах Азии // Азия и Африка сегодня. 2001. № 3. С. 76-79.
7 - См.: Feyisetan В., Casterline J. Fertility Preference and Contraceptive Change in Developing Countries // International Family Planning Perspectives. 2000. V. 26. № 3.
8 - См.: World Population at the Turn of the Century. N.Y., 1989. P. 50.

Ухудшение демографической обстановки во многих странах, ставшее особенно заметным к середине XX века, создало предпосылки для дальнейшего развития демографической политики.

В настоящее время политику в области народонаселения проводят большинство государств. Однако в силу значительных различий в их социально-экономическом положении, уровне демографического развития содержание государственной политики, цели, масштабы и методы её проведения в каждой стране имеют свои особенности. Так, если в развитых странах экономические меры государственной политики (оплачиваемые отпуска и пособия при рождении ребёнка, налоговые и жилищные льготы, ссуды, кредиты и пр. льготы) принимаются для опосредованного поощрения рождаемости через повышение уровня жизни семьи, то в развивающихся странах выделяемые ресурсы направляются на повышение эффективности услуг в области планирования семьи с целью снижения рождаемости. При этом в странах с низкой рождаемостью несмотря на то, что экономические меры оказывают определённое влияние на увеличение числа рождений, они не могут существенно изменить интенсивность рождаемости. С демографической точки зрения их действие кратковременно и недостаточно эффективно. Оказывая помощь семьям, уже имеющим детей, экономические меры улучшают условия их жизни и являются основой для формирования потребности в большем (3 и более) количестве детей.

Административно-правовые меры демографической политики (законодательные акты, регулирующие процессы рождаемости, брачности, миграции, охрану материнства и детства, имущественные права матери и детей при распаде семей и пр.) оказываются эффективными только в сочетании с другими мерами демографической политики.

Успех усилий общества по управлению демографическими процессами в значительной мере определяется его отношением к воспитательно-пропагандистским мерам демографической политики. Воспитание у населения демографического просвещения и грамотности, формирование потребности в количестве детей , соответствующих целям демографической политики, являются важнейшими задачами общества.

Таким образом, меры демографической политики должны воздействовать на воспроизводственное поведение населения в двух направлениях:

Помощь в реализации существующей потребности в числе детей;

Изменение самой потребности семей в количестве детей в соответствии с интересами общества.

Особенность осуществления мер демографической политики заключается в их опосредованном воздействии на демографические процессы (через поведение людей в отношении к браку, семье, рождению детей и пр.).

Условием успешности проведения демографической политики является её долговременность (в связи с инерционностью демографических процессов), комплексность (одновременное проведение всех мер), постоянное совершенствование и расширение мер демографической политики, участие в разработке демографической политики специалистов, исследующих различные аспекты народонаселения.



Эффективность демографической политики определяется сопоставлением её целей с полученными результатами, временем достижения поставленных целей и произведёнными материальными затратами общества.

Численность населения мира в настоящее время превысила 6 млрд.чел. Главной особенностью его развития является сохранение двух типов населения - развитых и развивающихся стран. Большая часть населения мира сосредоточена в развивающихся странах. Так, если в 1950 году на долю этих стран приходилось 2/3 мирового населения, в 1998 году – 4/5, то согласно прогноза экспертов ООН по народонаселению на 2050 год – 7/8 мирового населения. К середине XXI века вырастет население большинства регионов мира. Наибольший прирост предполагается на африканском континенте.

В настоящее время прирост мирового населения сосредоточивается в ограниченном числе стран. Так, около трети прироста приходится всего лишь на две страны мира – Индию и Китай.

Сокращение численности населения эксперты ООН прогнозируют в странах с развитой экономикой и низким уровнем рождаемости, в первую очередь – в Японии и в странах Европы. Ожидается, что к 2050 году число жителей, например, Болгарии уменьшится на 34%, Румынии - на 29%, Украины – на 28%, России – на 22%, Латвии – на 23%, Польши – на 17%, Южной Кореи – на 13%, Германии – на 9% и т.д.

Рождаемость в развитых странах находится на уровне ниже, необходимого для простого возобновления поколений. К 2010 году суммарный коэффициент рождаемости в среднем по развитым странам может снизиться с нынешнего 1,6 до 1,5. Однако к 2050 году, по прогнозу ООН, возможно его увеличение до 1,9. Среди развитых стран самый высокий уровень рождаемости в последние годы наблюдается в США – 2,0.

В развивающихся странах суммарный коэффициент рождаемости находится на уровне, существенно превышающем уровень простого воспроизводства. Так, в 2005 году его величина составила по Африканскому континенту в целом 5,1 ребёнка, в Западной Азии – 3,6, в Центральной и Южной Азии – 3,2, в Центральной Америке – 2,8 и т.д. Однако и в этих странах идёт процесс снижения рождаемости.

Смертность населения в настоящее время постепенно снижается практически во всех регионах мира.

Деятельность по снижению смертности становится наиболее успешной по мере развития человечества, устойчивого экономического роста, создания материальной базы для развития медицины, здравоохранения и пр. Наиболее отчётливо это проявилось, в первую очередь, в Европе. До начала XX века здесь удалось существенно снизить смертность от голода, инфекционных заболеваний, значительных эпидемий. К концу XX века снижение смертности замедлилось, и в настоящее время ее уровень стабилизировался.

В развивающихся странах процесс снижения смертности продолжается. Изменяется не только её уровень, но и структура причин смерти – она стремится к типу смертности в развитых странах мира. Несмотря на достигнутые во второй половине прошлого века успехи, смертность в Африке, Азии и Латинской Америке ещё имеет резервы для дальнейшего снижения, особенно - младенческой смертности. К началу XXI века наиболее высокой младенческая смертность остаётся в Африке – 88 ‰, при среднемировом значении – 56 ‰.

В связи с уменьшением общей смертности населения растёт ожидаемая продолжительность жизни. Так, если в начале 50-х годов прошлого века ожидаемая продолжительность жизни для всего населения мира составляла 46 лет, то к началу нынешнего века она увеличилась до 67 лет. В промышленно развитых странах данный показатель в эти годы увеличился с 66 лет до 75 лет. В развивающихся странах он составил 41 и 63 года соответственно. Имеющийся разрыв в продолжительности жизни между развитыми и развивающимися странами сохранится и в обозримом будущем. К 2050 году (по оценке ООН) в более развитых странах продолжительность жизни может достичь 82 лет, а в менее развитых – 75 лет (для обоих полов). Это означает, что развивающиеся государства достигнут ныне существующего уровня смертности в развитых странах только через полвека.

Увеличение продолжительности жизни, обусловленное снижением смертности (особенно в старших возрастах), и снижение рождаемости приводят к увеличению доли старших возрастов в общей численности населения.

Возрастная структура, являясь отражением режима воспроизводства населения в прошлом, в то же время играет исключительно важную роль в формировании будущего демографического развития общества (тенденций воспроизводства населения, его численности и структуры и пр.). В связи с этим увеличение доли населения старших возрастов, т.е. демографическое старение, перерастает в настоящее время в мировую проблему и находится в сфере внимания ООН.

Впервые проблема старения населения мира рассматривалась на заседании ООН ещё в 1948 году. В последующие десятилетия темпы процесса старения оказались выше предполагаемых ранее. Поэтому в 1992 году ООН приняла Международный план действий в области старения и установила Международный день пожилого населения – 1 октября каждого года.

Особенно ощутимой проблема старения населения стала для экономически развитых стран. По оценкам ООН в этих странах в целом численность населения в возрасте 65 лет и старше составляет 14% от общей его численности. Самой пожилой среди развитых стран названа Япония, где каждому пятому жителю больше 65 лет. За ней следуют: Италия - 19% стариков, Германия - 18%, Франция – 16%, Великобритания – 16%, Канада – 13%, США – 12% и др. Улучшения возрастной структуры населения в этих странах в ближайшее время не ожидается.

Постепенно старение населения становится серьёзной проблемой и для некоторых стран Азии и Латинской Америки. Учитывая мировые тенденции демографических процессов, можно предположить, что демографическое старение со временем коснётся всего населения мира.

Одной из характеристик демографического положения являются состояние и формы брачно-семейных отношений. Основа демографических различий между экономически развитыми и развивающимися странами заключается в разной роли семьи в культуре и экономике этих стран.

В развивающихся странах семья в значительной степени пока сохраняет производственную и социальную функции. В связи с этим в них распространены сложные семьи, способные поддерживать нормы многодетности и выполняющие роль посредника во взаимосвязи общества и личности.

В экономически развитых странах преобладают простые семьи, состоящие из родителей и детей. Многие функции семьи перешли к другим социальным институтам и внутрисемейные связи утратили своё прежнее значение посредника, сделав семью непрочной.

Неблагоприятное развитие мировых демографических процессов обусловило необходимость решения сложной проблемы поддержания равновесия между численностью населения, стабильным экономическим ростом и устойчивым развитием. Одним из направлений этого является выработка нового подхода к сложному явлению – международная миграция. В документах ООН указывается на необходимость разработки и проведения миграционной политики на уровне отдельных стран, задачей которой является установление строгого контроля над миграционными перемещениями с целью предотвращения нежелательных для интересов страны, борьба с нелегальной миграцией. Среди экономически развитых стран крупными регионами приёма мигрантов (реципиентами) являются США, страны ЕЭС. В Западной Европе большинство иностранных специалистов сосредоточено в Германии, Франции, Великобритании. В этих странах миграция стала ведущим фактором роста населения.

В настоящее время в мире почти не осталось государств, правительства которых не беспокоили бы проблемы народонаселения. Поэтому большинство стран проводят определённую государственную политику в области народонаселения.

Для экономически развитых стран основной демографической проблемой можно считать, в первую очередь, низкую рождаемость, не обеспечивающую даже простое воспроизводство населения и обусловливающую его сокращение (депопуляцию). Однако почти все они официально проводят политику невмешательства в репродуктивное поведение населения. При этом часть из этих государств (Бельгия, Германия, Греция, Италия, Люксембург, Япония и др.) считают темпы роста населения и уровень рождаемости своих стран неудовлетворительными.

Промышленно развитые страны проводят государственную политику, которую, скорее всего, можно отнести к семейной политике. Общим для всех этих стран стало признание семьи важнейшим социальным институтом, главными задачами которого являются рождение и воспитание детей, подготовка их к взрослой жизни. При этом, осуществляя меры государственной помощи семьям с детьми на практике, многие страны семейную политику официально не провозглашают.

Меры государственной семейной политики в развитых странах в основном сводятся к: отпускам по беременности и родам; семейным пособиям на детей; налоговым льготам; льготам на проезд на городском и железнодорожном транспорте; запретам на увольнение беременных женщин, сохранению их места работы на период декретного отпуска, правам перехода беременных женщин на более лёгкую работу; пособиям детям-инвалидам; пособиям новобрачным и школьникам (в некоторых странах) и пр. Кроме того, во всех этих странах существуют службы планирования семьи. Однако условия и формы осуществления всех вышеперечисленных государственных мер в отдельных странах существенно отличаются.

В отдельных странах, относящиеся к группе экономически развитых, ставится цель недопущения роста населения и стабилизация его численности. В то же время фактически существующие меры помощи семьям с детьми имеют явную пронаталистскую (поощряющую рождаемость) направленность. Такое противоречие наблюдается, например, в Голландии, где размер пособия возрастает с каждым родившимся ребёнком вплоть до восьмого. Подобная дифференциация пособий на детей существует в настоящее время и в Австралии.

Противоположное отношение к вопросам упорядочивания рождаемости исторически сложилось во Франции и Германии. Эти государства в результате войн в XIX-XX веках понесли огромные потери населения. Восстановление разрушенной экономики, демографического потенциала, необходимость сохранения геополитического равновесия в Европе обусловили проведение в этих странах активной демографической политики. В последние годы демографическая направленность государственной политики сменилась на социальную.

Почти во всех странах с высоким уровнем рождаемости проводится политика по планированию семьи. В настоящее время первое место в мире по численности населения занимает Китай. Согласно последним данным в этой стране проживает 1,3 млрд.человек. Более 25 лет назад в Китае была введена система «одна семья – один ребёнок». Однако, даже в условиях жёсткого ограничения рождаемости численность его населения продолжает расти и к 2050 году может увеличиться до 1,6 млрд.чел. В 2002 году в Китае вступил в действие первый закон о демографии и плановом деторождении, закрепляющий действующую государственную политику в законодательном порядке. Согласно этому закону, некоторым категориям граждан разрешили иметь второго ребёнка. Семьи с большим количеством детей практически лишены поддержки государства, а многие – и своих гражданских прав. Политика контроля над рождаемостью, национальные традиции, современные медицинские технологии привели к нарушению половой структуры населения Китая. В настоящее время в стране рождается гораздо больше мальчиков, чем девочек. Это приводит к переизбытку численности молодых мужчин, дефициту потенциальных невест и обусловливает отрицательные социальные, политические, морально-психологические и др. негативные последствия. Наряду с этим наблюдается стремительное старение населения, обусловленное стремительным снижением рождаемости.

Подобное нарушение поло-возрастной структуры с таким же набором отрицательных последствий в настоящее время наблюдается и в Индии.

Определённых успехов в ограничении рождаемости добился Вьетнам. Но и здесь, несмотря на проводимую политику по планированию семьи, темпы прироста населения остаются пока достаточно высокими.

В отдельных странах, ранее относившихся к развивающимся, по мере их экономического роста рождаемость снизилась до уровня, близкого к уровню, обеспечивающему простое воспроизводство населения. В определённой степени этому способствовала и проводившаяся в них политика планирования семьи. Наиболее ярким примером этому может служить Иран. В этой стране численность населения увеличилась за XX век в 6 раз: с 10 млн.чел. в начале века до 60 млн.чел. в его конце. Первая программа планирования семьи была принята в Иране ещё в период правления шаха в 1967 году. Однако в течение последующего десятилетия значительных изменений в уровне рождаемости не происходило. После исламской революции 1979 года действие данной программы было прекращено. В 1989 году была принята вторая программа планирования семьи, одобренная религиозными деятелями страны. Однако ещё за 5 лет до принятия второй программы с середины 80-х годов в Иране началось снижение суммарного коэффициента рождаемости, и к 1988 году его значение оказалось на уровне 5,5 (против 6,8 в 1984 году). После этого снижение рождаемости ускорилось, и к 1996 году суммарный коэффициент рождаемости упал до уровня 2,8 ребенка. В 2001 году его значение снизилось до уровня, близкого к простому воспроизводству, и, по разным оценкам, составляло от 2,1 до 2,6. В настоящее время величина суммарного коэффициента рождаемости в этой стране – 2,1. Указанное снижение произошло у городских и сельских женщин всех возрастов во всех провинциях страны. Одной из главных причин снижения рождаемости в Иране со второй половины 80-х годов стало улучшение социально-экономических условий жизни, прежде всего, в отдалённых сельских районах, значительное снижение детской смертности, развитие образования, путей сообщения, средств связи, распространение образа жизни современного промышленного общества.

Значительное снижение суммарного коэффициента рождаемости до уровня, близкого к простому воспроизводству, к настоящему времени произошло и в ряде других стран с ранее высоким его уровнем: Тунис – 2,1; Турция – 2,4; Шри-Ланка – 2,0; Таиланд – 1,7; Тайвань -1,2; Южная Корея – 1,2 и пр.

Таким образом, несмотря на продолжающийся рост численности населения Земли и существование разных типов воспроизводства населения, в мире сформировалась и развивается устойчивая тенденция снижения уровня рождаемости, которая в обозримом будущем неизбежно приведёт к прекращению роста численности населения планеты.

История демографической политики нашла отображение во многих правовых и законодательных актах древности, особенно в случаях перенаселения стран или, напротив, больших человеческих потерь. Развитие и распространение демографическая политика получает во второй половине XX ст. Это обусловлено, с одной стороны, наступлением демографического взрыва, а с другой- демографического кризиса.

Много внимания вопросам демографической политики уделяет Организация Объединенных Наций. Под ее эгидой состоялись Всемирные конференции по народонаселению: в 1954 г. (Рим), в 1965 г. (Белград), в 1974 г. (Бухарест), в 1984р. (Мехико), в 1994р. (Каир). В 1967 г. был создан Фонд ООН по поощрению деятельности в сфере народонаселения (ЮНФПА). С 60-х годов ООН проводит систематические опросы правительств по проблемам политики народонаселения. Их обсуждают также на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. В 1992 г. они вошли в повестку дня Всемирной конференции по окружающей среде и развитию. Из отдельных документов особое значение имеет принятый в Бухаресте в 1974 г. «Всемирный план действий в сфере народонаселения», который содержит много конкретных рекомендаций по осуществлению демографической политики. На конференциях в Мехико и особенно в Каире он получил последующее развитие с внесением ряда принципиальных изменений.

Но чтобы демографическая политика была эффективной, необходимы были новые средства ее осуществления. На рубеже 50-х и 60-х годов удалось получить комбинированные контрацептивные средства для внутреннего употребления - гормональные таблетки, пилюли и др., в последующем все более совершенствуемые. В результате в 60-х гг. в мире произошла настоящая сексуальная революция, которая вызвала острейшие противоречия во взглядах. В первую очередь, они коснулись вопроса абортов. Против них категорически выступила католическая церковь. Против абортов и вообще планирования семьи выступают и большинство мусульманских стран. Всего в мире ежегодно осуществляют приблизительно 60 млн. абортов.

Информация о распространении демографической политики в современном мире не всегда достоверна и сопоставима. Поэтому трудно определить, в какой мере эти сведения отвечают или противоречат друг другу; но в целом они свидетельствуют о том, что распространение демографической политики получает все больший размах.

В развивающихся странах, на стадии демографического взрыва, основная цель демографической политики заключается в снижении коэффициентов рождаемости и естественного прироста населения. Рождаемость уменьшается в результате популяризации и распространения контрацептивов, санитарного образования, консультирования по вопросам планирования семьи, пропаганды преимуществ малодетной семьи, а также стимулирования малодетности с помощью разного рода экономических и административных мероприятий. Некоторые страны не только разрешают, но и всячески приветствуют добровольную стерилизацию мужчин и женщин.

Наиболее яркий пример осуществления демографической политики показывают развивающиеся страны Азии. Там она охватывает подавляющее большинство жителей. В первую очередь это касается стран с наибольшей численностью населения - Китая, Индии, а также Индонезии, Пакистана, Бангладеш, Малайзии, Таиланда, Филиппин. Достаточно активную демографическую политику проводят также в странах Латинской Америки и в некоторых странах Северной Африки. Однако в других частях света, особенно в мусульманских странах, она пока еще не получила распространения. Об этом можно судить, в частности, по показателям применения средств контрацепции. По статистике ООН, средний показатель применения контрацептивов для всех развивающихся стран несколько превышает 1/2 (речь идет о количестве семей, которые применяют контрацептивы), а для менее всего развитых - 1/5. Первым по этому показателю является Китай (почти 85%). В Таиланде, Вьетнаме и Шри-Ланки он достигает 65-75%, в Малайзии и Индии - 50-60%, в большинстве стран Латинской Америки - 50-75%. На другом полюсе находятся страны Западной и Центральной Африки и некоторые страны Юго-Западной Азии, где доля таких семей обычно не превышает 10%; в Афганистане она составляет всего 2%, а в Йемене - 7%.

Во многих развивающихся странах реализуется политика, направленная на снижение смертности и рождаемости. В странах Азии (Вьетнам, Лаос, Камбоджа и др.) внедряют мероприятия по преодолению последствий войны, помощи семьям и развитию системы здравоохранения с целью последующего снижения смертности. Однако, реализация усложнена недостатком финансовых ресурсов и часто ограничивается лишь декларативными заявлениями. Чаще всего эту политику вообще не воспринимают граждане из-за традиций многодетности, высокого социального статуса материнства и, особенно, отцовства.

Одной из мер демографической политики является законодательное повышение возраста бракосочетания. Например, в Китае он был повышен до 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в Индии - в соответствии до 21 года и 18 годам. Реально же наблюдается еще большее «старение» брака, связанное с тем, что значительная часть молодых людей стремится получить образование и осуществить профессиональную подготовку. Еще 15-20 лет назад средний возраст невест в этих странах составлял 16-18 лет, а к началу XXI ст. даже в Африке он стал превышать 20 лет, в Азии же и особенно в Латинской Америке «постарел» еще больше. В настоящее время средний возраст вступления в брак в Европе составляет 26,4 года для мужчин и 23,4 года для женщин. В Италии, Швейцарии, Швеции для мужчин он превышает 27, а в Германии даже 28 лет. Для женщин во Франции и Швеции он превышает 24, а в Германии, Швейцарии и Дании - 25 лет.

Среди стран Азии, Африки и Латинской Америки есть десятки небольших по численности населения (карликовых) государств, демографическая политика в которых направлена в первую очередь не на снижение, а на увеличение естественного прироста населения.

В большинстве экономически развитых стран, которые вступили в состояние демографического кризиса, демографическая политика имеет целью повышение коэффициентов рождаемости и естественного прироста. В первую очередь это касается стран Европы.

Особенно активную демографическую политику до конца 80-х гг. проводили страны Восточной Европы. К числу основных ее мер относятся: одноразовые займы молодым, помощь в связи с рождением каждого ребенка - по прогрессивно растущей шкале, ежемесячная помощь на приобретение квартиры, на содержание детей в детских учреждениях.

В странах Западной Европы система мер демографической политики в целом подобна, хотя, отличается размерами разного рода выплат и других льгот. Например, одноразовая помощь при рождении ребенка в Великобритании в 90-х гг. составляла- 25 фунтов стерлингов, во Франции - 2600 франков, в Испании - 3000 песет. Ежемесячная помощь в Нидерландах - от 90 гульденов на первого и до 215 гульденов на восьмого ребенка. Во Франции подобная ежемесячная помощь растет от 500 франков на двоих детей до 3000 франков на шестерых детей, причем их выплачивают вплоть до достижения детьми 16 лет.

В Швеции, например, государство увеличило оплачиваемый отпуск (из расчета 90% заработной платы) по уходу за ребенком с 12 до 13 месяцев (2 из них берет на себя отец) и ежемесячную помощь на ребенка, составляющую 102 доллара, внедрило бесплатную дошкольную учебу для детей 4-х и 5-летнего возраста. Эффективность дополнительного финансирования шведы доказали на собственном примере. Когда в конце 1980-х увеличили помощь на ребенка, уровень рождаемости в стране вырос до 14,5 %о, и Швеция поднялась на второе -после Ирландии - место по этому показателю среди членов ЕС. В начале 1990-х в результате экономического спада помощь пришлось урезать, и уровень рождаемости резко упал. В итоге Швеция закончила десятилетие на последнем месте таблицы рождаемости ЕС - на 1 000 человек приходилось лишь 10 новорожденных.

В США государственная демографическая политика почти отсутствует. Гражданам в этой сфере предоставлена полная свобода выбора. Помощь семье, как правило, имеет непрямой характер, в виде разных налоговых льгот. В США, на родине сексуальной революции 60-х годов, особенно значительное распространение получили разные виды контрацептивов.

Демографы считают, что политику поощрения рождаемости и повышения естественного прироста наиболее эффективно проводят Франция и Швеция.

Трудности формирования и реализации социально-демографической политики, ее недостатки скрывают реальную опасность для стабильности социальных отношений, угрозу предельной имущественной поляризации граждан, распространения бедности. Если не предупреждать эти негативные процессы, будет наблюдаться усиление таких явлений как распад семей, депопуляция населения.

Демографическая политика — это система административных, экономических и пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на .

В широком смысле демографическая политика — это политика в области народонаселения. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума .

В англо- и испаноязычной научной литературе, в международных документах, рекомендациях и аналитических докладах ООН в основном используется термин политика населения .

Объектами демографической политики могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.

Цели и направления демографической политики

Структура демографической политики , как и любой другой политической деятельности, включает два важнейших и взаимосвязанных компонента: определение и изложение системы целей и разработку и реализацию средств для их достижения.

Цели и задачи демографической политики формулируются, как правило, в политических программах и декларациях, индикативных и директивных планах, в стратегических целевых программах и планах оперативной деятельности правительств и иных исполнительных органов, в законодательных и иных правовых актах, в постановлениях, определяющих введение новых или развитие действующих мер политики.

Основные направления демографической политики включают:
  • государственную помощь семьям с детьми;
  • создание условий для совмещения активной профессиональной деятельности с выполнением семейных обязанностей;
  • снижение заболеваемости и смертности;
  • увеличение продолжительности жизни;
  • улучшение качественных характеристик населения;
  • регулирование миграционных процессов;
  • урбанизации и расселения и т.п.

Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение, профессиональная подготовка, жилищное строительство, развитие сферы услуг, социальное обеспечение инвалидов, пожилых и нетрудоспособных.

В общем виде цели демографической политики обычно сводятся к формированию желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения.

Цели могут быть заданы в виде целевого требования (словесное описание целей), либо целевого показателя, системы показателей, достижение которых интерпретируется как реализация целей демографической политики. Среди показателей, апробированных в демографической политике разных стран, как правило, не используют собственно численность населения (исключения: КНР, где целью политики последних десятилетий ХХ века было «не превысить численность в 1200 млн человек в 2000 г.», а также Румыния времен Чаушеску — достичь численности в 30 млн человек). Развивающиеся страны в качестве целевого показателя чаще всего выбирают снижение темпов роста населения за определенный период, снижение общего или суммарного коэффициента рождаемости. Во Всемирном плане действий в области народонаселения [Бухарест, 1974] и в Рекомендациях по его дальнейшему осуществлению [Мехико, 1984] странам с высоким уровнем смертности предлагалось использовать в качестве целей демографической политики достижение определенных уровней средней продолжительности жизни или снижение детской смертности. В развитых странах для регулирования притока иностранцев практикуются иммиграционные квоты — ограничения на въезд и натурализацию иностранцев.

Меры демографической политики

Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредованно, через демографическое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства. Меры демографической политики воздействуют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации.

Меры демографической политики: экономические меры:
  • оплачиваемые отпуска; различные пособия при рождении ребёнка, часто в зависимости от их количества
  • возраст и состояние семьи оцениваются по прогрессивной шкале
  • ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы — для повышения рождаемости
  • преимущества для малодетных семей — для понижения рождаемости
административно-правовые меры:
  • законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и контрацепции, имущественное положение
  • матери и детей при распаде брака, режим труда работающих женщин
воспитательные и пропагандистские меры:
  • формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения
  • определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям
  • политика планирования семьи
  • половое образование
  • гласность по вопросам половых отношений

Меры демографической политики с точки зрения их влияния на поведение могут выступать как стимулы или как ограничения. Задача стимулов и ограничений — изменить поведение, создав преимущества тем, чье поведение будет в большей степени соответствовать общественным потребностям, декларируемым целям политики, или помехи — тем, чьи действия вступают в противоречие с целями политики. Стимулы и ограничения, как правило, влияют на поведение весьма ограниченное время, со временем население адаптируется к ним и не воспринимает их как таковые. Самый важный пласт политики — это группа мер, лежащих между стимулами и ограничениями — их можно назвать .

История демографической политики

История демографической политики показывает, что она была слабым инструментом и не могла заметно влиять на воспроизводство населения. Общественно-экономические условия, как правило, сводили на нет все усилия демографической политики, которой отводили нередко ошибочную роль главного лекарства для лечения больных экономик и социально-политических систем.

Демографическая политика не может и не должна подменять собою социальную и экономическую политику. Попытки решать социально-экономические проблемы мерами воздействия на воспроизводство населения никогда не приводили к желаемым и эффективным результатам.

Современная демографическая политика — до сих пор она была слабым инструментом, чтобы заметно влиять на воспроизводство населения. И дело не только и не столько в неверном выборе целей и средств, но и в том, что власти пытались несерьезными усилиями, малыми затратами добиться серьезных результатов.

В материалах Бухарестской конференции 1974 г. выражалось сомнение в том, что планета способна содержать неограниченное количество населения из-за ограниченных размеров пригодной для жизни территории и исчерпаемых природных ресурсов. Тенденция улучшения материального уровня жизни неизбежно ведет к увеличению утечки природных ресурсов и приводит к тому, что дальнейший рост населения достигается ценой ухудшения условий жизни. Новые открытия в науке и новые технологии могут конечно ослабить остроту этого вопроса, но не снять его с повестки дня, если продолжится рост населения. Подобные идеи и выводы (стратегия нулевого роста) содержатся и в докладах Римского клуба, неправительственной организации, под эгидой которой подготовлено несколько экспертных прогнозов мировой динамики, получивших всемирную известность.

По мнению ряда ученых, нет сомнения, что планета не способна содержать неограниченное количество населения из-за ограниченных размеров и исчерпаемых природных ресурсов. Тенденция улучшения материального уровня жизни неизбежна. Она увеличивает утечку природных ресурсов и приводит к тому, что дальнейший рост населения достигается ценой ухудшения условий жизни . Новые открытия в науке и новые технологии могут, конечно, ослабить остроту этого вопроса, но не могут снять его с повестки дня, если продолжится рост населения.

Проблемы народонаселения носят глобальный характер, также как и экологические и энергетические проблемы, поэтому решение таких проблем вполне может и должно быть найдено на уровне ООН в форме компромисса и согласованных стратегических действий национальных правительств и международных организаций.

Демографическая политика - это система мер (административных, экономических, пропагандистских и др.), направленная на регулирование процесса воспроизводства населения.

В странах с первым типом воспроизводства населения меры демографической политики направлены на повышение рождаемости. В странах второго типа - на сокращение рождаемости.

В целях стимулирования рождаемости проводятся такие мероприятия, как выплата пособий, предоставление различных льгот многодетным семьям и молодоженам, расширение сети дошкольных учреждений, половое воспитание молодежи, запрет абортов и т. п. Первой страной, где были предприняты меры по стимулированию рождаемости, была Франция. До конца 80-х годов активную политику в этом направлении проводили страны Восточной Европы. В настоящее время в странах Западной Европы большую роль играют экономические меры, включающие систему разного рода выплат и льгот семьям, имеющим двух и более детей.

Наибольшей результативности в снижении рождаемости добились Китай и Япония. Здесь в демографической политике применялись самые радикальные как пропагандистские, так и экономические меры (системы штрафов, получение разрешения на рождение ребенка и т. п.). В настоящее время в этих странах годовой прирост населения ниже среднемирового. Их примеру последовали Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка, Индонезия и некоторые другие развивающиеся страны.

Особые сложности в проведении демографической политики имеются в арабско-мусульманских странах Юго-Западной Азии и Северной Африки, а также в странах Тропической Африки, где сохраняются национально-религиозные традиции многодетной семьи.

Понятно, что направление демографической политики зависит прежде всего от демографической ситуации в той или иной стране.

В странах первого типа воспроизводства населения преобладает демографическая политика, направленная на повышение рождаемости и естественного прироста населения . Она проводится с помощью главным образом разных стимулирующих экономических мер - таких, как единовременные ссуды молодоженам, пособия при рождении каждого ребенка, ежемесячные пособия на детей, оплачи ваемые отпуска и др. Примерами стран, проводящих активную демографическую политику, могут служить Франция или Япония.

Большинство стран второго типа воспроизводства в последние десятилетия стало осуществлять демогра­фическую политику, направленную на сокращение рождаемости и естественного прироста населения . По­жалуй, наибольшие усилия в этом от ношении прилагают две самые большие страны мира - Китай и Индия.

Пример 1. В Конституции КНР говорится о том, что супруги должны осуществлять плановое деторождение. Создан комитет по плановому деторождению, на рождение ребенка нужно получить разрешение местных властей. Установлен более поздний возраст для вступления в брак. В период учебы в институте браки, как правило, не разрешаются. Основной девиз демографической политики КНР: «Одна семья - один ребенок» . Осуществление этой политики уже дало большие результаты.



Пример 2. Индия первой из развивающихся стран еще в 1951 г. приняла национальную программу планирования семьи в качестве официальной государственной политики. Был значительно повышен возраст вступ­ления в брак, проводится массовая добровольная стерилизация населения, пропагандируется семья из че­тырех человек под девизом: «Нас двое - нам двоих» . В результате этих мер рождаемость и естественный прирост несколько снизились, но тем не менее еще почти 1/5 всех новорожденных в мире - дети, по­являющиеся на свет в Индии.

Однако на пути осуществления демографической политики возникает немало трудностей, причем не только финансово-экономических, но и морально-этических. В 90-е гг. особенно большие дискуссии вызвал вопрос о праве женщины на прерывание беременности, против предоставления которого резко выступила католическая церковь.. Многие мусульманские арабские страны, особенно в Юго-За падной Азии, по соображениям ре­лигиозной морали вообще отвергают любые меры по «планированию семьи». Никакой демографической политики не проводит и большинство наименее развитых стран Тропиче ской Африки.

Демографическая политика развитых и развивающихся стран отличается друг от друга, так как перед каждым из этих типов стран стоят разные задачи по регулированию численности и воспроизводства населения.



А в других государствах в последние годы проводится политика планирования семьи в целях снижения рождаемости. Например, в Китае (самой большой по численности населения стране мира) в результате проведения демографической политики были достигнуты наиболее ощутимые результаты - годовой прирост населения снизился с 28 промилле (1968 г.) до 11 промилле (в 1990-е гг.), т. е. естественный прирост стал даже ниже среднемирового (растет поколение «без братишек и сестренок»). Политику государственного ограничения рождаемости проводят также Индия, Индонезия, Бангладеш и ряд других стран Азии, Латинской Америки и Африки. Причем в последнем регионе демографическая политика отличается наименьшей эффективностью (особенно в слаборазвитых странах Африки). Неграмотность взрослого населения является одним из существенных препятствий для успешного проведения этой политики. В современном мире около 1 млрд человек среди населения старше 15 лет - неграмотны. Таким образом, демографические проблемы для стран разных типов и разного уровня социально-экономического развития неодинаковы. В 12% стран мира (главным образом в Европе) проводится политика, направленная на увеличение рождаемости, а более чем в 40% стран мира - на ее снижение. Задача естественной стабилизации количества жителей нашей планеты считается одной из глобальных проблем человечества.

………. ежегодно в мире рождается около 140 млн человек. Соот­ветственно каждую секунду появляются трое, каждую минуту - 175, каждый час - 10,4 тыс., а каждые сутки 250 тыс. новых «зем­лян» (это примерно равно населению таких городов, как Рыбинск, Братск или Йошкар-Ола). Каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Харьков или Гамбург, каждый месяц - население такой страны, как Австрия или Тунис.

………. автомобильные катастрофы ежегодно уносят примерно 250 тыс. человеческих жизней. В том числе на территории СНГ в дорожно-транспортных происшествиях погибает 60 тыс. человек (из них в России - 35 тыс.).

………. по данным демографической статистики, самой многодет­ной матерью в мире в 80-х гг. была одна из жительниц Чили, которая в общей сложности родила 55 детей. У нее всегда были двой­ни и тройни.