Каков портрет новой экономики начала 21 века. Экономический FAQ. Что произошло с экономикой России в XXI веке

Россия может еще как минимум года три не опасаться масштабного кризиса в экономике - при условии, что банковская система выдержит

За последние 15 лет российская экономика пережила классический ресурсный цикл, переболела «голландской болезнью» и закончила его тем, что нет ни факторов, ни ресурсов для роста. Независимой от нефти и газа экономики в России не более 10%. При этом управляется российская экономика не рынком, а интересами чиновниками. Однако «жировых запасов» накоплено на несколько лет вперед, считает руководитель экономической программы Московского центра Карнеги Андрей Мовчан.

Андрей Мовчан (фото: 24smi.org)

«ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ ОПРЕДЕЛЯЕТ ВОЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ»

Из многочисленных встреч с аудиторией, интервью, вопросов СМИ и слушателей я сделал вывод, что большинству наших читателей интересны не столько научные теории или курьезные факты из жизни мировой или российской экономики, сколько короткие качественные, а не количественные ответы на прямые и простые вопросы - что было, что будет и чем экономическое сердце успокоится.

К сожалению, далеко не все вопросы имеют однозначные ответы. И вопрос «сколько будет стоить...» не имеет большого смысла - скорее всего, случайности и неизвестные нам еще обстоятельства будут влиять на стоимость активов сильнее, чем мы в состоянии предположить. Но тем не менее можно, по крайней мере, обозначить эти факторы и попытаться определить рамки возможного - даже в области вопросов в лоб.

Две важные оговорки. Во-первых, ответы базируются на сегодняшней ситуации и информации, доступной сейчас. Всегда есть риск, что ситуация поменяется и что мы не обладаем достаточной информацией для ее оценки. Во-вторых, основную часть экономических событий определяет не стихийное формирование спроса и предложения, подчиняющееся строгим законам, а личная или коллективная воля тех или иных управленцев, не всегда рациональных, часто некомпетентных, всегда преследующих свои личные, клановые, партийные и другие цели, далекие от задач балансирования экономики. Эти действия и их последствия намного сложнее предсказывать, но возможность таких нерациональных вмешательств нельзя сбрасывать со счетов.

РЕСУРСНЫЙ ЦИКЛ И ГОЛЛАНДСКАЯ БОЛЕЗНЬ

Что произошло с экономикой России в XXI веке?

Экономика России за последние полтора десятилетия пережила классический ресурсный цикл и «голландскую болезнь» - явления банальные и хорошо изученные. Повышение цен на нефть в начале века создало эффект быстрого роста бюджетных доходов и позволило властям отказаться от стимулирования процесса расширения налоговой базы. Более того, возможность контролировать нефтяные потоки позволила власти консолидировать непрямой контроль за углеводородной индустрией, банковским бизнесом и через них - за всей экономической и политической жизнью страны, что существенно негативно повлияло на развитие любого ненефтяного бизнеса и на эффективность экономических и бюджетных решений.

Фактически к 2008 году бюджет России на 65–70% состоял (прямо или косвенно) из доходов от экспорта углеводородов, а корреляция темпов роста ВВП, доходов федерального бюджета и размеров резервов с изменениями цены на нефть достигла 90–95%. На этом фоне рубль за счет массивного притока нефтедолларов оказался существенно переоценен - в 2006–2007 годах его рыночный курс превышал расчетный инфляционный на 35%. Таким образом, на экономическое развитие России оказывали влияние три негативных фактора.

1. Власть в своем стремлении к контролю за финансовыми потоками сознательно ухудшала инвестиционный климат, отказываясь от защиты прав инвесторов и предпринимателей и даже дискриминируя инвесторов и бизнесменов. Это приводило к сокращению потоков инвестиций, к удорожанию денег, к снижению предпринимательской активности и даже к постоянно растущим потерям финансового и человеческого капитала - вывоз капитала из России за этот период составил более $1 трлн, да и лучшие бизнесмены и профессионалы постоянно покидали страну.

2. Стерилизация дополнительных прибылей в резервы увеличивала стоимость денег, снижая привлекательность инвестирования и делая невозможным развитие капиталоемких или медленно развивающихся отраслей.

3. Переоцененный рубль и популистские меры правительства, направленные на необоснованный рост зарплат, вместе с высокими налогами резко завышали себестоимость продукции, делая внутреннее производство нерентабельным.

В конечном итоге Россия деградировала практически во всех областях экономики, так и не создав конкурентной производительной сферы, несмотря на общий рост доходов за счет экспорта углеводородов и даже опережающий рост потребления. В структуре российского ВВП до 20% заняла добыча углеводородов. Еще до 30% ВВП составила торговля, гипертрофированная из-за огромных потоков импорта за счет нефтедолларов (30% ВВП - это примерно в два раза выше, чем в среднем по развитым странам). Внутренний рынок энергии и инфраструктура заняли около 15% ВВП. Еще 15% пришлось на государственные проекты; 9% составила доля банковской сферы - в итоге не более 10% ВВП России относится совместно к сфере независимых услуг и нересурсному производству.

На это наложилась неразумная социальная политика - рост доходов населения опережал рост ВВП даже с учетом нефтяной составляющей. Бюджет стал работодателем почти 30% трудовых ресурсов напрямую и еще около 8% трудовых ресурсов косвенно, приняв на себя непомерную нагрузку. Пенсионная реформа провалилась из-за половинчатости и нерешительности власти. Вдобавок бюджет был перегружен амбициозными неэффективными проектами и гипертрофированными расходами на оборону и безопасность. Наконец, бюджетные расходы раздувались не только из-за неэффективности затрат, но и из-за высокого уровня коррупции.

В конечном счете после падения цен на нефть Россия осталась с недиверсифицированной, квазимонополизированной экономикой, в которой отсутствуют как факторы, так и ресурсы для роста.

...А КРАХА ВСЕ РАВНО НЕ БУДЕТ

Можно ли сказать, что Россия терпит экономический крах?

Нет, пока нельзя. За годы высокой стоимости нефти Россия накопила достаточные запасы. Золотовалютные резервы сейчас в три раза превышают ожидаемый объем импорта 2016 года. Предприятия создали достаточное количество основных фондов. Население накопило более $250 млрд в банках и, возможно, не меньше в наличной форме, увеличило более чем в два раза среднюю жилую площадь на человека, сформировало запас товаров долгосрочного пользования.

Падение доходов домохозяйств, безусловно, стало беспрецедентным, но и оно при нефти $35 за баррель возвращает нас к уровням 2004–2005 годов - временам не богатым, но вполне стабильным. В целом подушевой ВВП в России в 2016 году составит, по пессимистическим прогнозам, около $7,5 тысячи - в конце седьмого десятка стран, рядом с Туркменией, чуть ниже Китая (а ВВП по ППС, видимо, около $13–14 тысяч - где-то в девятом десятке стран, где Алжир, Доминиканская Республика, Таиланд, Колумбия, Сербия, ЮАР). Эти показатели скромны, но еще далеки от катастрофических (зона цветных революций начинается около $6 тысяч подушевого номинального ВВП и $9–10 тысяч по ППС).

При сохранении нынешней конъюнктуры (нефть не выше $35 за баррель, никаких реформ не происходит) Россия может еще как минимум года три не опасаться масштабного кризиса в экономике - при условии, что банковская система выдержит.

Андрей Мовчан

Московский центр Карнеги , 25.02.2016

Андрей Мовчан - руководитель экономической программы Московского центра Карнеги.

Родился в 1968 году в Москве.

Окончил механико-математический факультет МГУ им. Ломоносова (1992), Финансовую академию при правительстве РФ (1996) и University of Chicago Booth GSB (2003). Имеет Certificate of Professional Competence of Supervisors and Employees of Banks and Investment Firms (Кипр), квалификационный аттестат ФСФР 1.0.

1993 - 1994 - начальник отдела экономического анализа «Альфа-Групп».

1994 - 1995 - заместитель председателя правления финансовой группы «Гута».

1995 - 1997 - возглавлял планово-экономическое управление коммерческого банка «Российский кредит».

1997 - 2002 - управляющий директор инвестиционной компании «Тройка Диалог».

2003 - создал и на протяжении 6 лет руководил группой «Ренессанс Управление Инвестициями».

2009 - создал инвестиционную компанию «Третий Рим».

Жена Ольга, врач-кардиолог, оба увлекаются бальными танцами.

В семье четверо детей.

После дефолта 1998 года начался подъем российской экономики. В 2000--2008 годах в экономике России отмечался рост ВВП (в 2000 -- 10 %, в 2001 -- 5,7 %, в 2002 -- 4,9 %, в 2003 -- 7,3 %, в 2004 -- 7,2 %, в 2005 -- 6,4 %, в 2006 -- 7,7 %, в 2007 -- 8,1 %, в 2008 -- 5,6 %), промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения. Происходило снижение численности населения, живущего ниже уровня бедности (с 29 % в 2000 году до 13 % в 2007). С 1999 по 2007 годы индекс производства обрабатывающих отраслей промышленности вырос на 77 %, в том числе производства машин и оборудования -- на 91 %, текстильного и швейного производства -- на 46 %, производства пищевых продуктов -- на 64 %. В 2009 году на фоне мирового экономического кризиса произошёл спад ВВП на 7,9 %.

На представленном графике изображена динамика ВВП в период после финансового кризиса 1998 года:

Источник: Международный валютный фонд http://www.imf.org

Россия прекратила внешние заимствования, начала успешно выплачивать огромные долги, которые раньше была не в состоянии погасить. В результате Россия стала одной из немногих стран, чей внешний долг намного меньше критического уровня.

Быстро росли золотовалютные ресурсы страны. По объему ЗВР Россия заняла третье место в мире, уступая лишь Китаю и Японии.

Во многом успехи российской экономики были связаны с высокими мировыми ценами на нефть и газ. В 2000-е годы спрос на них резко вырос, что постоянного толкало цены вверх. В течение всего десятилетия до 2008 года они неуклонно росли, устанавливая рекорд за рекордом.

В 2001 году проведена налоговая реформа. Введен 13-процентный подоходный налог, взимаемый с физических лиц. Это один из самых низких показателей в мире. Благодаря низкому подоходному налогу было практически покончено с выплатами «серых» зарплат - неучтенных доходов, не облагаемых налогами. Работники уже были заинтересованы в том, чтобы вся зарплата выдавалась не тайком в конвертах, а официально: с таким подоходным налогом не имело больше смысла рисковать, к тому же от размера зарплаты зависела будущая пенсия.

Снижен налог на прибыль предприятий и организаций, приняты законы о поддержке малого и среднего бизнеса. Эти меры не покончили с «теневой» экономикой, но по ней был нанесен ощутимый удар. Для многих предпринимателей он потерял смысл. Тысячи предприятий стали работать открыто, раскрыли свои реальные доходы, которые раньше незаконно скрывали из-за высоких налогов.

Приняты меры по ограничению власти естественных монополий - таких, как Газпром, РАО ЕЭС («Единые энергетические системы»), РЖД и др.

Все эти шаги позволили оздоровить экономику и поставить ее на путь полноценного развития.

С 2008 года в экономике страны начался спад, связанный с начавшимся мировым финансовым кризисом. Однако в отличие от западных стран, кризис не повлиял на основные параметры бюджета и на социальные программы государства. За счет прошлых накоплений от продажи нефти Россия смогла достаточно безболезненно для населения пережить финансовый кризис. А к 2011 году его последствия были практически преодолены.

Рост ВВП России в 2010-2011 годах составил 8,8 %. Но итогам 2011 года инвестиции в России достигли рекордного за последние 20 лет уровня в 370 млрд долларов за год. Таким образом каждый день в экономику России инвестируется более 1 миллиарда долларов. Темпы инфляции опустились до рекордно низкого уровня со времён распада СССР, за 2011 год индекс цен вырос только на 6,6 %. С 1 января 2012 года начало работу Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. 22 августа того же года Россия вступила во Всемирную торговую организацию.

В 2000-е годы в России был проведён ряд социально-экономических реформ: налоговая, земельная, пенсионная (2002), банковская (2001--2004), монетизация льгот (2005), реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта.

Однако несмотря на высокие темпы роста и безусловные успехи в экономике, Россия все еще существенно отстает от ведущих западных стран по основным экономическим показателям. А уровень жизни в стране является одним из самых низких в Европе. Реформы не изменили конъюнктуру экономики РФ. Главной статьей российского экспорта и главным источником поступлений в бюджет государства по-прежнему остаются нефть и газ. И падение мировых цен на энергоносители может обернуться для страны новым кризисом.

Геостратегическое положение России в период после развала СССР позволяло и побуждало руководство страны осуществлять дальнейшее развитие государства путем возрождения могущества и достижения цели стать одной из ведущих держав многополярного мира, уверенно преодолевая противодействие традиционных и новоявленных конкурентов и обретая надежных и многочисленных союзников. Насколько преуспела Россия в решении насущных задач первого десятилетия?

В одной из предвыборных статей Владимир Путин пишет: «Россия сегодня по основным параметрам экономического и социального развития вышла из глубокого спада... мы достигли и преодолели показатели уровня жизни самых благополучных лет СССР» (Путин В. В. «Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить»).

Результаты первого десятилетия

Этот бодрый вывод, с одной стороны, приятен, но с другой – он означает, что более 20 лет нашей истории фактически потеряны. За эти десятилетия остальной мир ушел далеко вперед, а мы радуемся, что удалось вернуться к тому уровню, с которого начиналось падение. Чего здесь больше – радости или грусти. А что говорят на этот счет статистика и другие авторитеты? Посмотрим на таблицы 1 и 2.

Таблица 1

Как видим, имевшиеся возможности были реализованы не лучшим образом. Особенно удручающи показатели, характеризующие главное богатство, – сбережение населения и качество жизни, незначителен рост ВВП и архаична по-прежнему сырьевая структура экономики, что замедляет ее развитие и способность обеспечивать противодействие возрастающим угрозам безопасности страны и каждого ее гражданина.

Таблица 2

Конечно, слишком тяжелы были утраты последнего десятилетия прошлого века, связанные с нечестной приватизацией общественной собственности и бездарной до преступности конверсией военного производства, причинивших большой вред во всех сферах жизнедеятельности общества. Но и должной активности и творчества не было, особенно со стороны тех, в чьих руках оказалось раздробленное богатство страны. На призыв президента России об удвоении ВВП в течение десяти лет они реагировали вяло, предпочитая не инвестировать в реальную экономику, а вывозить за рубеж свои доходы. В то же время Министерство финансов отнеслось к этому призыву скептически, закладывая в прогнозы менее высокие темпы роста ВВП и усердно выводя колоссальные доходы от сырьевого экспорта в Стабилизационный и пришедшие ему на смену фонды. Реальный рост ВВП зачастую превосходил прогнозируемые наметки. К концу периода он замедлился, чему способствовали, во-первых, увод из экономики в «подушку безопасности», хранимую за рубежом, очень значительных сумм, во-вторых, мировой экономический кризис.

«Нужны технологии. Надеяться на то, что нас вытянут нефть и газ, недальновидно, – отметил ректор Финансового университета при правительстве РФ Михаил Эскиндаров. – А деньги, которые не работают, не приносят пользы». В 2008 году расходы госбюджета составили 7,57 триллиона рублей, тогда как в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния праздно лежало 7,6 триллиона рублей. Если бы они работали в отечественной экономике, в ее реальных секторах, то предложенное президентом удвоение ВВП было бы достигнуто раньше, а вложение средств в реальную экономику вместо «подушки безопасности» дало бы второе его удвоение. Но не произошло ни второго удвоения, ни реиндустриализации, а кризис поразил нашу экономику гораздо глубже, чем экономику США и Европы.

Заметим, что ситуация не изменилась: при обсуждении в Государственной думе госбюджета на 2013 год оппозиционные партии отмечали стремление Минфина занизить реальные доходы, искусственно показать дефицит, а полученные дополнительные средства от экспорта нефти и газа направить в Резервный фонд, а не на инвестиции, социальные нужды, национальную оборону и национальную безопасность.

Определить экономическую модель

Десять лет назад, оценивая геополитическое положение страны, приводились обобщающие показатели экономической, военной и военно-экономической мощи России и крупнейших стран мира. Их анализ говорил о том, что РФ только по показателям экономического потенциала превосходит Германию, Францию, Англию, Японию, а по величине территории также показатели Китая и США. Однако степень реализации экономического потенциала нашего государства оказалась значительно ниже, чем этих стран, поэтому по обобщающим показателям экономической мощи Россия была слабее приведенных в таблице государств. Внутрисистемные показатели военно-экономической безопасности нашей страны тоже были неутешительными, а системы обеспечения структур военного противодействия угрозам национальной безопасности вследствие крайней ограниченности экономических возможностей государства неадекватны военно-экономическим потребностям сил, противостоящих реальным и потенциальным военным угрозам.

Тем не менее тогда мы считали, что Российская Федерация обладает хотя и сократившимся, но все еще колоссальным экономическим потенциалом. Возрождение ее могущества и возвращение в число наиболее развитых и сильных держав мира было возможно, но лишь при всестороннем учете главного из уроков истории – консолидации общества вокруг базовых общественных ценностей и задач противостояния внутренним и внешним угрозам, с которыми столкнулось наше государство. Особенно надо подчеркнуть настоятельность этой задачи сегодня, поскольку угрозы национальной безопасности значительно возросли, а заметных сдвигов в соотношении сил в пользу России не произошло.

Сейчас Россия сосредотачивается, чтобы достойно ответить на предвидимые вызовы, с которыми сталкивается весь мир: системный кризис, тектонический процесс глобальной трансформации – переход в новую культурную, экономическую, технологическую, геополитическую эпоху. Пока мы пытались уйти из социализма и стать «как все», эти «все» приходили все основательнее к убеждению, что капитализм исчерпал себя. Невозможно перечислить все препятствия и задачи, назовем те из них, которые уже явно определились.

В общем виде надо «завершить создание в России такой политической системы, такой структуры социальных гарантий и защиты граждан, такой модели экономики, которые вместе составят единый, живой, постоянно развивающийся и одновременно устойчивый и стабильный, здоровый государственный организм» (В. В. Путин. «Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить»). Такой организм гарантирует суверенитет России и процветание ее граждан. Владимир Путин упоминает также слова о справедливости, достоинстве, правде и доверии. А каков он «такой» организм конкретно?

Коснемся некоторых сторон конкретизации только одной из названных проблем – модели экономики.

Во-первых, надо слезть с сырьевой иглы и перейти на инновационное развитие промышленности, сельского хозяйства и других отраслей реальной экономики. Без этого бесполезно говорить о решении проблем экономики и иных сфер жизнедеятельности. И здесь главная трудность в том, что в той экономике, которую мы выстраиваем, не прикажешь. Нужны другие методы. Частника надо заинтересовать, а государственных чиновников подбирать политически и экономически грамотных, профессионально компетентных, творческих и дисциплинированных.

Во-вторых, необходимо разрушить и устранить возможность сращивания бизнеса с чиновниками, под корень преодолеть коррупцию (раз она признается государственной изменой), но при этом не выталкивая государство из экономики под предлогом его якобы неэффективности, а изгоняя невежд из государственного аппарата, заменяя их честными, экономически грамотными людьми, только тогда экономика станет умной, эффективной. Здесь нужна большая творческая работа юристов и законодателей в области совершенствования хозяйственного права и колоссальная организационная работа.

В-третьих, как воздух, необходимо достижение в стране социального единства. Его не добиться без изменения в разы децильного коэффициента, который составляет 1:15 по России в целом, а в Москве 1:50, в то время как в европейских странах 1:7. Такой разрыв уже грозит бессмысленным и беспощадным бунтом. Социального единства не добиться также без прогрессивной шкалы налогообложения, без солидного компенсационного взноса от дельцов нечестной приватизации и ренационализации той части собственности, характер которой, как показал опыт, требует ее изъятия из частных рук, а также и без ликвидации офшоров. Много требуется изъятий и нововведений, но на все это нужна жесткая политическая воля, а не бодрые предвыборные призывы и обещания.

Размышляя об искомой модели экономики, особенно в плане ОПК, вдруг наткнулся на только что принятый федеральный закон «О Фонде перспективных исследований». Читаем: «Фонд вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению цели, ради которой он создан и соответствует этой цели». Читаем еще: «Федеральные органы государственной власти не вправе вмешиваться в деятельность фонда и его должностных лиц». Думаю, что этот закон оказался бы очень подходящим для всей экономики, он направлен на то, чтобы нейтрализовать главный порок рыночной экономики, ориентирующей ее субъектов не на функциональный эффект (результат), а на прибыль. С другой стороны, видим стремление устранить бюрократические препоны, создаваемые зачастую некомпетентными действиями госорганов.

Убежден, что в крайне противоречивой социально ориентированной рыночной экономике очень важно не обезьянничать ни под капиталистическую конкуренцию, ни под плановый социализм, а во всем видеть и соблюдать меру, определяющую переход явлений в новое качество, даже в свою противоположность.

Смотреть вперед на 30–50 лет

В вопросе о реструктуризации и модернизации экономики зачастую мы упрощенно понимаем взаимосвязь экономики и национальной безопасности, в том числе национальной обороны, повторяя мудрые высказывания авторитетов далекого прошлого о том, что финансы – это артерии войны, что для войны нужны три вещи – деньги, деньги и еще раз деньги. Но с тех пор, когда так говорилось, произошли крупные изменения в экономике и военном деле.

Военное строительство ХХ века показало, что с индустриализацией экономики деньги весьма сложно превращаются в военную мощь, что определяющую роль приобретают вопросы структуры экономики, заблаговременной экономической мобилизации и конверсии в процессах взаимопереходов экономической и военной мощи как элементов системы могущества. Советский Союз ярко продемонстрировал эти процессы накануне Великой Отечественной войны и в период конверсии военного производства 90-х годов. Цепи объективных функциональных и временных взаимосвязей отраслей экономики предопределяют эти процессы, и от понимания и учета этих связей в военно-экономической политике зависят колоссальный успех и позорное поражение, возможность «срезать угол» и провалить очередную ГПВ.

Игнорирование этих взаимосвязей в годы конверсии военного производства сделало неизбежным быстрый и столь глубокий крах не только ОПК, но и всей экономики России в 90-е. Такова же причина крайне слабого, неустойчивого процесса возрождения экономики в первое десятилетие XXI века. В этом загадка срывов неолиберальной военно-экономической политики России.

Военная мощь в современных условиях предполагает такие вооружения и военную технику, производство которых возможно лишь при наличии в структуре реальной экономики самых современных отраслей производства, применяющих высокие технологии. Мы спешим озаботиться проблемами постиндустриальной экономики, а на деле скатились к доиндустриальной, утратив машиностроение, электронную промышленность, высокие технологии и высококвалифицированные научные кадры. Аналогична связь других структур, обеспечивающих национальную безопасность, с экономикой и ее структурой. Эту связь нельзя упускать из виду, говоря об «умной» обороне и защищенности от новых угроз, о необходимости смотреть за горизонт лет на 30–50 вперед, выделяя на программы развития Вооруженных Сил и модернизацию ОПК 23 триллиона рублей, но мирясь с засильем сырьевой ориентации экономической политики и оттоком мозгов и капитала за рубеж.

Каковы же показатели, относящиеся к национальной обороне и национальной безопасности в истекшее десятилетие и на перспективу? На этот вопрос проливают свет данные таблицы 3.

Таблица 3

Как видим, расходы на национальную оборону в первом десятилетии нынешнего века не поднимались выше 2,84 процента в ВВП и 18,63 процента в расходах госбюджета и имели тенденцию к уменьшению, а расходы на национальную безопасность соответственно – 2,41 и 11,1 процента. Показатели первых лет нового десятилетия не свидетельствуют об их росте.

Финансовая спекуляция – это торговля финансовыми активами с целью получения прибыли как результата от принятия рыночного риска. Это стало одной из основных форм финансовой деятельности наряду с инвестированием, хеджированием, страхованием и т. п. Поскольку и при инвестициях, и при спекуляциях достигается рост финансов, то происходит какое-то помутнение мышления и вырождение финансовой политики.

Что такое недофинансирование ОПК? Это может быть вынужденной мерой, следствием крайней ограниченности ресурсов. Но это может быть и способом, используемым коррупционерами для обогащения под видом обслуживания оборонных расходов. В такой ситуации военным финансистам приходится брать кредиты у частных банков по баснословным процентам. Расплачивается за них государство, обогащая олигархов и коррумпированных чиновников. То, как приходилось бороться с финансовыми махинациями на ниве недофинансирования оборонных расходов в 90-е годы прошлого века, убедительно показано в монографии бывшего начальника Главного ФЭУ МО генерал-полковника В. В. Воробьева (Воробьев В. В. «Финансово-экономическое обеспечение оборонной безопасности России: проблемы и пути решения». Санкт-Петербург, 2003).

Это особенно важно понимать в условиях перехода страны к социально ориентированной рыночной экономике с плюрализмом форм собственности. Поскольку он происходит, то надо обрести знание и умение работать в условиях рынка, не утратив колоссальных возможностей планомерного регулирования экономических процессов. Почти целое десятилетие существования ОПК в условиях недофинансирования и дробления в интересах приватизации его предприятий, утраты многого из того, что необходимо для обеспечения его адекватности угрозам и надежной конкурентоспособности, обусловили также и провал первых трех государственных программ вооружения в истекшем десятилетии. Это заставляет переосмыслить отношение к финансово-экономическим технологиям, понять их огромную как разрушительную, так и созидательную силу и умело использовать ее для созидания.

Речь идет о роли и месте военно-финансовой составляющей в системе определяющих факторов и о том, как предотвратить ее отрыв от военной, экономической и военно-экономической политики, как обеспечить выполнение их функционального предназначения. Главное состоит в том, чтобы добиться адекватности военно-финансовых и военно-экономических интересов, исключить преувеличенное влияние узковедомственных и частных интересов. Надо обеспечить сочетание функциональных целей и экономических интересов в системе контрактов субъектов военно-экономических отношений, разработав в хозяйственном праве правила игры, приемлемые для сторон, и создав приемлемый для них механизм принуждения в виде экономических санкций, норм юридической ответственности, вводя новые формы экономических отношений, институциональные новшества, современные рыночные технологии.

Одно из наиболее действенных средств и путей к цели – создание, а по сути возрождение разрушенных приватизацией и конверсией военного производства крупных интегрированных структур в ОПК.

РОССИЯ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Экономическое развитие

Главный источник беспокойства за наше ближайшее будущее заключается в том, что экономический рост во многом опирается на высокие цены на нефть. Но всем понятно, что раньше или позже они неизбежно понизятся. Еще никто не забыл кризис 1998 г., который как раз и был связан с подобным падением цен. Учитывая его уроки, было решено часть выручки от налогов на нефть направлять в так называемый стабилизационный фонд . Он должен использоваться, если цены на нефть упадут, чтобы правительство имело резерв для устранения наиболее серьезных проблем в бюджете. Тем не менее, если страна не избавится от зависимости от колебаний нефтяных цен, развиваться устойчиво она не сможет. Основное условие такого освобождения – активный приток иностранного капитала в Россию. Но чтобы этот капитал пришел, нужно создать для него благоприятные условия, прежде всего, гарантировать от произвола чиновников и изменений законодательства.

В области среднего образования также было немало перемен. Началось введение 12-летнего образования. Стало больше разнообразных видов школ (гимназии, лицеи и т. п.) и программ. Активно идет переход на сдачу единого государственного экзамена для поступления в вуз. Но насколько эта реформа оправдана, пока говорить рано. Планируется введение с 10 класса профильного обучения в школах, при котором учащиеся будут сами определять, какие предметы они хотят изучать глубже, а какие, наоборот, менее серьезно.

Однако общие проблемы не только не обошли сферу образования, но в чем-то ударили по ней сильнее. Плохое финансирование, низкая зарплата, отсутствие у государства ясной политики в области образования, многое другое привели к падению его уровня и качества, распространению всевозможных форм обучения, которые не дают базовых знаний. Негативно также и то, что стало мало различных кружков и секций, спортивных школ и т. п.

Очень серьезным отрицательным фактом стала постоянная смена учебных программ и учебников. Группы ученых-методистов стали так активно конкурировать между собой за право издать собственные учебники, что полностью забыли об интересах школы. Это не только ведет к большим дополнительным затратам, но не позволяет учителям квалифицированно преподавать. Также это не дает возможности отследить, какие программы и учебники больше подходят для детей, а какие – меньше.

Некоторые перспективы

Как уже было сказано, начало XXI века оказалось для России более успешным, чем конец ХХ. Главные отличия – экономический рост и внутренняя стабильность. Однако по-прежнему страна находится на развилке. Куда она пойдет? По пути экономического роста, укрепления государственности, законности, демократии или по пути усиления позиций государственного капитализма, который будет препятствовать успешному развитию? Дело в том, что все эти годы наблюдается усиление слияния крупных и даже средних государственных чиновников и многих представителей бизнеса, которые вместе, используя любые средства, стремятся обогатиться за государственный или народный счет, укрепить свои позиции во власти, переделить собственность. Рост коррупции – это только симптомы такого слияния.

Перед страной стоят трудные задачи. Часть из них: подъем жизненного уровня малоимущих, улучшение здравоохранения и образования, улучшение положения с жильем, уменьшение смертности – и ряд других можно существенно решить, если удастся поддерживать экономический рост в стране.

Но для обеспечения роста надо многое сделать в поддержке бизнеса, устранении различных препятствий на пути здоровой деловой инициативы, привлечении иностранных инвестиций, создании нужной правовой базы.

Главное, чтобы и руководство, и народ поняли, что рост производства во имя подъема материального благосостояния – это и есть важнейшая национальная и государственная задача.

Разумеется, есть много проблем: борьба с бытовой и организованной преступностью, коррупцией, злоупотреблением служебным положением , борьба с пьянством и наркоманией и др., которые должны решаться только совместно государством и обществом. Но это возможно, только если Россия станет действительно демократическим обществом.

История идет своим путем. Но в то же время историю делают люди. Будем надеяться, что найдутся люди, которые создадут «русское экономическое чудо».

Степанова Татьяна Евгеньевна , канд. экон. наук, доцент, зам. директора по научной работе Самарского института Российского государственного торгово-экономического университета, Россия

Translation will be available soon.

| Скачать PDF | Загрузок: 181

Аннотация:

Поиск новой научной парадигмы устройства мира, нуждающегося в глобализации знаний и научных достижений, стал предпосылкой возникновения следующей фазы развития человечества, связанной с появлением информационно-коммуникационных технологий, позволяющих совершенствовать процессы генерации знаний и использовать их в качестве основного ресурса экономического развития. Началом становления этой фазы можно условно считать середину XX века, когда был изобретен первый компьютер.

JEL-классификация:

Поиск новой научной парадигмы устройства мира, нуждающегося в глобализации знаний и научных достижений, стал предпосылкой возникновения следующей фазы развития человечества, связанной с появлением информационно-коммуникационных технологий, позволяющих совершенствовать процессы генерации знаний и использовать их в качестве основного ресурса экономического развития. Началом становления этой фазы можно условно считать середину XX века, когда был изобретен первый компьютер.

Активное формирование новой экономики осуществляется на протяжении последних двадцати лет с появления глобальных информационных сетей, средств коммуникаций и Интернета. Стратегическое развитие национального хозяйства различных стран, в том числе и России, прежде всего, неразрывно связано с формированием новых экономических отношений. Решить эту задачу можно только на основе глубокого теоретического осмысления содержания новой фазы экономического развития общества.

В настоящее время существует несколько теорий развития современного общества:

‑ концепция постиндустриального общества;

‑ теория информационной экономики;

‑ концепция экономики, основанной на знаниях;

‑ теория глобального сетевого общества.

Общими чертами этих концепций являются:

во-первых , они акцентируют внимание на новых качествах современного общества;

во-вторых , каждая из концепций раскрывает указанные качества со своей позиции;

На основании их общности можно сделать вывод о том, что все они взаимосвязаны и представляют собой различные направления формирования парадигмы новой экономики. Отсюда следует, что при анализе современной экономики следует исходить не из разделения ее на отдельные составляющие по приоритету факторов производства, ресурсов, отдельных секторов или сфер деятельности, а из интеграции этих составляющих в единое целое, которое будет адекватно отражать все многообразие происходящих трансформаций. Другими словами, необходимо определить ‑ на каких новых принципах развивается современная экономика и уже в соответствии с ними определить ее новое содержание. К числу таких принципов следует отнести:

выбор хозяйствующих субъектов опирается на знания, в основе которых лежит та или иная информация, полученная в режиме on-lain;

значимость знаний (как особого ресурса, неисчезающего в потреблении, обладающего возрастающей ценностью и доходностью, а также редкостью и уникальностью, к тому же – это не взаимозаменяемый ресурс);

формирование динамично развивающихся новых секторов экономики – сектора знаний, информационного сектора, оказывающих прямое воздействие на национальную экономику в целом;

направленность приобретенных и накопленных знаний на гуманизацию общества;

развитие сетевых методов организации хозяйственной деятельности субъектов.

Сегодня речь идет о формировании и развитии человеческого потенциала (капитала), который выходит на передний план в обеспечении социально-экономического прогресса в ХХI веке. По данным Всемирного банка в 192 странах на долю человеческого капитала приходится в среднем 64% общего богатства, на долю физического капитала – 16%, на долю природного капитала – 20%. В России эта пропорция составляет, соответственно ‑ 14%, 14% и 72%. В Германии, Швеции, Японии удельный вес человеческого капитала достигает 80% национального богатства.

Масштабно и зримо труд во всех ипостасях своего существования и формах проявления выходит на передний план, что предполагает принципиально новое теоретическое обоснование современной парадигмы социально-экономического развития. Определим сущность современной экономики следующим образом.

В ходе развития общественного производства знания в различных формах превращаются в системное и непрерывное явление, родовым признаком которого выступает фиксированная монополия на рентные факторы, а экономика, в общем объеме доходов которой определяющую роль начинает играть интеллектуальная рента, превращается в экономику, основанную на знаниях.

Неискушенный читатель удивится этому на первый взгляд странному словосочетанию, ведь во все времена и эпохи человеческая деятельность была невозможна без знаний и передача их от одного поколения к другому всегда считалась делом необходимым и благородным. Человечество, по мере возможности, старалось сохранить накопленные знания и преумножить их, дать последующим поколениям невидимое оружие, позволяющее создавать неповторимые шедевры в искусстве, одерживать победы в ратных боях, становиться лидером в бизнесе, совершать великие открытия в различных отраслях науки.

Однако весь ход социально-экономического развития свидетельствует о том, что при всей важности знаний как общечеловеческого ресурса они никогда прежде не имели столь приоритетного значения и не могли столь всесторонне и полноценно блистать всеми гранями и качествами как экономический ресурс, фактор производства, актив и благо. Для всех этих проявлений знания характерна одна общая черта ‑ знание уникально по своей сути и обладает безграничностью в своем воспроизводстве.

Сегодня ни один из хозяйствующих субъектов не может осуществлять свою деятельность без генерации и постоянного обновления имеющегося у него массива знаний, и поэтому в практику прочно входит непрерывное образование, осуществляемое различными современными способами ‑ дистанционно, интерактивно, виртуально.

Объективны и закономерны процессы валоризации и реконфигурации знаний. Индивиды, имеющие высококвалифицированные знания, востребованные на различных рынках, становятся получателями нового вида дохода ‑ интеллектуальной ренты .

Многие продвинутые фирмы, в том числе и российские, создают и тщательно защищают от потенциального вторжения контрагентов корпоративные знания, дающие при их умелом использовании неоспоримые конкурентные преимущества.

Страны, сумевшие органично вписать инновационные ресурсы и знания в экономическую модель своего развития, достигают значительных успехов на мировом рынке, становятся лидерами экспорта образовательных услуг, приносящих немалые доходы.

Все это требует пересмотра направлений государственного регулирования, оптимизации саморегулирования и действия других институтов экономики, основанной на знаниях. Как справедливо отмечал П. Друкер: «Результаты появляются вне человека – в обществе, экономике или в развитии самого знания… Знание в новом его понимании означает реальную полную силу, средство достижения социальных и экономических результатов».

Во второй половине ХХ века, хронологически означающей вхождение развитых стран в постиндустриальное общество, изменилась сама роль знаний, что выразилось в применении знаний к процессам производства, распространения и использования самого знания. Результатом этого явился рост информационного, виртуального и сектора знаний, сферы услуг, развитие ресурсосберегающих технологий, изменение структур и методов управления.

В современной экономике идут реальные процессы развития высоких технологий и роста отраслей информационного производства, что свидетельствует о ее качественном перерождении:

‑ знания становятся наиболее существенным ресурсом производства;

‑ все большую независимость от труда получает производство;

‑ роль первичного сектора выполняет индустрия высоких технологий.

В структуре общественного богатства происходит увеличение доли его внеэкономической составляющей (образование, здоровье, экология, нация).

Повышение «качества» индивида становится равноценным процессу накопления общественного богатства. Поэтому рост производительности труда работников, оперирующих знаниями, становится одной из главных задач экономики знаний. Вместе с тем, процесс формирования экономики, основанной на знаниях, не лишен внутренних противоречий.

Одно из таких противоречий связано с тем, что, не исчерпав потенциала имеющихся традиционных ресурсов, субъекты национальной экономики не могут переходить к приоритетному использованию знаний как ресурса, поскольку для этого надо иметь высокий уровень развития техники, технологий и человеческого капитала. Экономика, основанная на знаниях ‑ это закономерная и объективно обусловленная более высокая по сравнению с индустриальной фаза (стадия) развития общества. И перейти к этой стадии без должной экономической, механико-технологической базы не представляется возможным.

Отсюда следует сделать вывод, что страны с низким уровнем экономического развития и, соответственно, неразвитым сектором знаний не в состоянии перейти к экономике, основанной на знаниях, и не могут поставить во главу своего экономического роста такой фактор, как знания.

Другое противоречие экономического роста связано с несоответствием уровня развития трудовых ресурсов и организации общества тому характеру экономики, который сформировался в современном мире. Прежде всего, это выражается в огромной нехватке квалифицированных специалистов на мировом рынке труда. Активные миграционные процессы, характерные для многих стран, к сожалению, ее не решают. Эта проблема носит глобальный характер, и она присуща разным сферам деятельности – бизнесу, науке, образованию и т. п.

Еще одно противоречие связано с концентрацией в развитых странах большей части интеллектуального и технологического потенциала человечества. В них сосредоточиваются основные торговые обороты, замыкаются инвестиционные потоки из развивающихся стран в развитые регионы планеты. Это ведет к поляризации стран по уровню развития человеческого капитала, по его доли в общественном богатстве страны, их дифференциации по приоритетам экономического развития.