Методика «Интеллектуальная лабильность» (12—15 лет) модификации С.Н. Костроминой. Методика "интеллектуальная лабильность" Методика интеллектуальная лабильность автор

Отложите на горизонтальной линии графика количество правильно решенных задач. Затем проведите вертикаль до пересечения с диагональной линией. От точки пересечения проведите горизонтальную линию влево. Точка на вертикальной оси соответствует вашему КИ. Наиболее достоверные и надежные результаты, свидетельствующие о ваших способностях, получаются в диапазоне от 100 до 130 баллов, вне этих пределов оценка результатов недостаточно надежна.

Тест «Интеллектуальная лабильность»

Цель. Исследование лабильности, то есть способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.

Материал. Специальный бланк для ответов, выдается каждому испытуемому.

Описание. Методика состоит из нескольких заданий, которые зачитываются экспериментатором. На решение каждого задания отводится от 3 до 5 секунд. Ответы испытуемого фиксируются на специальном бланке (рис. 22). Методика предназначена для взрослых испытуемых.

Инструкция. «Вам предлагается выполнить 40 несложных заданий, ответы на которые вы будете фиксировать на специальном бланке. Время работы над каждым заданием ограничено несколькими секундами. Будьте внимательны. Работайте быстро. Прочитанное мною задание не повторяется. Внимание. Начинаем».

Тестовый материал

    (Квадрат 1). Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года (3 сек.).

    (Квадрат 4). Напишите слово «ПАР» так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 сек.).

    (Квадрат 5). Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 сек.).

    (Квадрат 6). Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом № 2 и над кругом № 3 (3 сек.).

    (Квадрат 7). Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 сек.).

    (Квадрат 8). Разделите второй круг на ТРИ, а четвертый на ДВЕ части (4 сек.).

    (Квадрат 10). Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3 сек.).

    (Квадрат 12). Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0 (4 сек.).

    (Квадрат 13). Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4 сек.).

    (Квадрат 15). Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4 сек.).

    (Квадрат 17). Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия вашего города (4 сек.).

12. (Квадрат 18). Если в слове «СИНОНИМ» шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1 (3 сек.).

13. (Квадрат 19). Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3 сек.).

14. (Квадрат 20). Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3 (3 сек.).

15. (Квадрат 21). Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2 сек.).

16. (Квадрат 22). Разделите первую линию на три части, вторую на две, а оба конца третьей соедините с точкой А (4 сек.).

17. (Квадрат 23). Соедините конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй - с нижним концом четвертой (3 сек.).

18. (Квадрат 24). Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные (5 сек.).

19. (Квадрат 25). Заключите две фигуры в круг и отведите их друг от друга вертикальной линией (4 сек.).

20. (Квадрат 26). Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В - стрелку, направленную вверх, под буквой С - галочку (3 сек.).

21. (Квадрат 27). Если слова «ДОМ» и «ДУБ» начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (3 сек.).

22. (Квадрат 28). Поставьте в крайней слева клеточке 0, в крайней справа плюс, в середине проведите диагональ (3 сек.).

23. (Квадрат 29). Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 сек.).

24. (Квадрат 30). Если в слове «ПОДАРОК» третья буква не И, напишите сумму чисел 3+5 (3 сек.).

25. (Квадрат 31). В слове «САЛЮТ» обведите кружком согласные буквы, а в слове «ДОЖДЬ» зачеркните гласные (4 сек.).

26. (Квадрат 32). Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3 сек.).

27. (Квадрат 33). Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4 сек.).

28. (Квадрат 34). Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3 сек.).

29. (Квадрат 35). Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными - стрелку, направленную влево (5 сек.).

30. (Квадрат 36). Напишите слово «МИР» так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая в прямоугольнике (3 сек.).

31. (Квадрат 37). Укажите стрелками направления горизонтальных линий вправо, а вертикальных - вверх (5 сек.).

32. (Квадрат 39). Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3 сек.).

33. (Квадрат 40). Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных (5 сек.).

34. (Квадрат 41). Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией - стрелку, направленную влево (2 сек.).

35. (Квадрат 42). Заключите букву М в квадрат, К в круг, О в треугольник (4 сек.).

36. (Квадрат 43). Сумму чисел 5+2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел - в ромбе (4 сек.).

37. (Квадрат 44). Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные (5 сек.).

38. (Квадрат 45). Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 - только в прямоугольник (3 сек.).

39. (Квадрат 46). Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5 сек.).

40. (Квадрат 47). Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные в круглые (5 сек.).

Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается и пропущенное задание. Нормы выполнения: 0-4 ошибки - высокая лабильность, хорошая способность к обучению; 5-9 ошибок - средняя лабильность; 10-14 ошибок - низкая лабильность, трудности в переобучении; 15 и более ошибок - мало успешен в любой деятельности.

В наши дни для того, чтобы личность полноценно развивалась, необходимо расширять профессиональные способности и личные качества индивида.

Уровень интеллекта

Психическая работа мозга человека полностью зависит от уровня интеллекта, который содержит в себе способности к познанию, логике, анализу информации. У людей с высоким уровнем интеллектуальной лабильности имеются способности к качественному и адекватному реагированию на изменение обстоятельств, к приобретению новых и полезных навыков, а также к принятию нестандартных решений.

Профессионал, который использует свои сильные стороны на полную мощность, может скрыть и преодолеть недостатки, получая необходимый результат, а также переключая собственное внимание и действуя без ошибок.

Определение термина «лабильность»

Лабильность в переводе с латинского языка обозначает "скольжение, неустойчивость". Под термином принято понимать максимальную подвижность и неустойчивость психики, физиологического состояния или температуры тела. Также лабильность - это подвижность нервной и мышечной ткани, которая характеризуется величайшей частотой, с помощью которой ткань может возбуждаться в ритме раздражений.

Само понятие является довольно распространенным, как правило, им обозначают подвижность и переменчивость различных процессов в организме. В этом смысле лабильность не всегда является положительным качеством. В психологии данный термин определяет неустойчивость эмоциональных состояний и звучит как «эмоциональная лабильность».

Интеллектуальная лабильность

Она является одной из разновидностей лабильности, включает в себя способность молниеносного переключения внимания, а также быстрого перехода от решения одной задачи к другой без допущения ошибки.

Интеллектуальная лабильностьзависит от нейрофизиологических особенностей строения коры головного мозга. Это биологический детерминированный процесс, на который обучение и практика никак не влияют. На уровень интеллектуальной лабильности воздействует скорость возбуждения и торможения в нейронах, степень уравновешенности данных процессов.

Чем выше показатель лабильности у человека, тем мозг будет быстрее реагировать на полученную информацию и производить координирование психомоторных реакций. Можно сказать, что уровень лабильности является показателем определения скорости и точности восприятия, а также обработки получаемой информации.

Автор методики «Интеллектуальная лабильность» - Козлова В. Т.

В тесте целый ряд простых упражнений, которые проговаривает экспериментатор. Для того чтобы подумать над каждым заданием, испытуемому дается 4-5 секунд. Перед тем как приступить к решению, экспериментатор предупреждает о начале теста и о том, что нужно внимательно отвечать на каждый пункт, указанный на бланке. Перед началом проведения методики на интеллектуальную лабильность человек, на которого возлагаются полномочия экспериментатора, должен предварительно просмотреть все пункты и на протяжении всего теста четко и понятно проговаривать номера квадратов, где располагаются предложенные задания.

Тест на интеллектуальную лабильность проводится для того, чтобы спрогнозировать успешность в профессиональном обучении, освоении различных видов деятельности и оценке качества трудовой практики. Проводимый тест должен проходить с высокой концентрацией внимания и большой скоростью действий. Тест на интеллектуальную лабильность может проводиться как в группе, так и в частном порядке. За отведенное время испытуемые выполняют ряд несложных заданий, которые находятся на специальном бланке.

Методика интеллектуальной лабильностине является нормированной. В литературе по психологии для определения уровня интеллектуальной лабильности, как правило, приводят огромное количество критериев соотношения испытуемых по 4 различным категориям с разными показателями лабильности. Их выделяют с помощью объема неправильных ответов при решении теста.

Итоги прохождения теста

Оценку испытуемым начисляют по количеству неправильных ответов. К ошибочному результату относят сделанное с ошибкой или не сделанное, а также пропущенное задание. Тест хорош тем, что он требует немного времени для проведения и подведения итогов. После его прохождения можно точно спрогнозировать профессиональную пригодность каждого испытуемого.

Итог прохождения теста:

  • от 1 до 4 неправильных ответов - прекрасные данные к обучению, лабильность на высоком уровне;
  • от 5 до 9 - у испытуемого лабильность на среднем уровне;
  • 10-14 неправильных ответов - сложности при обучении, низкий уровень лабильности;
  • от 15 и выше - сложно обучаемый испытуемый.

Данной методикой рекомендуют пользоваться детям, начиная с 12-13 лет. Сравнивая и сопоставляя количество полученных неправильных ответов с количеством правильных, можно сделать вывод о том, какие параметры требуют развития (скорость или точность) при выполнении упражнений теста.

Методика направлена на исследование лабильности , то есть способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.

Методика состоит из ряда нескольких несложных заданий, которые зачитываются экспериментатором. На решение каждого задания отводится от 3 до 5 секунд. Ответы испытуемого фиксируются на специальном бланке. Методика предназначена для взрослых испытуемых.

Тестовый материал.
  1. (Квадрат 1 ). Напишите первую букву имени «Сергей» и последнюю букву первого месяца года (3 сек.).
  2. (Квадрат 4 ). Напишите слово ПАР так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 сек.).
  3. (Квадрат 5 ). Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 сек.).
  4. (Квадрат 6 ). Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом № 2 и над кругом № 3 (3 сек.).
  5. (Квадрат 7 ). Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 сек.).
  6. (Квадрат 6 ). Разделите второй круг на ТРИ, а четвертый на ДВЕ части (4 сек.).
  7. (Квадрат 10 ). Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3 сек.).
  8. (Квадрат 12 ). Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0 (4 сек.).
  9. (Квадрат 13 ). Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4 сек.).
  10. (Квадрат 15 ). Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4 сек.).
  11. (Квадрат 17 ). Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия вашего города (4 сек.).
  12. (Квадрат 18 ). Если в слове СИНОНИМ шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1 (3 сек.).
  13. (Квадрат 19 ). Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3 сек.).
  14. (Квадрат 20 ). Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3 (3 сек.)
  15. (Квадрат 21 ). Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2 сек.).
  16. (Квадрат 22 ). Разделите первую линию на три части, вторую на две, а оба конца третьей соедините с точкой А (4 сек.).
  17. (Квадрат 23 ). Соедините конец первой линии и верхним концом второй, а верхний конец второй – с нижним концом четвертой (3 сек.).
  18. (Квадрат 24 ). Зачеркните нечетные цифры и подчерните четные (5 сек.).
  19. (Квадрат 25 ). Заключите две фигуры в круг и отведите их друг от друга вертикальной линией (4 сек.).
  20. (Квадрат 26 ). Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В стрелку, направленную вверх, под буквой С – галочку (3 сек.).
  21. (Квадрат 27 ). Если слова ДОМ и ДУБ начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (3 сек.).
  22. (Квадрат 28 ). Поставьте в крайней слева клеточке О, в крайней справа плюс, в середине проведите диагональ (3 сек.).
  23. (Квадрат 29 ). Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 сек.).
  24. (Квадрат 30 ). Если в слове ПОДАРОК третья буква не И, напишите сумму чисел 3+5 (3 сек.).
  25. (Квадрат 31 ). В слове САЛЮТ обведите кружком согласные буквы, а в слове ДОЖДЬ зачеркните гласные (4 сек.).
  26. (Квадрат 32 ). Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3 сек.).
  27. (Квадрат 33 ). Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4 сек.).
  28. (Квадрат 34 ). Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3 сек.).
  29. (Квадрат 35 ). Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными – стрелку, направленную влево (5 сек.).
  30. (Квадрат 36 ). Напишите слово МИР так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая в прямоугольнике (3 сек.).
  31. (Квадрат 37 ). Укажите стрелками направления горизонтальных линий вправо, а вертикальных – вверх (5 сек.).
  32. (Квадрат 39 ). Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3 сек.).
  33. (Квадрат 40 ). Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных (5 сек.).
  34. (Квадрат 41 ). Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией -стрелку, направленную влево (2 сек.).
  35. (Квадрат 42 ). Заключите букву М в квадрат, К – в круг, О – в треугольник (4 сек.).
  36. (Квадрат 43 ). Сумму чисел 5+2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел – в ромбе (4 сек.).
  37. (Квадрат 44 ). Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные (5 сек.).
  38. (Квадрат 45 ). Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 – только в прямоугольник (3 сек.).
  39. (Квадрат 46 ). Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5 сек.).
  40. (Квадрат 47 ). Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные – в круглые (5 сек.).
Обработка результатов теста

Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается и пропущенное задание. Нормы выполнения:

  • 0–4 ошибки – хорошая способность к обучению;
  • 5–9 ошибок – средняя лабильность;
  • 10–14 ошибок – низкая лабильность, трудности в переобучении;
  • 15 и более ошибок – мало успешен в любой деятельности, в учебной в том числе.

Интеллектуальная лабильность сказывается на быстроте принятия решений сотрудника, его работоспособности. Как оценить уровень интеллектуальной лабильности и повысить производительность?

Из статьи вы узнаете:

Что такое интеллектуальная лабильность?

В переводе с латинского языка «лабильность» обозначает «неустойчивость, скольжение». Под термином понимают максимальную подвижность психики, физиологического состояния. Понятие распространено в профессиональной сфере, а для проверки персонала разработаны тесты. Лабильность делится на эмоциональную и интеллектуальную. Первая отражает отрицательные черты личности, которые негативно сказываются на поведении.

Читайте актуальную информацию в электронном журнале « »:

Лабильность мышления варьируется. Она зависит от нейрофизиологических особенностей строения головного мозга. На уровень неустойчивости воздействует скорость торможения и возбуждения в нейронах, степень уравновешенности процессов. Чем выше показатель, тем быстрее реагирует мозг на полученную информацию.

Невозможно назвать все факторы, влияющие на развитие интеллектуальной лабильности. Скорость мышления напрямую зависит от генетики человека. Если вы не обладаете этим свойством, развивайтесь в других направлениях, которые поддаются корректировке. К ним относится интуиция, профессиональные и личностные качества. Для рядовых сотрудников они не всегда важны, но руководители должны ставить их на первый план.

1. (квадрат номер 1) Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года.

2. (квадрат номер 4) Напишите слово ПАР так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике.

3. (квадрат 5) Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями.

4. (квадрат 6) Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3.

5. (квадрат 7) Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь.

6. (квадрат 8) Разделите второй круг на три, а четвертый на две части.

7. (квадрат 10) Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени.

8. (квадрат 12) Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0.

9. (квадрат 13) Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике.

10. (квадрат 15) Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные.

11. (квадрат 17) Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия вашего города.

12. (квадрат 18) Если в слове «синоним» шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1.

13. (квадрат 19) Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую.

14. (квадрат 20) Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3.

15. (квадрат 21) Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними.

16. (квадрат 22) Разделите первую линию на три части, вторую на две, а оба конца третьей соедините с точкой А.

17. (квадрат 23) Соедините нижний конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй - с нижним концом четвертой.

18. (квадрат 24) Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные.

19. (квадрат 25) Заключите две фигуры в круг и отведите их друг от друга вертикальной линией.

20. (квадрат 26) Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В - стрелку, направленную вверх, под буквой С - галочку.

21. (квадрат 27) Если слова "дом" и "дуб" начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус.

22. (квадрат 28) Поставьте в крайней слева клеточке 0, в крайней справа плюс, в середине проведите диагональ.

23. (квадрат 29) Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А.

24. (квадрат 30) Если в слове "подарок" третья буква не И, напишите сумму чисел 3 + 5.

25. (квадрат 31) В слове "салют" обведите кружком согласные буквы, а в слове дождь зачеркните гласные.

26. (квадрат 32) Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника.

27. (квадрат 33) Проведите линию от цифры 1 к цифре 7, так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными.

28. (квадрат 34) Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните.

29. (квадрат 35) Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными - стрелку, направленную влево.

30. (квадрат 36) Напишите слово "мир" так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая в прямоугольнике.

31. (квадрат 37) Укажите стрелками направления горизонтальных линий вправо, а вертикальных вверх.

32. (квадрат 39) Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй.

33. (квадрат 40) Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных.

34. (квадрат 41) Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией - стрелку, направленную влево.

35. (квадрат 42) Заключите букву М в квадрат, К в круг, О в треугольник.

36. (квадрат 43) Сумму чисел 5 + 2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел - в ромб.

37. (квадрат 44) Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные.

38. (квадрат 45) Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 - только в прямоугольник).

39. (квадрат 46) Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры.

40. (квадрат 47) Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные в круглые.

Перед проведением методики экспериментатор должен внимательно ознакомиться с заданиями и во время процедуры обследования четко произносить номер квадрата, в котором будет выполняться очередное задание, так как номера заданий и квадратов на бланке испытуемого не совпадают.
Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается любое пропущенное, не выполненное или выполненное с ошибкой задание.
Норма выполнения:
0-4 ошибки – высокая лабильность, хорошая способность к обучению;
5-9 ошибок – средняя лабильность;
10-14 ошибок – низкая лабильность, трудности в переобучении;
15 и более ошибок – мало успешен в любой деятельности.
Тест требует мало времени для проведения тестирования и обработки результатов, вместе с тем он дает достаточно точный прогноз профессиональной пригодности.

Бланк ответов


Методика «Интеллектуальная лабильность» (12-15 лет) модификации С.Н. Костроминой

Модифицированный вариант методики «Интеллектуальная лабильность» для подростков и юношества. Используется с целью прогноза успешности в обучении и освоении нового вида деятельности.
Методика требует от испытуемых высокой концентрации внимания, быстроты реакции на предлагаемое задание, а также заданную скорость выполнения, что в совокупности отражает способность ребенка к кратковременной интенсивной деятельности. Кроме того, в методику включен ряд заданий, выявляющих умение ориентироваться на условия задания, выполнять и учитывать несколько требований одновременно, владеть точным анализом различных признаков.
В течение ограниченного количества времени (3-4 секунды) обследуемые должны выполнить несложные задания на специальном бланке, которые зачитываются специалистом. Бланк представляет собой разграфленный на 25 пронумерованных квадратов лист. Каждое задание имеет строго заданный квадрат и должно выполняться именно в нем. Методика может применяться как фронтально, так и индивидуально.

Инструкция: «Слушайте внимательно задание и номер квадрата. Переспрашивать нельзя. Прочитанное мною задание не повторяется. Работаем быстро. Внимание! Начинаем!»
Содержание методики
1. (Квадрат номер 1). Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца.
2. (Квадрат номер 2). Напишите цифры 1, 6, 3. Нечетные обведите.
3. (Квадрат номер 4). Напишите слово «пар» наоборот.
4. (Квадрат номер 5). Нарисуйте прямоугольник. Разделите его двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями.
5. (Квадрат номер 6). Нарисуйте четыре круга. Первый круг зачеркните, а третий подчеркните.
6. (Квадрат номер 7). Нарисуйте треугольник и квадрат так, чтобы они пересекались.
7. (Квадрат номер 8). Напишите слово «мел». Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными стрелку, направленную влево.
8. (Квадрат номер 10). Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву слова «книга».
9. (Квадрат номер 12). Нарисуйте прямоугольник, а рядом ромб. В прямоугольнике напишите сумму чисел 5 и 2, а в ромбе разность этих чисел.
10. (Квадрат номер 13). Нарисуйте три точки так, чтобы при их соединении получился треугольник.
11. (Квадрат номер 15). Напишите слово «ручка». Гласные зачеркните.
12. (Квадрат номер 17). Разделите квадрат двумя диагональными линиями. Точку пересечения обозначьте последней буквой названия нашего города.
13. (Квадрат номер 18). Если в слове «синоним» шестая буква гласная, то поставьте цифру 1.
14. (Квадрат номер 20). Нарисуйте треугольник, а в нем окружность.
15. (Квадрат номер 21). Напишите число 82365. Нечетные цифры зачеркните.
16. (Квадрат номер 22). Если число 54 делится на 9, поставьте галочку.
17. (Квадрат номер 19). Если в слове «подарок» третья буква не «и», напишите сумму чисел 6 и 3.
18. (Квадрат номер 23). Если слова «дом» и «дуб» начинаются на одну и ту же букву, поставьте тире.
19. (Квадрат номер 24). Напишите буквы «М», «К», «О», букву «М» заключите в квадрат, букву «К» - в круг, букву «О» - в треугольник.
20. (Квадрат номер 25). Напишите слово «салют». Обведите в круг согласные буквы.