Этические аспекты психологического консультирования.  Перед членами семьи клиента

Система ценностей консультанта определяет исходные предпосылки консультирования. Любая проблема личности, как отмечает, это моральная проблема; иначе говоря, каждая проблема личности имеет свой моральный подтекст. Уже сам вопрос, часто задаваемый в консультировании и психотерапии, - "Как я должен жить?" - является сущностным для всех моральных систем. Здесь и возникает второй вопрос: в какой степени собственно процесс консультирования имеет или должен иметь характер ценностной дискуссии, а также в какой степени ценности консультанта должны "участвовать" в процессе консультирования. Если ответ на первый вопрос более или менее ясен - проблемы клиента следует воспринимать как следствие психического и духовного нездоровья, а не как предмет моральности, - то по второму вопросу существуют две крайние позиции.

Одна из них - консультант должен быть "объективным", ценностно нейтральным и не вносить в консультативные отношения свою жизненную философию и ценностную систему. Он обязан полностью сконцентрироваться на ценностях клиентов. Это не означает, что идеальным считается консультант, не имеющий собственной системы ценностей, - просто он не должен занимать во время консультирования определенную позицию по моральным и ценностным аспектам. Причины, по которым консультанту следует избегать оказывать воздействие на ценности клиента:

· жизненная философия каждого индивида уникальна и нежелательно навязывать ее другим;

· ни один консультант не может утверждать, что имеет полностью развитую, адекватную философию жизни;

· наиболее подходящие места для усвоения ценностей - это семья, церковь и школа, а не кабинет консультанта;

· индивид развивает собственную этическую систему, пользуясь не одним источником и не за один день, а под влиянием многих жизненных факторов и в течение длительного отрезка времени;

· никто не может воспрепятствовать другому человеку в формировании уникальной философии жизни, которая была бы для него самой осмысленной;

· клиент имеет право на неприятие этических принципов и философии жизни другого лица.

На противоположном полюсе - мнение Е. Williamson (1958; цит. по: George, Cristiani, 1990), согласно которому консультант должен открыто и ясно демонстрировать клиенту свою ценностную позицию, поскольку попытка быть нейтральным в ценностных ситуациях побуждает клиента полагать, что консультант считает приемлемым и оправданным пагубное с социальной, моральной и правовой точек зрения поведение. Это позиция консультанта- воспитателя, знающего, что хорошо и что плохо.

Трудно согласиться с обоими крайними мнениями. Если реально посмотреть на ситуацию консультирования, станет ясно, что полностью исключить ценности консультанта, мировоззренческие аспекты из консультативного контакта с клиентом просто невозможно, если консультирование понимать как отношения двух людей, а не как нечто механическое или заранее запрограммированное. Консультант должен четко знать свои ценности, не скрывать их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на консультативных встречах, поскольку немало проблем скрыто именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ценностной системы. Однако ясная ценностная позиция консультанта не подразумевает нравоучений и морализирования. В любом случае влияние ценностей консультанта на клиента имеет свою этическую сторону, если признать, что выдвигаемые консультантом цели и используемые методы отражают и его философию жизни. Даже прямо не навязывая клиенту свои ценности, однако придерживаясь в работе определенной философии, мы неизбежно "вносим" в консультирование свое воззрение на систему сущностных вопросов жизни.


По мнению G. Corey (1986), консультант или психотерапевт, желая избежать ценностных коллизий в процессе консультирования, должен иметь четкую позицию по некоторым вопросам. Важнейшие сферы, в которых важна позиция консультанта, - это семья, секс, аборты, религия, наркотики.

Консультанту бесконечно важно знать, какое влияние оказывают его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой и тем не менее избежать навязывания собственных установок клиентам. Жизненная философия каждого человека и его ценности уникальны. Было бы слишком высокомерно думать, что только консультант знает, что такое "хорошая и праведная жизнь". С другой стороны, нейтральность консультанта означает или его амбивалентность в отношении ценностей, или то, что он заботится только о "защите" процесса консультирования от своих ценностей, и это мешает аутентичности и искренности. В процессе консультирования мы должны помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностей и принять на ее основании самостоятельное решение, каким образом они могут изменить поведение или даже сами ценности. Следовательно, консультант поднимает вопросы, а ответы на них ищет и находит клиент на основе собственных ценностей. Консультант, ориентируясь на свою систему ценностей, также помогает клиенту лучше понять последствия некоторых решений, поступков для его собственной жизни и благополучия близких ему людей.

В области терапевтической психологии или, в частности, в теории психологической помощи в новом свете предстаёт проблема психологического познания человека: понимание его как личности и индивидуальности и объяснения внутренних причин его индивидуального поведения. Термин «терапевтическая психология» предложен А. Бремтером и Э. Шостромом (1968).

Отметим, что в традиционной психологической науке акцент в познании человека ставится на поиск общих законов развития психики, представленного, например, в дифференциальной психологии или психологии личности. В терапевтической психологии акцент в познании личности делается на индивидуальные закономерности развития конкретной. Принципиальное отличие предметов психологического познания в первом и во втором случаях заключается в смещении акцента с естественно-научной традиции в психологии на гуманитарную. Это внутри научная дилемма для психологии не нова, и существуют различные философские пути её рассмотрения.

Одна из крайних точек зрения, принадлежащая Д. Ньюброу (1997) заключается в том, что «существует две психологии», два параллельных психологических знания о человеке: естественно-научное и гуманитарное.

Другие авторы размышляют об изменении соотношения между экспериментальной (от experiment) и эксперинисильной (от experience) психологией (Криппер, де Карвадо, 1993); между номинатизмом и эссенцианизмом (Поппер, 1992).

В отечественной психологии дискуссия на эту тему развернулась с конца 1980-х годов. Так, А.А.Радзиховский (1989), «возвращаясь» к В.Дильтею, В.Виндельбанду, А.Бергсону в обсуждении вопроса строгости не строгости психологических теорий, говорит о понимающей и объяснительной, номотетической и идеографической психологии. О не строгости психологической теории пишет Г.В.Суходельский (1998), хотя для его методологической позиции свойственен оптимизм, и он считает, что перспектива развитии психологии связана именно с её движением к строгости. А.М.Эдкинд (1987) видит отличие «академической» и «практической» психологии в различных их задачах «исследования» в противоположность «изменению». А.А.Пузырей (1988) пишет о следующей диаде: об естественно-научном мышлении в психологии с его ориентацией на «практическую теорию» и о психотехническом типе научного психологического мышления, который ориентирован на «теоретическую практику».В.А Богданов разделяет причинный и целевой подходы, идущие от Галилея и Аристотеля, и видит их отражение в психологии в наличии двух различных языков: «языка черт» и «языка факторов ситуации» или структурной в противоположность дискриптивной психологии.



Более взвешенная позиция заключается, на наш взгляд, в том, что простое противопоставление гуманитарного и естественно-научного знания, понимания и объяснения уже не представляется плодотворным, поэтому не эффективным и частные проявления этого противопоставления, выражающиеся в спорах о научности и не научности тех или иных психологических подходов, школ, методов.

Если обратиться к современной эпестимологии, то мы увидим, что многие философы признают тот факт, что наука как сфера методического, упорядоченного знания принципиально неполна: за пределы её компетенции выходит в частности, её собственное основание; об этом писали П. Фейерабент (1986),В.П. Зинченко (1991), К. Поппер(1992), Х-Г. Гадамер (1998) и другие. К. Поппер «Науки есть здание, воздвигнутое на сваях, не достигающих дна болота»

На наш взгляд, существуют различные виды человеческого опыта и поэтому существуют различные виды знания о человеке: философское, религиозное, медицинское, психологическое, психоаналитическое. В них по-разному представлены интуитивное и логическое; эмпирическое и теоретическое; знание de dicto, de re и de si.

Что касается терапевтического психологического знания, то для него характерными, по нашему мнению, оказываются следующие особенности:

аксиологический компонент - ценностное отношение субъекта к объекту, которое нельзя свести ни к гносеологическому, ни к пракселогическому аспекту. Как известно со времен Д.Юма (1965), ценности не могут быть отождествлены со знаниями, поскольку «суждения о должном» не выводимы из «суждения о сущем».

М.С. Каган определяет ценность как «отношение данного предмета к интересам, идеалам и потребностям субъекта (Каган, 1988, с.65). Содержание ценностей реализуется в терапевтическом знании чаще всего в профессиональной этике психолога, но на самом деле этому содержанию подчинены и гносеологические, и пракселогические аспекты его профессиональной деятельности. Здесь видится некий парадокс, отмеченный Л. Витгенштейном и заключающейся в том, что «в мире нет ценности», в том смысле, что мир фактичен. Ценности же, этическое, не принадлежит к событиям, фактам, феноменам мира…подобно тому, как этика является необходимым условием мира, так ценности являясь нечто подобным по сути своей невыразимы.

Понимание рассматривается не как «прелюдия к объяснению» (что характерно для научного позитивизма), а как равноправная, более того, в некоторых психотерапевтических школах и доминирующая (например, клиент - центрированная психотерапия) и даже единственная (например, психосинтез с его запретом на интерпретацию) составляющая процессы познания человека.

Понимание – это процесс, который даёт знак нашей психической реальности, стоящей за выраженными (и не выраженными чувствами).

Понимание другого – это в чувствование в чужой опыт.

Понимание себя выступает как основа понимания проявления другой жизни, чужого духа.

Понимание это опыт de se (индивидуальное знание психолога о самом себе) + опыт de re (знание конкретных единичных фактов) + de diеto (обобщенное знание о неком явлении).

В терапевтических отношениях познание человека может носить различный процессуальный характер, но познание – это всегда диалог, где каждый человек (как клиент, так и консультант) становится и объектом, и субъектом познания.

В результате процесса терапевтического познания образуется новая реальность, характеризующаяся измененными ценностями и новым уровнем задач, стоящими перед обоими участниками процесса.

Терапевтическая психологическое знание оперирует не только и не столько понятием «истина» (как это характерно для эмпирической психологии), сколько понятием «правда», что является в целом справедливым для всех терапевтических подходов, какими различающимися по всем остальным параметрам они не были.

Идея правды философии по-разному развивалась в работах И. Канта (1964, т.4); В.С. Соловьева (1996); в современной отечественной психологии эту проблему разрабатывает В.В. Знаков, который вводит философскую категорию правды, определяя её как «сочетание истинностной и ценностно-нормативной оценки знаний» (Знаков, 1993, с.15).

В основе терапевтического психологического знания в отличие от психотерапевтического медицинского знания лежит не понятие психического здоровья, а понятие терапевтической модели изменений личности, которая (модель) свободна от идеи «нормальности-ненормальности»: она заменена различными вариациями концепции индивидуального развития личности.

Совершенно особое значение в терапевтическом психологическом знании приобретают язык и его символические функции в процессии познания личности. Реч ь идет не о том, что «слово лечит», как это часто говориться в психотерапии, а о том, что при взвешенном содействии психоаналитика (психотерапевта, консультанта, ориентированных на слушание клиента, а не на другие виды помощи) услышанное собственное слово ведет к возможности открытия нового, хотя уже имевшегося знания о себе.

Неизмеримо возрастает философская значимость единичного, индивидуально неповторимого в противовес рационализму и панлогизму с их подчеркнутым интересом к универсальному. Эта традиция идет от работ Шопенгауэра, Кьеркегора, Витгенштейна в философии и от работ Фрейда, Адлера, Олпорта, Мюррея, Ананьева в психологии.

В целом можно согласиться с точкой зрения, что в настоящее время происходит изменение не столько и не только структуры психологии, сколько системы психологии в изменяющейся системе видения мира (Пригожин, Стенгерс,1986). В.Е.Коган считает, что в процессе актуальных изменений отечественной психологической науки «изменяется не только семиотика психологии, но и семиотика, внутренней и внешней границы её семеотического пространства, сегодня включающего в себя и психотерапию, на монопольное владение которой претендовала, да и продолжает претендовать медицина» (Коган 1947).

Глава 2 КОНСУЛЬТАНТ

  1. Профессия психолога-консультанта

  2. Личность психолога-консультанта

  3. Цели и задачи консультанта

  4. Система профессиональных ценностей консультанта

  5. Профессиональная этика психолога-консультанта

  6. Общие правила и установки консультанта
2.1. Профессия психолога-консультанта

Довольно часто психологи произносят следующую фразу: «Психолог - не профессия, а образ жизни». На наш взгляд, в ней мало правды. Если бы стать психологом было так просто, человек менял бы свой образ жизни на «психологический», не испытывая при этом боли и разочарований, самостоятельно решал бы свои проблемы, не искал ответов на те вопросы, которые тревожат «непсихологов». Поэтому психолог - это, прежде всего, профес­сия, однако весьма специфическая. Психолог-практик, ежедневно работающий с людьми, обретает особый взгляд на мир. Можно го­ворить о формировании профессиональной ментальное™ психо­лога-консультанта как его предрасположенности воспринимать, чув­ствовать, мыслить, действовать определенным образом по отноше­нию к профессионально значимым объектам, себе как профессио­налу и профессиональной деятельности в целом.

В системе профессионального образования Республики Беларусь отсутствует специальность «Психолог-консультант». Не разработа­ны квалификационная характеристика психолога-консультанта, государственный образовательный стандарт 2 , отсутствует профес-

Квалификационная характеристика - документ, содержащий должностные обязанности, характеристику труда, а также перечень основных знаний и навыков, которыми должен обладать специалист.

Государственный образовательный стандарт - документ, в котором опре­делены требования к обязательному минимуму содержания, уровню под­готовки выпускников и максимальному объему учебной нагрузки за время подготовки.

сиограмма, т.е. правовые основы данной профессии. Большинство вузов Республики Беларусь, ведущих подготовку психологов, рабо­тают по стандартам, согласно которым на IV-V курсе студенты изучают предмет «Психологическое консультирование». На этом подготовка к профессиональной деятельности обычно заканчивает­ся, а студенты (слушатели), испытывающие интерес к данной про­фессии, продолжают обучение самостоятельно.

Однако профессия психолог-консультант существует в нашей республике по факту: есть люди, занимающиеся консультировани­ем, есть люди, обращающиеся к ним за помощью. Понятие «пси­холог-консультант» стало обыденным и вошло как в теоретичес­кие разработки, так и в повседневную жизнь.

Профессиональная деятельность психолога-консультанта име­ет структуру, состоящую из ряда взаимосвязанных и взаимообус­ловленных компонентов. Как любая деятельность, она предпола­гает наличие следующих компонентов:

V субъекта (того, кто ее осуществляет, т.е. психолога-консуль­танта);

s объекта (того, для кого она организована, т.е. клиента, кото­рый в консультировании рассматривается как полноправный субъ­ект взаимодействия);

/ целей (на какой результат ориентирована деятельность);

S функций (выполняемых консультантом и клиентом);

/ средств (при помощи которых достигается цель этой дея­тельности).

2.2. Личность психолога-консультанта

" Личность психолога почти во всех теоретических подходах определяется как важнейшее «целительное средство». По суще­ству, основная техника консультирования - «психолог как ин­струмент», т.е. основным средством, стимулирующим совершен­ствование личности клиента, выступает личность консультанта.

Требуемые личностные качества не являются врожденными, а развиваются в течение жизни. Эффективность консультанта опре­деляется не только свойствами личности, но также профессио­нальными знаниями и специальными навыками.

Каким же должно быть сочетание свойств личности, в наи­большей степени обеспечивающее успех консультирования?

Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности:

S проявление глубокого интереса к людям и терпение в обще­нии с ними;

S чувствительность к установкам и поведению людей;

S эмоциональная стабильность и объективность;

/ способность вызывать доверие;

S уважение прав других людей.

В 1964 г. Комитет по надзору и подготовке консультантов установил следующие качества личности, необходимые консуль­танту: 1) доверие к людям; 2) уважение ценностей другой личнос­ти; 3) проницательность; 4) отсутствие предубеждений; 5) самопо-, нимание; 6) сознание профессионального долга (по Р. Кочюнасу).

Анализ требований профессиональной деятельности психоло­га-консультанта к его личности свидетельствует о необходимости наличия у него высоких умственных способностей, социабельнос-ти, эмоциональной устойчивости. Р. Мэй выделяет следующие требования: осознание психологом своих внутренних невротичес­ких ограничений; обретение мужества принимать неудачу и соб­ственное несовершенство; умение радоваться не только достигну­тым целям, но и самому процессу жизни; проявление интереса к людям ради них самих, а не во имя каких-то высших ценностей (религиозных, нравственных или связанных с общественным про­грессом).

Отмечая способность практически решать задачи на общение как специальную способность именно психологов, Н.В. Бачманова и Н.А. Стафурина выделяют в ее структуре пять главных состав­ляющих:

S умение полно и правильно воспринимать человека (наблю­дательность, быстрая ориентация в ситуации и т.п.);

S умение понимать внутренние свойства и особенности чело­века (проникновение в его духовный мир, интуиция);

S умение сопереживать (эмпатия, сочувствие, доброта и ува­жение к человеку, готовность помочь);

S умение управлять самим собой и процессом общения (само­контроль);

S умение анализировать свое поведение (рефлексия).

В отношении пятой составляющей, рефлексии, для практичес­кого психолога особую важность приобретают два ее аспекта. Во-первых, у психолога должно присутствовать ясное осознание того, как он воспринимается партнерами по общению, т.е. клиентами. Во-вторых, необходима профессионально направленная рефлек­сия, предполагающая рефлексирование профессиональной пози­ции, предмета взаимодействия, обобщенной теории и «Я-концеп-ции» психолога (Г.С. Абрамова). Например, низкий уровень про­фессиональной компетентности начинающих психологов связан, прежде всего, с преобладанием житейского подхода, отсутствием профессионально направленной рефлексии и ее содержательного обеспечения научной теорией.

Несовместимыми с работой психолога-консультанта являются следующие компоненты: незрелость личности; низкая сила эго; авторитарность; низкий интеллект; пассивность и замкнутость; от­сутствие эмпатии; невозможность решать проблемы; излишняя за­торможенность; низкая организованность; плохое сопротивление стрессу; потребность в гиперопеке; высокая тревожность; склон­ность использовать клиентов для удовлетворения своих потреб­ностей; неумение быть терпимым к различным побуждениям кли­ентов; невротическая установка в отношении денег.

Возникает вопрос: кого же можно назвать эффективным кон­сультантом? Можно ли говорить о том, что какие-то личностные качества являются препятствием к профессиональной деятельнос­ти? В литературе отмечается, что начинающий консультант успе­шен примерно в 30% случаев, тогда как профессионал - в 60%. Разные подходы и направления предъявляют целый спектр требо­ваний к личности психолога-консультанта. В то же время унифи­кация этих требований абсурдна. С одной стороны, каждому кли­енту требуется «свой» психолог, и консультант, эффективный в работе с одним клиентом, может оказаться совершенно бесполез­ным для другого. С другой стороны, если говорить о наличии «идеального» сочетания личностных качеств для работы в качест­ве психолога-консультанта, это может привести к очередной «охо­те на ведьм», например при отборе студентов на психологические

факультеты. И все же есть качества, способствующие успешному решению профессиональных задач в области психологической

Анализ профессиональной деятельности психолога позволил Р. Кочюнасу включить следующие качества в модель личности эффективного консультанта:

1. Аутентичность (подлинность, искренность, конгруэнт­ность). Необходимо отметить, что не все психологи-консультанты разделяют данную позицию. «Профессиональный мундир» защи­щает психолога от тревоги, страха и неуверенности. Даже в случае сомнения психолог может прибегнуть к техническому приему или уловке, ответить вопросом на вопрос клиента, т.е. не встречаться с последним как личность с личностью. Аутентичный психолог мо­жет озвучивать свои чувства и сомнения, если это помогает про­двинуться в консультировании. Он позволяет себе не знать ответа на все вопросы, может говорить о своих переживаниях и соб­ственном опыте, проявляет свое истинное «Я» как в своих непо­средственных реакциях, так и в поведении в целом.

Д. Бьюдженталь выделяет три основных признака аутентично­го существования:

f полное осознание настоящего момента; s выбор способа жизни в данный момент; S принятие ответственности за свой выбор. Подлинное, или аутентичное, существование - это достаточно сложная и ответственная жизнь. Однако в пользу такого выбора свидетельствует тот факт, что единственный шанс прожить свою, а не чужую жизнь дается тому, кто является собой, не прячет свое истинное «Я» под маску.


  1. Открытость собственному опыту. Здесь открытость пони­мается как искренность в восприятии собственных чувств. Социаль­ный опыт учит нас отбрасывать отрицательные чувства («Нельзя обижаться на родителей!»; «Мальчики не плачут!» и т.д.). Эффек­тивный консультант не должен вытеснять чувства, которые в этом случае становятся иррациональными, источником неконтролируе­мого поведения.

  2. Развитие самопознания. Чем лучше психолог знает и пони­мает себя, тем больше возможность выбора различных способов жизнедеятельности в различных ситуациях. Ответ на вопрос о возможности помощи другому человеку кроется в самооценке кон­сультанта, адекватности его отношения к собственным способнос­тям и вообще к жизни.
36

  1. Сила личности, или сильное «ego» - обязательное условие успешной деятельности. Психолог делает выбор, понимая как свои чувства и желания, так и общественные нормы, ценности, социо­культурные факторы, требования среды. Руководство собственной внутренней позицией позволяет консультанту чувствовать себя сильным в межличностных отношениях.

  2. Профессиональная и личностная идентичность. Именно идентичность позволяет обеспечить личности целостность, тожде­ственность и определенность. Э. Эриксон определил идентичность как внутреннюю «непрерывность самопереживания индивида», «длящееся внутреннее равенство с собой», как важнейшую харак­теристику целостности личности, интеграцию переживаний чело­веком своей тождественности с определенными социальными группами. Идентичность означает тождество между тем, что име­ется в сознании, и тем, какое это находит выражение во внешнем поведении. Идентичность человеку не дана, ее развитие описыва­ется не термином «формирование», а терминами «достижение» и «становление». Таким образом, психолог-консультант должен знать, кто он, кем может стать, чего хочет от жизни, что на самом деле для него важно, а что - нет.

  3. Толерантность к неопределенности. Консультанту необхо­дима уверенность в себе в ситуациях неопределенности, так как невозможно предугадать, с каким клиентом, с какой ситуацией он столкнется. Переносить напряжение в ситуации неопределенности помогают уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений.

  4. Принятие личной ответственности. Многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, и он несет ответственность за свои действия. Понимание этой ответ­ственности и разделение ее с клиентом позволяют свободно осу­ществлять выбор - соглашаться с позицией клиента или вступать в продуктивную конфронтацию.

  5. Глубина отношений с другими людьми. Для консультанта очень важным является умение разделять личные и профессио­нальные отношения. Не стоит пытаться делать клиентов из дру­зей, как и вступать в близкие личные отношения с клиентами. Те­рапевтические отношения - совершенно особые. Они являются очень важными и глубокими, однако качественно отличаются от обычных отношений.

  6. Оценка других людей. Оценочная деятельность не является основной в работе консультанта (в отличие, например, от педаго­га). Однако в ходе консультации психолог оценивает людей - их
37

чувства, взгляды, своеобразные черты, особенности взаимодей­ствия с другими людьми, для более глубокого понимания их спо­соба «бытия-в-мире». Важно делать это без осуждения и наклеи­вания ярлыков. Обратная связь, которую дает консультант клиен­ту, позволяет последнему как в зеркале увидеть свое поведение. Однако принятие сказанного консультантом возможно лишь в том случае, если его слова нацелены на оказание клиенту помощи в понимании себя, своих поступков с целью изменения неэффек­тивного поведения.


  1. Возможность выражения чувств. Эффективный консуль­тант не боится свободно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе перед клиентами. Такое поведение является проявлением аутентичности. В то же время консультант способен к сдерживанию тех чувств, выражение которых неуместно, может испугать либо оттолкнуть клиента.

  2. Постановка реалистичных целей. Консультант с самого на­чала должен осознавать наличие ограничений, как объективных, связанных с внешней средой, так и субъективных, связанных с личностью клиента. Если консультант ставит нереальные цели, это может привести его к разочарованиям.
Эффективный консультант - это, прежде всего, зрелый чело­век. Именно поэтому в отдельных направлениях психолог начинает самостоятельную профессиональную деятельность после 30 лет. Чем более разнообразной, разносторонней, активной является его личная и профессиональная жизнь, тем более эффективной ока­зывается и его деятельность.

2.3. Цели и задачи консультанта

Бесспорно, главной целью психологического консультирова­ния является оказание психологической помощи. Но в чем имен­но выражается эта помощь? Данный вопрос не имеет однозначного ответа. Различные психологические и психотерапевтические на­правления по-разному определяют приоритетность целей психо­логического консультирования.

Профессиональная деятельность психоаналитика направлена на решение следующих задач: перевод в сознание вытесненного в бессознательное материала; помощь клиенту в воспроизведении раннего опыта и анализе вытесненных конфликтов; реконструиро­вание базисной личности.

Психолог адлерианского направления трансформирует жизнен­ные цели жизни клиента; помогает клиенту в формировании со-

циально значимых целей; корректирует ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми.

Бихевиорист ставит целью исправление неадекватного поведе­ния и обучение эффективному поведению.

Рационально-эмотивный психотерапевт пытается устранить «са­моразрушающий» подход клиента к жизни и помочь сформиро­вать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем.

Клиент-центрированный психолог создает благоприятный кли­мат в ситуации консультирования, способствующий самоисследо­ванию и распознанию факторов, мешающих росту личности; по­ощряет открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтан­ность.

Психолог экзистенциального направления помогает клиенту осознать свою свободу и собственные возможности, идентифи­цировать блокирующие свободу факторы, побуждает клиента к принятию ответственности за то, что с ним происходит (Р. Ко-чюнас).

Консультанты могут иметь различные цели в зависимости от потребностей клиента. Например, это может быть помощь, на­правленная на выведение клиента из состояния депрессии, на раз­витие необходимых жизненных умений и навыков, на пережива­ние кризисных периодов и др.

Таким образом, сложно говорить о каких-то универсальных целях консультирования. Р. Кочюнас определяет цели психологи­ческого консультирования как континуум, на одном полюсе кото­рого находятся общие, глобальные, перспективные цели, а на дру­гом - специфические, конкретные, краткосрочные. В направлени­ях, ориентированных на перестройку личности, большее значение придается перспективным целям, а в направлениях, ориентиро­ванных на изменения поведения,- конкретным (т.е. между ними нет противоречия).

В наиболее общем виде цели консультирования связаны с ре­шением следующих задач:

s с исправлением, коррекцией, преодолением конкретного пси­хологического затруднения;

s с обеспечением личностного роста и развития клиента (Р. Нельсон-Джоунс, 2000).

В каждом конкретном случае цель зависит как от потребно­стей клиента, так и от теоретической ориентации консультанта.

Р. Джордж иТ.Кристиани выделяют следующие универсальные ~цёлТ17^1юминаемые теоретиками разных шкод;

1) помощь клиенту в изменениях поведения с целью более

продуктивной жизни;


  1. совершенствование способности клиента устанавливать и поддерживать межличностные отношения путем обучения клиен­та более эффективному, их построению;

  2. развитие навыков преодоления трудностей при_ столкнове­нии с новыми жизненными требованиями и обстоятельствами (to
соре);

4) содействие эффективному принятию клиентом жизненно важ­
ных pbjaejnra ^распределение времени: и энергии, оценка послед­
ствий, .риска* . тлаСШЩ/^Ш^^^^Ш^^ 1 ^^ изучение особен­
ностей личности, преодоление эмоциональных стрессов)*,

5) фасилитация личностного роста клиента и развитие его по-
тенциайьных возможностейГВ ходе"кЪЖу^ьтирования необходимо
стремиться к созданию условий для максимальной сшбодаисамовы-
ражения клиента (с учетом есте^таенных социальных ограничений),
развитию "способности клиента находиться в контакте со своим
окружением и с собственными реакциями^ возникающими в процес­
се взаимодЗгствия с окружающим миром, а также.неповышению
личной ответственности клиентов за ход их собственной жизни.

Для достижения поставленных целей консультанту необходи­мо уметь решать следующие задачи:

s осуществление диагностики и выявление проблем, имеющих­ся у клиента;

S планирование хода консультативного процесса;

S формулирование психологического диагноза, основанного на используемой консультантом системе представлений о развитии

человека;

s планирование общей стратегии консультирования, основан­ной на данных психодиагностики;

s учет возможных осложнений (рецидивов) с целью миними­зации их появления;

S доведение намеченных мероприятий до их логического за­вершения;

S гибкое варьирование стратегией и тактикой консультатив­ного процесса при выявлении у клиента новых проблем в ходе

консультирования.

В процессе консультирования при взаимодействии консультан­та и клиента происходит формулировка и переформулировка их (клиента и консультанта) целей и задач. Реализация целей кон-

сультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента. Чтобы успешно сочетать свои общие задачи и конкретные цели клиента, консультанту необходимо с самого начала задать клиенту вопро­сы: «Чего Вы ожидаете от нашего общения?»; «Каковы Ваши же­лания?» и т.п. Если клиент имеет только самое общее представле­ние о консультировании, он не способен должным образом сформулировать цели. Консультанту необходимо проинформиро­вать клиента о том, что обычно происходит во время консультатив­ных встреч. Такое информирование способствует лучшему понима­нию клиентом возможностей и ограничений консультирования.

2.4. Система профессиональных ценностей консультанта

Система ценностей чаще всего определяется как важнейший фактор организации жизнедеятельности, механизм регуляции активности и показатель зрелости личности. Под ценностью обычно понимается явное или неявное характерное для человека (группы) представление «о должном» 1 , влияющее на выбор воз­можных средств, вариантов, типов и целей действия. Социальные ценности, преломляясь через внутренний мир и жизненный опыт человека, образуют индивидуальные ценностные ориентации. Проблема последних особенно важна для профессий типа «человек-человек», к которому относится и профессия психолога-консуль­танта.

Профессиональная деятельность психолога направлена на по­знание, понимание личности другого человека. Очевидно, что каждый человек имеет собственную уникальную систему ценност­ных ориентации, которая определяет его представления об окру­жающем мире и принимаемые им решения относительно каждой проблемы. Таким образом, от психолога требуется не только глу­бокая профессиональная подготовка, но и особое «профессио­нальное видение мира», предполагающее наличие специфической системы ценностей.

Явно или неявно профессиональные ценности включаются в любую психологическую теорию консультирования и психотера­пии. Важность ценностей подтверждает исследование М.А. Ту­линой, показавшей, что в создании системной теории профессио­нальной деятельности (систематической эклектики) психолог

Как известно, ценности не могут быть отождествлены со знаниями, так как «суждения о должном» нельзя вывести из «суждений о сущем» (Д. Юм).

может использовать самые разнообразные теоретические построе­ния, гипотезы, понятия, конструкты, модели, метафоры и анало­гии, если соблюдается подчиненность разработок общеопределяе­мым профессиональным ценностям. Содержание ценностей реа­лизуется в профессиональной этике психолога.

В работе психолога тесно переплетаются личные и профессио­нальные ценности.

Пример. За консультацией обращается женщина 27 лет, имею­ щая двоих детей. Она беременна в третий раз. Свою проблему жен­ щина формулирует следующим образом: «Муж хочет третьего ребен­ ка, а я не знаю, что делать. Я - филолог, окончила университет, но ни дня не работала. Боюсь, что вся жизнь уйдет, а я ничего не успею сделать. Скажите, рожать мне третьего ребенка или нет?» Консуль­ тант - женщина, не состоящая в браке и очень высоко ценящая возможность профессиональной самореализации. В данном конкрет­ ном случае личные и профессиональные ценности консультанта вхо­ дят в противоречие.

Для психолога особую важность приобретают следующие воп­росы: в какой степени консультирование должно носить характер ценностной дискуссии, а также в какой степени личные ценности консультанта должны быть представлены в процессе консульти­рования? На этот счет существуют две противоположные точки зрения:


  1. Консультант должен быть объективным, ценностно-нейтраль­ным и не вносить в консультативные отношения свою жизненную философию и ценностную систему.

  2. Консультант должен открыто и ясно демонстрировать кли­енту свою ценностную позицию, поскольку попытка быть ней­тральным в ценностных ситуациях побуждает клиента полагать, что консультант считает оправданным пагубное с социальной, мо­ральной и правовой точек зрения поведение.
Если реально посмотреть на ситуацию консультирования, то невозможно полностью исключить личные ценности из консуль­тативного процесса. Основываясь на своих предпочтениях, убеж­дениях, ценностях, консультант имеет собственные представления о том, что полезно для его клиента. Каждый раз ему приходится решать дилемму: работать исходя из собственных ценностей или из предпочтений клиента.

В повседневном общении мы свободно высказываем свою точ­ку зрения на ряд вопросов. В консультативном процессе такое по^ ведение может нанести вред клиенту. Например, когда клиент просит конкретный совет по жизненно важному вопросу, психо-

лог может попасть в следующую ловушку. Если данный психологом совет не помог, клиент перекладывает всю ответственность на кон­сультанта и чувствует разочарование в консультировании. В слу­чае, когда совет оказался эффективным, клиент получает позитив­ное подкрепление и в следующей сложной ситуации опять отпра­вится за помощью к психологу, не пытаясь решить проблему са­мостоятельно.

Иллюстрацией может послужить следующая притча из ЭСТа. в изложении Л. Рейнхарда.

«Если мы посадим крысу в лабиринт с четырьмя тоннелями и всегда будем класть сыр в четвертый тоннель, крыса через некоторое время научится искать сыр в четвертом тоннеле. Хочешь сыр? Зип-зип-зип в четвертый тоннель - вот и сыр. Опять хочешь сыр? Зип-зип-зип в четвертый тоннель - вот и сыр.

Но через некоторое время великий бог в белом халате кладет сыр в другой тоннель. Крыса зип-зип-зип в четвертый тоннель - сыра нет. Крыса выбегает. Опять в четвертый тоннель. Сыра нет. Выбе­гает. Через некоторое время крыса перестает бегать в четвертый тоннель и поищет где-нибудь еще.

Разница между крысой и человеком проста - ЧЕЛОВЕК БУДЕТ БЕГАТЬ В ЧЕТВЕРТЫЙ ТОННЕЛЬ ВЕЧНО! ВЕЧНО! ЧЕЛОВЕК ПОВЕРИЛ В ЧЕТВЕРТЫЙ ТОННЕЛЬ. Крысы ни во что не верят, их интересует сыр. А человек начинает верить в четвертый тоннель и СЧИТАЕТ, ЧТО ПРАВИЛЬНО БЕГАТЬ В ЧЕТВЕРТЫЙ ТОННЕЛЬ, НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, ЕСТЬ ТАМ СЫР ИЛИ НЕТ. Человеку боль­ше нужна правота, чем сыр»-.

Консультант должен учитывать последствия своего влияния на выбор клиента. Для этого необходимо осознание собственных ценностей и умение не предъявлять их клиенту в виде образца для подражания. Важным критерием уровня развития профессио­нализма является степень интегрированности профессиональных и личных ценностей консультанта в непротиворечивую форму.

Ценностная позиция консультанта не подразумевает нраво­учений или морализаторства. Ценностная нейтральность психоло­га - ключевой момент терапевтических отношений. Быть ценност­но-нейтральным не означает прятать свои истинные чувства от кли­ента под профессиональной маской. В отдельных случаях предъ­явление консультантом собственной ценностной позиции может оказать огромный психотерапевтический эффект.

По мнению Дж. Корри, консультант, желая избежать ценност­ных коллизий в процессе консультирования, должен иметь четкую позицию по некоторым вопросам, в частности, вопросам семьи, секса, абортов, религии, наркотиков, службы в армии. Консуль-

танту важно знать, какое влияние оказывают его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой и в то же время избежать навязывания собственных установок клиентам. В про­цессе консультирования важно помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностных ориентации и принять самостоя­тельное решение. Иногда в процессе консультирования изменяет­ся не только поведение клиента, но и его ценности. Консультант не дает готовых советов - он только расширяет зону осознавания клиента, а последний ищет решения и делает выбор на основе собственных ценностей.

2.5. Профессиональная этика психолога-консультанта

Психологическое консультирование как процесс психологи­ческой помощи строится на этической основе, так как мораль­но-нравственные принципы играют важную роль в жизни каждого человека и всегда носят индивидуально-личностный характер. Как уже упоминалось, в силу специфики своей профессии кон­сультант часто сталкивается со сложными этическими проблема­ми, иногда создающими препятствия для работы.

В консультативном процессе участвуют, по меньшей мере, два человека - консультант и клиент, поэтому следует различать эти­ку каждого из них. Консультанту необходимо помнить, что, поми­мо его собственных нравственных принципов, существуют про­фессиональные этические нормы при оказании психологической помощи. У клиента также есть собственные этические принципы, в соответствии с которыми он строит свою жизнь. В ситуации консультирования происходит соприкосновение этических норм и принципов психолога и клиента.

В большинстве стран разработаны и применяются кодексы эти­ческих принципов, в которых определены границы ответственнос­ти и конфиденциальности психолога, его профессиональная ком­петентность, решение вопросов оплаты и рекламы. Мы приведем основные этические принципы.

1. Конфиденциальность. Это одно из основных правил, позво­ляющее клиенту чувствовать себя в безопасности в ситуации кон­сультирования. Если психолог хочет наладить с клиентом довери­тельные отношения, ему необходимо уметь соблюдать правило конфиденциальности. В том случае, когда психолог хочет провес­ти аудио- или видеозапись сессии, наблюдение третьими лицами че­рез зеркало одностороннего видения, ему необходимо получить

предварительно письменное разрешение клиента. В соглашении необходимо указать цель использования записи: только для су­первизора; для занятий со студентами; для конференции; для пуб­ликации в качестве иллюстрации и др.

Существуют определенные границы использования принципа конфиденциальности. В большинстве стран он считается нару­шенным в следующих случаях:

S существует угроза для жизни клиента или других людей;

S психолог получил информацию о противозаконных действиях;

s совершается насилие (жестокое обращение, развращение и др.) над несовершеннолетними детьми;

s клиент болен и нуждается в госпитализации.

2. Ответственность психолога перед клиентом. Когда психо­
лог начинает работать с клиентом, он принимает на себя ответ­
ственность за собственные услуги, которая включает в себя:

^установку психолога на доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту;

f отказ от превышения собственных полномочий (например, выдачи готовых советов и рекомендаций клиентам);

*/ принятие клиента таким, какой он есть, независимо от его пола, возраста, вероисповедания, национальности;

S направление клиента к другим специалистам, если психолог не может или не хочет оказывать профессиональную помощь;

s ориентация во время консультирования не на социально принятые нормы и правила, а на жизненные принципы и идеалы клиента;

^ разграничение психологом профессиональных и личных от­ношений.

3. Профессиональная компетентность психолога. Уровень про­
фессиональной подготовки психолога-консультанта должен соот­
ветствовать профессиональным стандартам. Психологу необходимо
адекватно оценивать уровень и пределы своей профессиональной
компетентности, четко осознавать границы собственных профес­
сиональных возможностей и не пытаться решать проблемы в тех
сферах, где он может оказаться некомпетентным. Психолог дол­
жен обратиться за помощью к супервизору или коллеге в следую­
щих случаях:

^ он столкнулся с такими собственными нерешенными проб­лемами или конфликтами, которые мешают проведению консуль­тирования;

s проблема клиента выходит за рамки его профессиональных возможностей.

Психолог-консультант должен повышать уровень своей про­фессиональной квалификации: изучать профессиональную лите­ратуру, участвовать в профессиональных семинарах, конференци­ях, съездах, обучающих программах и др.


  1. Вопросы оплаты. В нашей республике существуют центры, где клиент может получить бесплатную психологическую помощь. В то же время развивается рынок платных психологических ус­луг. Психолог может заключать финансовые соглашения с клиен­тами с учетом как своей квалификации, так и платежеспособности клиента 1 . Стоимость услуг психолога оговаривается в начале кон­сультирования. Психолог-консультант не должен завышать стои­мость своих услуг, а также требовать плату за направление клиен­та к коллегам или другим специалистам.

  2. Реклама профессиональной деятельности. Психолог должен объективно информировать работодателей и клиентов о себе и ха­рактере предоставляемых услуг. В характеристике (резюме) нуж­но указывать лишь те знания, навыки и умения, которые психолог получил в соответствии с утвержденными программами образова­ния 2 . В случае появления неточной информации необходимо вне­сти коррективы, соответствующие реальному положению дел. Реклама профессиональной деятельности в периодических изда­ниях, буклетах, визитках должна отражать уровень квалификации и опыт работы психолога, его координаты, часы приема, стои­мость услуг.
Несмотря на то, что почти во всех странах существуют кодексы профессиональной этики психолога, имеются объективные причи­ны, затрудняющие «всегда-и-везде» следовать этическим принци­пам и нормам. В качестве этих причин Р. Джордж и Т. Кристиани называют следующие:

S каждый консультативный контакт уникален, поэтому слож­но соблюдать одинаковые нормы поведения во всех ситуациях консультирования;

1 В большинстве стран услуги психолога (как и врачей) оплачиваются через
страховые компании.

2 На сегодняшний день в Республике Беларусь отсутствуют учебные заведе­
ния, в которых психолог-консультант мог бы повысить свою квалификацию
или подтвердить дипломы (сертификаты), полученные в других странах.
Поэтому любой психолог с дипломом любого образца на сегодняшний
день может объявить себя «психоаналитиком», «семейным консультан­
том», «гештальт-терапевтом» и начать профессиональную деятельность,
не получая лицензии и не подтверждая своей квалификации.

S в случаях, когда консультант работает в каком-либо учреж­дении (школе, поликлинике, центре и др.), ценностные ориента­ции учреждения могут не совпадать или вступать в противоречие с этическими нормами консультанта;

S существуют такие этически противоречивые ситуации, в ко­торых консультант, придерживаясь одной нормы, обязательно на­рушает другую, т.е. этические нормы нарушаются"при любом вы­боре.

Такие дилеммы свидетельствуют об ограниченности кодексов профессиональной этики в профессиональной деятельности пси­холога-консультанта.

В настоящее время в Беларуси отсутствуют общепринятые про­фессионально-этические нормы деятельности практических пси­хологов. Существуют лишь методические рекомендации Минис­терства образования, где излагаются этические нормы, которыми должен руководствоваться педагог-психолог. Однако сообщество психологов (и общество в целом) пока еще не осознало необходи­мость правовой, этической и профессиональной регуляции дея­тельности психологов-консультантов.

2.6. Общие правила и установки консультанта

Прежде чем перейти к специфическим правилам и требовани­ям к работе консультанта, мы посчитали целесообразным изло­жить наиболее общие из них, обычно опускаемые в специальной литературе.


  1. Проводя сессию, консультант должен быть сыт, так как в противном случае мысли о еде, к которым приводит неудовлетво­рение одной из базовых потребностей, будут сильнее мыслей о клиенте.

  2. Консультант должен быть сексуально удовлетворен, иначе увеличивается вероятность появления контрпереноса либо прое­цирования собственных проблем на клиента (в более широком контексте следует говорить об умении консультанта работать со своими сексуальными проблемами).

  3. Консультант должен находиться в ясном состоянии созна­ния. Недопустима сонливость, прием транквилизаторов, алкоголя, наркотиков.
В процессе консультирования особую важность приобретают профессиональная компетентность, личностные качества и уста­новки консультанта. Следующие общие правила делают процесс консультирования более эффективным.

  1. Правило уникальности: все люди отличаются друг от дру­га, поэтому каждая ситуация консультирования уникальна и не­повторима.

  2. Правило динамичности: консультирование - не статич­ный, а динамический процесс, поэтому клиент и консультант по­стоянно изменяются в соответствии с их отношениями.

  3. Правило ответственности: лучший эксперт проблемы - сам клиент, поэтому необходимо помочь ему принять ответствен­ность за решение его проблем.

  4. Правило безопасности: чувство безопасности клиента важ­нее, чем представления консультанта о необходимости прояснить те или иные аспекть!~ситуации, т.е. неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента.

  5. Правило профессиональной компетентности и включен­ ности: помогая клиенту, консультант должен использовать все свои профессиональные и личностные возможности.

  1. Правило нестабильности: в процессе консультирования улучшения часто сменяются ухудшениями, поэтому не следует ожидать успеха от каждой отдельно взятой встречи.

  2. Правило профессиональных ограничений: компетентный консультант осознает уровень своей профессиональной квалифи­кации и собственные ограничения, отвечает за соблюдение этичес­ких норм и оказание необходимой помощи клиентам.

  3. Правило мультипарадигмальности: для решения каждой проблемы можно использовать различные теоретические подходы, поэтому психолог должен развивать обобщенную теорию.

  4. Правило безоценочности: консультант не должен оцени­вать клиента или давать ему советы; его задача - дойти с клиен­том до уровня осознания им своей проблемы.
10. Правило принятия неразрешимых проблем: некоторые про­
блемы в принципе невозможно решить (например, проблему экзис­
тенциальной вины). В таких случаях задача консультанта - по­
мочь клиенту понять неизбежность ситуации и смириться с ней.

Эффективное консультирование - это процесс, который осу­ществляется вместе с клиентом, но не вместо него.

Существуют также определенные ролевые функции консуль­ танта, к которым относятся:

S построение отношений консультанта с клиентом на взаим­ном доверии;

S выявление того, как сами клиенты себя понимают, опора на их интуицию, опыт и ресурсы;

S фокусирование внимания консультанта на реальных обстоя­тельствах жизни клиентов, выявление позитивных ресурсов и силь­ных сторон клиентов;

* создание вокруг клиентов доброжелательной и принимаю­щей психологической атмосферы;

S отслеживание и минимизация консультантом собственных попыток манипулирования клиентом;

S постоянное совершенствование консультантом своей профес­сиональной деятельности в области консультирования (овладение новыми знаниями, умениями, техниками; рефлексия; прохожде­ние супервизии и др.).

И, наконец, самое важное правило, о котором часто забывают психологи - консультант не должен знать больше клиента. Это значит, что «наивный» консультант пытается понять клиента, его представления о проблеме, о нем самом и об окружающем мире в противовес «всезнающему» консультанту, который может определить проблемы клиента уже по тому, как последний входит в дверь.

Вопросы для самоконтроля


  1. Расскажите о специфике профессиональной деятельности пси­холога-консультанта.

  2. Перечислите ролевые функции психолога-консультанта.

  3. Перечислите требования к личности консультанта.

  4. Какие личностные качества психолога-консультанта способ­ствуют эффективности процесса консультирования?

  5. Перечислите цели и задачи деятельности психолога-консуль­танта.

  6. Как ценности консультанта проявляются в процессе консуль­тирования?

  7. На каких этических нормах строится психологическое кон­сультирование?
Литература

Гринсон P . P . Техника и практика психоанализа. М., 2003. Джордж Р., Кристиани Т. Консультирование: теория и практика. М., 2002

Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. СПб., 2001

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., 2000.

Каждый человек имеет собственную систему ценностей, которая определяет его решения и то, как он воспринимает окружающий мир и других людей. Речь идет о важнейших жизненных критериях. Система ценностей консультанта определяет исходные предпосылки консультирования. Любая проблема личности, как отмечает R. May (1967), это моральная проблема; иначе говоря, каждая проблема личности имеет свой моральный подтекст. Уже сам вопрос, часто задаваемый в консультировании и психотерапии, - "Как я должен жить?" - является сущностным для всех моральных систем. Здесь и возникает второй вопрос: в какой степени собственно процесс консультирования имеет или должен иметь характер ценностной дискуссии, а также в какой степени ценности консультанта должны "участвовать" в процессе консультирования. Если ответ на первый вопрос более или менее ясен - проблемы клиента следует воспринимать как следствие психического и духовного нездоровья, а не как предмет моральности, - то по второму вопросу существуют две крайние позиции.

Одна из них - консультант должен быть "объективным", ценностно нейтральным и не вносить в консультативные отношения свою жизненную философию и ценностную систему. Он обязан полностью сконцентрироваться на ценностях клиентов. Это не означает, что идеальным считается консультант, не имеющий собственной системы ценностей, - просто он не должен занимать во время консультирования определенную позицию по моральным и ценностным аспектам. Смысл данной установки консультанта обосновывается тем, что в процессе консультирования клиент, часто благодаря поощрению извне, обучается менять исходные предпосылки своего поведения; самооценка формируется на основании интериоризации оценок окружающих. С. Patterson (1958; цит. по: George, Cristiani, 1990) указывает также на целый ряд причин, по которым консультанту следует избегать оказывать воздействие на ценности клиента:

Жизненная философия каждого индивида уникальна и нежелательно навязывать ее другим;

Ни один консультант не может утверждать, что имеет полностью развитую, адекватную философию жизни;

Наиболее подходящие места для усвоения ценностей - это семья, церковь и школа, а не кабинет консультанта;

Индивид развивает собственную этическую систему, пользуясь не одним источником и не за один день, а под влиянием многих жизненных факторов и в течение длительного отрезка времени;

Никто не может воспрепятствовать другому человеку в формировании уникальной философии жизни, которая была бы для него самой осмысленной;

Клиент имеет право на неприятие этических принципов и философии жизни другого лица.

На противоположном полюсе - мнение Е. Williamson (1958; цит. по: George, Cristiani, 1990), согласно которому консультант должен открыто и ясно демонстрировать клиенту свою ценностную позицию, поскольку попытка быть нейтральным в ценностных ситуациях побуждает клиента полагать, что консультант считает приемлемым и оправданным пагубное с социальной, моральной и правовой точек зрения поведение. Это позиция консультанта- воспитателя, знающего, что хорошо и что плохо.

Трудно согласиться с обоими крайними мнениями. Если реально посмотреть на ситуацию консультирования, станет ясно, что полностью исключить ценности консультанта, мировоззренческие аспекты из консультативного контакта с клиентом просто невозможно, если консультирование понимать как отношения двух людей, а не как нечто механическое или заранее запрограммированное. Консультант должен четко знать свои ценности, не скрывать их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на консультативных встречах, поскольку немало проблем скрыто именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ценностной системы. Однако ясная ценностная позиция консультанта не подразумевает нравоучений и морализирования. В любом случае влияние ценностей консультанта на клиента имеет свою этическую сторону, если признать, что выдвигаемые консультантом цели и используемые методы отражают и его философию жизни. Даже прямо не навязывая клиенту свои ценности, однако придерживаясь в работе определенной философии, мы неизбежно "вносим" в консультирование свое воззрение на систему сущностных вопросов жизни.

Клиентка: женщина 30 лет, замужняя, имеет троих детей, старшему из них 10 лет. Проблема, с которой она обратилась за помощью, - трудности в принятии решения: сохранить брак или развестись с мужем, которого она характеризует как не заботящегося о ней и детях, полностью погруженного в свою работу, скучного и самодовольного. Муж отказался участвовать в консультировании по решению семейных проблем, утверждая, что с ним все в порядке, а лечиться нужно жене, так как это ее проблема. Клиентка утверждает, что развелась бы немедленно, если бы не дети, которым, по ее мнению, нужен отец. Главная ее трудность состоит в необходимости принять решение, сохранить ли семью, т. е. выбрать стабильность, пренебрегая отношениями с мужем, или все-таки развестись, т.е. рискнуть по существу изменить свою жизнь. Один из приемлемых выходов она видит в сохранении семьи и в связи с другим мужчиной (или мужчинами) в целях удовлетворения своих эмоциональных и физических потребностей.

В столкновении с этим конкретным случаем у консультанта возникает много ценностных вопросов. Одна из причин сохранения брака клиенткой - интересы детей. Что думает об этом консультант - детям полезнее иметь обоих родителей в условиях неудачной модели взаимоотношений мужчины и женщины или лучше уж им стать свидетелями развода? Что вообще думает консультант о браке, семье, разводе, положении детей в семье? Клиентка говорит о внебрачных связях. Что думает консультант об их правомерности? Полезны или деструктивны эти связи для жизни клиентки? Что думает консультант о потребности в безопасности и риске в жизни человека? От ответов на заданные вопросы в немалой степени будет зависеть и процесс консультирования и его результат.

По мнению G. Corey (1986), консультант или психотерапевт, желая избежать ценностных коллизий в процессе консультирования, должен иметь четкую позицию по некоторым вопросам. Важнейшие сферы, в которых важна позиция консультанта, - это семья, секс, аборты, религия, наркотики.

Консультанту бесконечно важно знать, какое влияние оказывают его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой и тем не менее избежать навязывания собственных установок клиентам. Жизненная философия каждого человека и его ценности уникальны. Было бы слишком высокомерно думать, что только консультант знает, что такое "хорошая и праведная жизнь". С другой стороны, нейтральность консультанта означает или его амбивалентность в отношении ценностей, или то, что он заботится только о "защите" процесса консультирования от своих ценностей, и это мешает аутентичности и искренности. В процессе консультирования мы должны помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностей и принять на ее основании самостоятельное решение, каким образом они могут изменить поведение или даже сами ценности. Следовательно, консультант поднимает вопросы, а ответы на них ищет и находит клиент на основе собственных ценностей. Консультант, ориентируясь на свою систему ценностей, также помогает клиенту лучше понять последствия некоторых решений, поступков для его собственной жизни и благополучия близких ему людей.

Принципы психологического консультирования.

Для обеспечения результативности и эффективности психологического консультирования необходимо соблюдать следующие принципы:

  1. Принцип доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту, предусматривающий выражение эмоциональной теплоты и уважения, умение принять клиента таким, какой он есть, не оценивая и не осуждая его нормы и ценности, стиль жизни и поведение;
  2. Обеспечение конфиденциальности встречи. Этот принцип означает, что психолог хранит в тайне все, что касается клиента, его личных проблем и жизненных обстоятельств (кроме случаев, предусмотренных законом, о чем клиент предупреждается психологом);
  3. Принцип добровольности означает, что клиент сам обращается к психологу, поскольку субъективно испытывает трудности в жизни и мотивирован к восприятию психологической помощи;
  4. Принцип профессиональной мотивированности консультанта означает, что он защищает интересы клиента, а не других лиц или организаций, не принимает сторону ни одного из участников конфликта, избегает предвзятого отношения;
  5. Принцип отказа психолога от советов или рецептов. Задачей является усиление ответственности клиента за то, что с ним происходит, побуждение его к активности в анализе проблем, в поиске выхода из кризиса;
  6. Разграничение личных и профессиональных отношений. Психолог не может вступать с клиентом в любые личные отношения. Психолог не может устанавливать дружеские отношения с клиентом, а также оказывать помощь друзьям или родственникам.

Реализация принципов психологического консультирования возможна при таких условиях (по Р.С.Немову):

  1. Клиент, который обращается к психологу, должен иметь реальную проблему психологического характера и осознаваемое желание поскорее ее решить.
  2. Консультант-психолог, к которому обратились за помощью, должен иметь опыт психологического консультирования и соответствующую профессиональную психологическую подготовку.
  3. Затраты времени на консультирование должны быть достаточными для понимания и поиска оптимального решения проблемы, которая волнует клиента, а также для успешного ее преодоления совместно с клиентом.
  4. Клиент должен точно соблюдать предоставленные психологом-консультантом рекомендации.
  5. Создание благоприятного и соответствующего психологическому консультированию климата.

Проблема разграничения личных и профессиональных отношений.

Известно, что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи. Существуют различные исследования этих влияний.

Данный принцип включает в себя два аспекта: во-первых, не рекомендуется оказывать профессиональную психологическую помощь родственникам, друзьям и близким, во-вторых, не следует вступать с клиентами в дружеские или сексуальные отношения.

Для консультанта достаточно понимать, что сохранение его авторитета для клиента во многом связано с тем, что последний мало знает о нем как о человеке, у него нет оснований как для восхищения психологом, так и для осуждения его как личности. Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга и консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.

Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту и способы его достижения.

Доброжелательность реализуется при внимательном и чутком отношении к клиенту. Оно противопоставляется как излишней благородной и деятельной (иногда навязан­ной) активности консультанта, так и примитивному, но вели­кодушному сочувствию, сопереживанию. Безоценочность – один из самых труднореализуемых принципов. Безоценочность не значит равнодушие, оно предполагает «внимательный» нейтралитет и спокойное отношение к сообщаемым фактам.

Черты личности, присущие эффективному психологу-консультанту.

  • проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними.
  • чувствительность к установкам и поведению других людей;
  • эмоциональная стабильность и объективность;
  • способность вызывать доверие других людей;
  • уважение прав других людей.
  • доверие к людям;
  • уважение ценностей другой личности;
  • проницательность;
  • отсутствие предубеждений;
  • самопонимание;
  • сознание профессионального долга.

1. Личная зрелость консультанта . Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.

2. Социальная зрелость консультанта . Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам.

3. Зрелость консультанта - это процесс, а не состояние . Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде.

Типичные ошибки психолога-консультанта и работа с ними.

Сверхзабота о клиенте. Клиента сравнивают с больным, которому нужны своеобразные таблетки - слова консультанта, его внимание, или с утопающим, которому требуется спасательный круг, далее с беспомощным котенком. Консультанта же отождествляют с советчиком, спасателем, поводырем. Выражается полное недоверие ресурсам клиента, он воспринимается как неспособный заботиться о себе.

Сверхсамоценность консультанта. Проявляется в стремлении реализовывать себя в консультировании, игнорируя при этом потребности и права клиента. Например, клиент сравнивается с катком, на котором приятно скользить, если у тебя хорошие коньки и ты умеешь классно кататься. Консультант же сравнивается, например, со сталеваром, который направляет огненное, расплавленное железо в нужное (кому?) русло. Или с ювелиром, дворником, который хочет навести порядок в душе клиента.

Преодоление этих двух тенденций О.Р. Бондаренко связывает с развитием у новичков доверия к «ситуации незнания», которая возникает всякий раз при встрече с индивидуальным способом переживания мира. Тогда консультант будет открыт для восприятия любых форм переживаний, установок, особенностей перцептивной сферы клиента. Консультант должен научиться чувствовать себя комфортно в ситуации неопределенности, не стремясь знать точно, что происходит с клиентом, доверяя естественному ходу взаимоотношений.

Этические аспекты психологического консультирования.

Этические аспекты психологического консультирования.(по Кочюнасу)

1. Консультант ответственен в своей работе:
перед своим клиентом;
перед членами семьи клиента;
перед организацией, в которой он работает;
перед общественностью (вообще);
перед своей профессией.

2. Клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс психологического консультирования осознанно, поэтому до начала процесса консультирования консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования:
об основных целях консультирования;
о своей квалификации;
о приблизительной продолжительности консультирования;
о целесообразности консультирования в данной ситуации;
о риске временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования;
о границах конфиденциальности.

Конфиденциальность:
Информация о клиенте может использоваться только в профессиональных целях, и только для блага клиента.
Материалы консультативных встреч в форме, в которой они не могут причинить вреда интересам клиента, консультант может использовать в своей профессиональной научной и преподавательской деятельности. Они не попадают под требования конфиденциальности.
Ориентируясь на право клиента, его доброе имя и сохранение тайны, консультант в определенных случаях может не предоставлять информацию о клиенте в правоохранительные органы, если этим не нарушаются права третьих лиц.
Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасность своей личности.
Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности. Обстоятельства, при которых требования конфиденциальности может быть нарушено:
- преступные действия (насилие, развращение, инцест и подобные), совершенные над несовершеннолетними,
- необходимость госпитализации клиента,
- участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях,
- повышенный риск для жизни клиента или других людей