Индивидуальное и типичное в характере. Типичное и индивидуальное в характере Пограничное расстройство личности

Можно выделить 4 основные черты характера:

1. Отношение личности к другим людям и обществу в целом: коллективизм или индивидуализм, эгоизм, гуманность, чуткость и человеконенавистничество, жестокость и черствость, правдивость и лживость и пр.

2. Отношение к труду: трудолюбие и др.

3. Отношение к самому себе: требовательность и самоуспокоенность, самокритичность и преувеличенное самомнение, скромность и высокомерие, застенчивость и циничность.

4. Проявление волевых качеств: целеустремленность, колебания, отход от поставленной цели, самостоятельность или действия вопреки убеждению, решительность и неуверенность, настойчивость и несостоятельность, выдержка и самообладание, дисциплинированность и смелость, мужество, трусость и малодушие.

Характер человека представляет собой слияние огромного количества черт, как индивидуальных, так и типичных.

Черта характера – это наиболее устойчивая особенность личности, знание которой позволяет предугадать поведение человека в том или ином конкретном случае.

Если человека характеризуют как выдержанного, решительного и находчивого, то можно заранее знать, как он будет поступать в самых сложных и ответственных обстоятельствах жизни. Наиболее трудный участок работы в коллективе обычно поручают тому человеку, который обладает такими чертами, как настойчивость, ответственность и инициативность. Следовательно, каждая черта характера выступает своего рода показателем поведения человека в тех или иных обстоятельствах.

Любая черта характера – смелость, решительность, скромность, трудолюбие и т. д. – формируется в процессе деятельности, протекающей в определенных условиях.

Одна и та же черта характера у различных людей проявляется по-разному. Например, смелость у одного бывает разумной, у другого – безрассудной; искренность может быть наивной, чистосердечной, напускной. Неповторимое своеобразие проявления одной и той же черты у людей объясняется тем, что в основе их лежат различные мотивы, побуждения, интересы и отношения. Это и придает чертам индивидуальность.

Наряду с индивидуальными чертами, отражающими главным образом личную историю жизни человека, имеются черты, общие для характеров многих людей. Их называют типичными. Типичные черты отражают общие условия жизни и деятельности, воспитания и обучения, а также возраста, суждениям, смелость и настойчивость. Таким образом, в каждом характере представлено и индивидуальное, свойственное вот этому человеку, и типичное, свойственное данной группе людей или классу, возрасту, народу.

Индивидуальное и типичное неразрывны в характере: типичное проявляется у каждого человека индивидуально. Исходя из того, что в характерах людей имеется общее, типичное, в психологии уже давно делается попытка классифицировать характеры на группы. В науке известны многие классификации, в том числе русских психологов А. Ф. Лазурского и П. Ф. Лесгафта, а также советских ученых Н Д. Левитова и А. Г. Ковалева. Однако ни одна из них не получила в науке общего признания, так как не найден основной критерий, по которому можно было бы классифицировать характеры людей на группы.

Своеобразное сочетание черт образует структуру характера. Это не механическое сочетание свойств личности, это сплав их, образующих единство – целостный характер человека.

И. П. Павлов писал: «Если вы представите отдельные черты совершенно врозь, то, конечно, вы характера человека не определите, а нужно взять систему черт и в этой системе разработать, какие черты выдвигаются на первый план, какие еле-еле проявляются, затираются и т. д.».

В структуру характера входят направленность личности, волевые и нравственные качества.

Необходимо отметить, что определенное влияние на формирование отдельных патологических черт характера могут оказывать как наследственно-биологические факторы, так и особенности внешних условий.

Акцентуации характера

Как уже говорилось, в психологической и клинической практике существует понятие «акцентуированные личности», которые по сути являются не патологическими, а нормальными, но все же имеют определенные личностные «заострения». Последние даже скорее зависят не от природно-биологических свойств, а от факторов внешней среды, которые накладывают определенный отпечаток на образ их жизни. Можно сказать, что заложенная в человеке природная тенденция взаимодействует с факторами внешней среды (семья, школа, профессия и др.).

Акцентуированные черты могут быть как однозначны, так и многозначны (комбинированные). Лица, обладающие этими чертами, могут быть социально адаптированы. Черты акцентуации отмечаются в различных психических сферах: в интеллектуальной деятельности, в направленности интересов и способностей, чувств и волевых проявлений.

Акцентуация – индивидуальные черты характера, обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. Акцентуации характера преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим.

В результате преувеличенного развития отдельных черт характера ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Сама выраженность акцентуации может быть различной, от легкой, заметной лишь ближнему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии.

Психопатия болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми, при этом психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.

Однако в отличие от психопатии акцентуации характера проявляются непостоянно, а с годами могут и сгладиться.

К. Леонгард выделяет 12 типов акцентуации, каждый из которых предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам, при повышенной чувствительности к другим, что приводит к частым однотипным конфликтам и «нервным срывам». В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, человек может стать незаурядным, например, акцентуация по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника. Акцентуации характера часто встречаются у людей в подростковом и юношеском возрасте, по разным оценкам от 50 до 80%. При этом скрытые акцентуации у подростков легче, чем явные, компенсируются и исчезают при правильном воспитании, а при ошибках воспитания переходят в явные.

Нередко и медицинским работникам в своей деятельности приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения таких людей. Определить тип акцентуации характера можно с помощью специальных психологических тестов, например с помощью теста Леон-гарда – Шмишека.

Типы акцентуаций характера:

Гипертимический (гиперактивный). Чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, риску, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, не обладает самокритичностью. Необходимо сдержанно относиться к его необоснованному оптимизму и переоценке возможностей. Энергия подчас направляется на употребление спиртного, наркотиков, беспорядочную половую жизнь.

Дистимичный. Постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходятся. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной. Ценит тех, кто дружит с ним и склонен подчиняться.

Циклоидный. Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения, и низкая в период подавленности).

Эмотивный (эмоциональный). Чрезмерно чувствителен, раним, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому чаще пребывает в печальном настроении. Предпочитает узкий круг друзей и близких, которых понимает с полуслова. Редко вступает в конфликты, играет в них пассивную роль, обиды не выплескивает наружу.

Демонстративный. Выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обмороки, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках. Поведение зависит от человека, с которым имеет дело, высока приспособляемость к людям.

Возбудимый. Повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфдиктует, ввязывается в ссоры с начальством, неуживчив в коллективе, в семье деспотичен и жесток.

Застревающий «застревает на своих чувствах», мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты»; налицо служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывает активной стороной, четко определяет круг врагов и друзей. Проявляет властолюбие – «занудливость нравоучителя».

Педантичный. Выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способны замучить посетителей формальными требованиями, изнуряют домашних чрезмерной аккуратностью.

Тревожный (психастенический). Пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях, редко вступает в конфликты, пассивная роль.

Экзальтированный (лабильный). Изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.

Интровертированный (шизоидный, аутистический). Малая общительность, замкнутость, в стороне ото всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, своих переживаний не раскрывает, хотя повышенно раним. Сдержанно, холодно относится к другим людям, даже к близким. Поведение, логика часто непонятны окружающим. Любит одиночество. В конфликты вступает редко – при попытке вторгнуться в его внутренний мир. Переборчивость в выборе супруга, поиск идеала. Эмоциональная холодность и слабая привязанность к близким.

Экстравертированный (конформный). Высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, несамостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться. Приказы начальства принимает без раздумий. В общении с друзьями и в семье уступает лидерство другому.

Из сказанного ясно, что характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и это главное!), так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые схожие черты, отражающие общие, типические стороны их жизни. Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического.

Характер – это неразрывное целое. Но нельзя изучить и понять такое сложное целое, как характер, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самому себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу, прежде всего, проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им – леность, небрежность, пассивность, расточительство.

Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д.И. Писарев писал: «Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком». Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т.п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность.

Как утверждал В. Гюго: «У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности». В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них.



Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий.

Трезвая самооценка – это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Неадекватная самооценка формирует повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу.

Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей.

По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.

Волевые качества можно воспитывать у человека. И.П. Павлов подчеркивал, что человек – это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т.е. может самосовершенствоваться. Слабовольные люди при продуманной работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.


Книга приведена с некоторыми сокращениями

Каждая историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые объективно, т. е. независимо от самого человека, накладывают отпечаток на мировоззрение людей, формируя черты характера, типичные для данной эпохи. С изменением общественных отношений изменяется и духовный облик людей, меняется характер.
В разные общественно-исторические эпохи проявляются различные черты характера.
По характеристике Маркса - Энгельса типичными классовыми чертами характера буржуазии являются: эгоизм, грубая и беззастенчивая эксплуатация, энергия в преследовании корыстных интересов и уничтожение чести и достоинства личности. В процессе революционной борьбы у пролетариата тоже формируются типичные черты характера.
Пролетариат отбрасывает типические буржуазные черты характера (жадность, стяжательство, лицемерие, человеконенавистничество), освобождает личность от грязи, пошлости и гнили, придавая новый смысл высокоморальным чертам характера человека (патриотизм, честь, человеческое достоинство, справедливость).
Социалистические формы труда, социалистические производственные отношения, обусловленные общественной собственностью на средства производства, обеспечивающие справедливое распределение материальных и духовных благ, политическое равенство и свободу граждан, а также широкое участие всех людей в управлении делами общества, составляют объективную основу и являются главным источником формирования социалистических черт характера.
В условиях социалистического общества формируются типичные черты характера советского человека, в которых отражается борьба новых общественных отношений со старыми, отмирающими, задерживающими рост общественного развития, мешающими развитию передовых идей и формированию новых, прекрасных черт характера.
Типичные черты характера человека социалистической эпохи: - это любовь к Родине, справедливость, гуманность, братство, честность, отзывчивость.
Характер формируется не только под влиянием того, что делает человек сегодня, характер развивается под влиянием тех практических дел человека, которые направлены в будущее. Перспективная деятельность во имя будущего формирует положительные черты характера не только современного человека, но и человека будущего коммунистического общества.
«В период перехода к коммунизму возрастают возможности воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство».
Формирование личности с определенными чертами характера зависит от тех задач, которые решает общество, и от тех основных насущных потребностей, которые определяют общественное развитие на данном этапе.
Единство жизненных интересов, мировоззрения и целенаправленность практической деятельности по построению коммунизма воспитывают и формируют новые, коммунистические черты характера у советского человека.
Моральный кодекс строителя коммунизма включает нравственные принципы, являющиеся основой формирования новых, типичных черт характера человека.
«Коммунистическая мораль включает основные общечеловеческие моральные нормы, которые выработаны народными массами на протяжении тысячелетий в борьбе с социальным гнетом и нравственными пороками. Особо важное значение в нравственном развитии общества имеет революционная мораль рабочего класса. Коммунистическая мораль в ходе строительства социализма и коммунизма обогащается новыми принципами, новым содержанием.
Новое, типичное в характере советского человека, развивающееся в борьбе за коммунизм, включает в себя те черты характера, которые формировались у рабочего класса, крестьянства и интеллигенции в ходе революционной борьбы, в борьбе за построение социализма и теперь, обогащенное новыми принципами и содержанием, выступает в еще более совершенном качестве.
К таким типичным чертам характера советского человека относятся:
преданность делу коммунизма, добросовестность в труде, инициативность, активность, новаторство, трудолюбие, жизнерадостность, сознательная дисциплина, общественный долг, нетерпимость к нарушению общественных интересов, коллективизм, товарищество, гуманизм, непримиримость к несправедливости, дружба со всеми народами, социалистический патриотизм, интернационализм, непримиримость к врагам коммунизма.
Сохраняя положительные черты характера, приобретенные прежде, наши современники вносят в них новое, своеобразное. Великие цели, к которым стремится наш народ и воплощает в своих делах, в жизни, в быту и труде, способствуют формированию новых, коммунистических черт характера (отношение к труду, к коллективу, к себе). В этом и проявляется новое в характерах таких людей, как В. Гаганова, Н. Мамай и многих других.
Типичные условия жизни людей отражаются в типичности их характеров. Вместе с тем своеобразие условий жизни, воспитания, специфика труда и быта каждого человека накладывают особый отпечаток на индивидуальные черты характера человека.
Индивидуальное неотделимо от общего, типичного, но и типичное всегда имеет некоторую индивидуальную окраску.
У каждого человека формируются и проявляются в ходе жизни и деятельности личные, индивидуальные черты характера, влияющие на его волевые, эмоциональные и интеллектуальные качества.
В социалистическом обществе созданы все условия для развития индивидуальных черт характера, для свободного развития каждого человека. Враги социализма пытались утверждать, что коллективизм исключает индивидуальность, так как личное сливается с общественным, индивидуальные различия стираются, а следовательно, исчезают и индивидуальные черты характера.
Космонавт Валерий Быковский, оценивая свои личные достижения, подчеркивает, что он добился многого только потому, что развитию его индивидуальных качеств помогал большой коллектив, в общении с этим коллективом он смог развивать и формировать свои индивидуальные черты. Он указывает на значение помощи, товарищеской поддержки и выручки всего коллектива космонавтов, воспитателей и тех, кто обучал космонавтов. С большой теплотой он отзывается о Юрии Гагарине, поддержку которого он так чувствовал в полете. В заключение он говорит: «Какими бы качествами ни обладал космонавт, он ничего не сделает без помощи коллектива, вооруженного знаниями, опытом, последними достижениями науки и техники».
Валерий Быковский не мыслит свое личное развитие вне коллектива: только соединение своих усилий с усилиями других ведет по пути развития.
Об этом же говорит и Валентина Николаева-Терешкова. Она рассказывает о роли коллектива в развитии и формировании ее черт характера. Вначале это был дружный коллектив фабрики, потом - коллектив аэроклуба и затем - коллектив космонавтов.
Индивидуальные черты характера выражаются прежде всего в своеобразии типичных черт характера. Например, такие черты характера, как дружба и товарищество, являются типичными чертами советского человека, но у каждого отдельного человека эти черты характера проявляются очень своеобразно, индивидуально. У одного дружба и товарищество выражаются в том, что человек предъявляет большие требования к другу, взыскателен к нему, непримирим к его недостаткам, другой проявляет эти черты характера в ином отношении к другу: он чуток, внимателен, предупредителен и стремится не допустить проявления отрицательных черт в поведении друга или помогает исправить их. Первый не может поступить так, как второй (и наоборот), в силу индивидуальных особенностей своего характера.
Индивидуальные черты характера проявляются: в особенностях учебной деятельности человека, в своеобразии его мышления, внимания, памяти, наблюдательности, в отношении к работе; в особенностях трудовой деятельности - в отношении к своему труду и труду других; в трудолюбии, в волевых качествах - настойчивости, выдержке, целеустремленности.
В результате отрицательного влияния некоторых людей, неправильного воспитания, порочного влияния капиталистического мира у советского человека иногда могут формироваться и отрицательные индивидуальные черты характера.
Главным средством перевоспитания человека и переделки его отрицательных черт характера является общественное воздействие и общественное порицание, влияние коллектива, трудовая деятельность.
В своей педагогической работе учитель всегда должен учитывать индивидуальное проявление черт характера учащегося, создавать условия для развития положительных черт характера и перевоспитания отрицательных.
Изучение индивидуальных черт характера и особенностей их проявления в деятельности и поведении ребенка дает возможность определить индивидуальный подход к ребенку и индивидуальную работу с ним. Учет индивидуальных особенностей детей обеспечивает наилучшие пути достижения воспитательных целей.
Сочетание развития индивидуальных и типичных черт характера ребенка создает благоприятные условия для формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Черты характера

Под чертами характера надо понимать индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.
Формы поведения человека только тогда становятся чертами характера, когда они неоднократно проявляются в практической деятельности, и человек всегда действует определенным образом в определенных условиях, за исключением тех случаев, когда он, учитывая обстановку, преднамеренно не действует привычным образом.
Можно наметить две группы черт характера.
К первой группе относятся черты характера, выражающие моральную направленность личности, т. е. систему ее отношений к действительности (к коллективу, к обществу, к другим людям, к труду, к самому себе). Эти черты характера проявляются в целенаправленной деятельности человека.
Ко второй группе относятся волевые черты характера. В зависимости от воспитанности волевых черт характера судят о сильном или слабом характере.
Однако необходимо учитывать, что характер - это целостная структура, черты характера всегда находятся во взаимодействии, взаимозависимости, и каждая черта имеет значение только в зависимости от особенностей характера в целом.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Типическое как отражение общего в условиях жизни и природе человека. Характер есть

общественно-историческое явление; следовательно, не может быть каких-то всеобщих

характеров вне времени и пространства.

Есть определенные характеры определенных

исторических эпох, характеры конкретных личностей. Это не означает, что характер

коренным образом изменяется от эпохи к эпохе.

Личность как носитель характера является членом общества и связана с ним

различными отношениями. Являясь членом общества, личность находится в

определенных экономических, политических, культурных условиях, общих как для нее,

так и для многих других людей – членов этого общества, класса. Эти условия формируют

общие типические черты характера. Типическое в характере людей и конкретного человека отражает существенное в социальной жизни эпохи, класса.

Следовательно, о типическом в характере можно говорить как о существенных чертах,

общих для известной группы людей. Эти существенные черты отражают общие условия

жизни и проявляются в большей или меньшей мере у каждого представителя данной

группы людей. Таким образом, типическое характеризует в одно и то же время и

данную, конкретную индивидуальность, и других людей, с которыми данная

индивидуальность разделяет общие экономические, политические и культурные условия

Наряду с общим в экономических, политических и культурных условиях жизни

необходимо учитывать общее и в самой деятельности, которая накладывает отпечаток

на поведение человека. И, наконец, есть нечто общее в природной организации человека,

например типическое в высшей нервной деятельности людей. Это тоже не может не

сказаться на типическом в характере человека.

Наряду с общими условиями имеются и своеобразно индивидуальные условия в жизни и

воспитании каждого отдельного человека. Сами общие условия проявляются в каждом

конкретном случае в своеобразно индивидуальных формах. Существуют различия в

быте семьи, интересах различных семей, важное значение имеют профессионально-трудовые

различия. Все это не может не отражаться на характере человека. Индивидуальные

различия в быту и воспитании, различия всяких воздействий, иногда случайных

впечатлений, проявляются в индивидуально-своеобразных склонностях и интересах,

потребностях и вкусах, чувствах, складе ума и в целом – в характере человека.

Различия в быту, а тем самым и различия в потребностях, вкусах определяют индивидуальные

особенности у людей одного и того же общества, одной и той же прослойки населения.